Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:36, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотрение основных методов и технологий измерения природных рисков.
Задачи работы:
1. Дать определение понятию природных рисков, определить их сущность, привести классификацию.
2. Охарактеризовать основных методы и технологии измерения природных рисков.
3. Рассмотреть практический опыт управления природными рисками в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………….…….…...3
Понятие и сущность природных рисков……………………...…………..4
Методы и технологии измерения природных рисков……………...…...10
Опыт управления природными рисками в Российской Федерации…...13
Заключение…………………………………………………………………...…18
Список использованной литературы……………………………………….....19
Ураганные ветры имеют скорость 32 м/с и более. Такие скорости часто регистрируются при тайфунах в Приморском крае, сопровождающихся проливными дождями. Наибольшую опасность представляют примерно на 21% площади [10, с. 209].
- Пожары
Пожары обычно разделяются на лесные, степные, тундровые, кустарниковые, торфяные и т. д. Наибольшую опасность они представляют для 44,6% территории России, покрытой лесом. Несмотря на принимаемые меры по предупреждению природных пожаров, их общее количество и площадь в последние 30 лет ежегодно увеличивалась даже на активно охраняемых территориях.
Пропорционально
площади пожаров происходил и
рост экономических потерь от их проявлений.
В настоящее время эти потери составляют,
в среднем, 136,1 млн. долл. в год. В отдельные
годы эта цифра может быть превышена в
4-5 раз [10, с. 209-210].
Оценка
риска — это расчет степени
влияния всех потенциально вредных
воздействий и вероятности
Оценка риска должна включать обработку неопределенностей, так как все применяемые методы имеют ограничения и неопределенности. Все решения или сравнения рисков всегда будут предприниматься в условиях неопределенности [6].
Основными объектами оценки природных рисков на локальном уровне являются различные по занимаемой площади и объему природно-технические системы (ПТС), включающие все, расположенные в их пределах здания, сооружения и другие объекты хозяйства, от отдельных строительных объектов до их систем в пределах небольших муниципальных образований и населенных пунктов. К неотъемлемым составляющим таких ПТС, обособленных для целей риск-анализа, относятся также постоянно и временно в них находящееся население, а также животный и растительный мир (окружающая природная среда).
Локальные ПТС занимают сравнительно небольшую по площади территорию, обычно картируемую при решении градостроительных, проектных и других задач в масштабе 1:10000 и крупнее. Поэтому для них характерны относительная однородность инженерно-геологических, гидрометеорологических, техногенных, экологических, социальных и других условий, а также развитие двух-трех, реже большего числа обычно взаимосвязанных опасных природных и техноприродных процессов, являющихся источниками риска. Все это определяет специфику и детальность локальной оценки природных рисков в различных сферах, которая рассматривается применительно к отдельным, типичным для территории России объектам и действующим природным и техно-природным опасностям [9].
Измерение природного риска может быть количественным, качественным или смешанным в части вероятности наступления события и его возможных последствий. Например, последствия с точки зрения угроз и возможностей могут быть измерены как высокие, средние и низкие. Вероятность так же может быть высокой, средней и низкой, однако требуются различные определения для угроз и возможностей.
Из всего многообразия вариантов оценки рисков в целом для измерения природных рисков подходит малочисленная группа определенных приемов и методов.
Среди них выделим следующие:
По некоторым данным, с 1985 по 1993 год на территории России в соответствии с критериями МЧС РФ ежегодно происходило 130–140 чрезвычайных ситуаций природного (геофизического) характера. Основные материальные потери в нашей стране приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21%), ураганы и смерчи (14%).
По статистике и природно-географическому расположению территории России наиболее опасными природными явлениями для нашей страны являются землетрясения (потенциально подвержено более 20% территории) и склоновые процессы (этим опасным природным явлениям подвержено также более 20% территории) [4, с. 183-184].
При тенденции снижения общего количества природных бедствий и количества погибших в них в России за последние годы, численность пострадавших в целом растет, а материальные потери увеличиваются еще более быстрыми темпами (по некоторым оценкам, на 10-15% в среднем в год). Экономический ущерб от стихийных бедствий составляет около 70% совокупных материальных потерь от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, среднегодовая величина которых в конце 1990-х - начале 2000-х гг. оценивалась в от 3% до 7% ВНП.
Кроме того, в России в полной мере и весьма ярко проявляется контраст между различными социальными группами с точки зрения уязвимости к природным опасностям. Это наглядно демонстрируют последствия природных бедствий последних лет (наводнений в Якутии и Краснодарском крае в 1998-2002 гг., сильных морозов в Корякском округе в 2004 г. и на большей части территории страны в начале 2006 г.). При этом анализ показывает, что факторы подверженности отечественной экономики природным опасностям, хотя в целом неблагоприятны, но, по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами мира, по данному критерию Россия не испытывает какой-то особой, исключительной угрозы. Более того, по сравнению с основным массивом стран бывшего "третьего мира" Россия находится в относительно более благоприятном положении.
В тенденциях управления природными рисками в Российской Федерации за последние годы можно отметить постановку ряда крупных научных исследований и проектно-изыскательских работ по количественному анализу природных опасностей и рисков в различных районах России и сопредельных стран. За этот же период по различным аспектам проблемы были опубликованы сотни статей и около десяти монографий. В их числе 6-й том уникального монографического издания «Природные опасности России», непосредственно посвященный оценке и управлению природными рисками (под редакцией А. Л. Рагозина), а также монография «Стратегические риски России: оценка и прогноз» (под общей редакцией Ю. Л. Воробьева). В последней из указанных работ природные риски отнесены к числу наиболее существенных для нашей страны на современном этапе ее развития.
Из достижений последних лет необходимо также отметить дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы количественного анализа природных рисков, обязательность которого зафиксирована теперь в федеральном законе РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002, № 184-Ф3, а также в Инструкции по инженерно-геологическим и геоэкологическим изысканиям в г. Москве.
Согласно
упомянутому закону, безопасность любой
продукции, включая здания, сооружения
и другие площадные объекты хозяйства
вместе с прилегающими к ним территориями
должна определяться через риск ее
нарушения. Таким образом, количественная
оценка риска постепенно становится
основным механизмом принятия научно
обоснованных решений по уменьшению
и предупреждению негативных последствий
природных и техногенных
В этой ситуации особую актуальность приобретает скорейшее решение ряда теоретических и практических проблем риск-анализа геологических и других природных опасностей.
В России также реализуется стратегия устойчивого развития и снижения природных рисков в форме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая за сравнительно непродолжительный срок своего существования доказала свою результативность.
Вместе
с тем, процесс институционализации
управления природными рисками в
России далек от завершения и носит
противоречивый характер. Это выражается
в пробелах действующего законодательства,
патернализме государства при оказании
социальной помощи пострадавшим от бедствий
при одновременном невнимании законодателя
к важным деталям оказания такой
помощи и ее чрезмерной бюрократизации;
в неполноте организационной
и правовой базы регулирования деятельности
применительно к конкретным видам
природных опасностей и бедствий
(например, наводнений и землетрясений).
Отмеченные проблемы серьезно ограничивают эффективность формальных институтов, включая РСЧС, особенно в части предупреждения и снижения риска природных катастроф. Они также отрицательно сказываются на реализации уже имеющихся возможностей по снижению природных рисков, не говоря уже о перспективе.
Активное и непосредственное вмешательство государства необходимо и в процесс формирования действенного экономического механизма снижения природных рисков. В этом реализуется приоритетная роль государства в управлении указанными рисками не только как субъекта нормотворчества и контроля выполнения норм, но и одновременно как экономического (рыночного) субъекта. Наиболее очевидна потребность в финансово-экономическом вмешательстве при природных бедствиях, когда масштабы ущерба превосходят совокупные возможности индивидов по его покрытию и требуют значительной социальной помощи пострадавшим.
Вмешательство государства должно осуществляться по трем взаимосвязанным основным направлениям:
Заключение
Характерной чертой общемирового развития последних десятилетий является значительный рост экономического ущерба от природных опасностей и бедствий. В генезисе последних возрастающую роль играет хозяйственная деятельность человека, поэтому они все чаще являются, по сути, природно-антропогенными (природно-техногенными) бедствиями.
Увеличение количества природных катастроф в мире связано с рядом глобальных процессов в социальной, природной и техногенной сферах, которые обусловливают интенсификацию развития опасных природных явлений и снижение защищенности людей на Земле. Ускоренный рост критических ситуаций, связанных с природными явлениями, связан не только с бесконтрольным увеличением человеческой популяции, но и с ростом техногенных воздействий на окружающую природную среду.
Информация о работе Методы и технологии измерения природных рисков