Морское страхование. Страхование грузов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 10:20, реферат

Описание

Цель данной работы – получить представление о содержании и особенностях договора морского страхования, классификации морского страхования, особенностях реализации основных терминов страхования в морском страховании, специфических терминах морского страхования, страховании судов на различных условиях, договоре страхования груза на разных условиях, договоре страхования фрахта и особенностях его реализации, особенностях и различных видах страхования ответственности судовладельцев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ 4

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ 6

3. СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА 9

4. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ФОРМА ДОГОВОРА 11

5. СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА 13

6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА 18

7. СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ В РОССИИ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

Морское страхование_Страхование грузов в России.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ  И ФОРМА ДОГОВОРА

 

Для того чтобы договор морского страхования считался заключенным, необходимо, чтобы между его сторонами (страховщиком и страхователем) в требуемой форме было достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора. Договор морского страхования должен быть заключен в письменной форме. Если договор страхования заключается в форме одного документа, подписанного сторонами, страховой полис, выдаваемый страховщиком, служит доказательством, удостоверяющим факт заключения договора страхования, а также лишним подтверждением обязательства страховщика выплатить страховую сумму страхового возмещения при наступлении предусмотренного договором страхового случая. В юридической литературе уже давно сделан вывод в том, что страховой полис не является ценной бумагой.

Под страховой суммой разумеется та денежная сумма, на которую страхователь страхует соответствующий имущественный интерес. Страховая сумма должна быть объявлена страхователем при заключении договора морского страхования. В случаях, когда объектом страхования является судно, груз или иное имущество, страховая сумма не может превышать их действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость). Если страховая сумма, указанная в договоре, превысит страховую сумму имущества, договор морского страхования будет считаться недействительным в отношении той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. В случае если объявленная страхователем страховая сумма окажется ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения подлежит уменьшению пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

В отношении одного и  того же объекта страхования может  быть заключено несколько договоров  морского страхования с разными  страховщиками. О складывающихся при  этом правоотношениях говорят как о двойном страховании. Применительно к договору морского страхования груза предусмотрена возможность для сторон застраховать имущество по особому соглашению – генеральному полису. Страхование по генеральному полису допускается в отношении всех грузов или грузов известного рода, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока.

Выводы: Договор морского страхования должен быть заключен в  письменной форме, страховая сумма  должна быть объявлена страхователем  при заключении договора морского страхования, в отношении одного и того же объекта страхования может быть заключено несколько договоров морского страхования с разными страховщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ  ДОГОВОРА

 

Содержание договора морского страхования составляют права и обязанности его сторон: страхователя и страховщика. Правоотношения по морскому страхованию являются длящимися, и в процессе своего развития они могут изменять содержание, которое во многом зависит от того, наступил страховой случай или нет.

Наверное, точнее говорить не об этапах развития страхового правоотношения, а о двух разных вариантах его  развития. Ведь в большинстве случаев  обязательство страховщика в  части выплаты страхового возмещения остается нереализованным по той причине, что не наступает событие, которое предусмотрено в договоре страхования в качестве страхового случая. И это нормальный ход развития страхового правоотношения (первый вариант его развития), в этом случае услуги страховщика страхователю считаются оказанными и проявляются в том, что в течение срока действия догвора страхования риски страхователя были покрыты страхованием.

Размер страховой премии устанавливается  по соглашению сторон в договоре морского страхования и зависит от множества  различных факторов, основными из которых являются характер и объем страхового покрытия, предусмотренного условиями страхования, а также степень страхового риска, являющегося объектом страхования.

При наступлении страхового случая страхователь несет две основные обязанности, исполнение которых одновременно признается необходимым условием для получения суммы страхового возмещения от страховщика.

Во-первых, страхователь должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать указаниям последнего. Аналогичная обязанность по уведомлению страховщика о наступившем страховом случае лежит и на выгодоприобретателе, которому известно о заключении договора страхования в его пользу, если он намерен воспользоваться правом на получение страхового возмещения.

Во-вторых, при наступлении  страхового случая страхователю вменяется  в обязанность принять все  возможные разумные и доступные  в сложившихся обстоятельствах  меры по предотвращению или уменьшению убытков.

В таком же порядке  страховщик возмещает страхователю расходы, произведенные в связи  с составлением диспаши по общей  аварии. Такие расходы страхователь может понести, в частности, когда  он выступает в качестве стороны, требующей распределения общей аварии, интересы которой могут быть затронуты составлением диспаши. В этом случае страхователь должен подать диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых он требует, в течение 12 месяцев со дня окончания общего морского предприятия. За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Общая авария (general average) – убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Частная авария (particular average) – убытки, не признаваемые общей аварией, которые несут исключительно владельцы судна, потерпевшего аварию Вов время шторма, или владельцы груза, которому был нанесен ущерб.

К частной аварии также  относятся: стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания; убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания; убытки, причиненные обрубанием обломков или частей  судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности; убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на плаву; любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.).

Морской протест –  документ, подтверждающий страховой  случай, описывающий обстоятельства и причины происшествия и свидетельствующий  о размере причиненного ущерба и  принятых по его предотвращению или  уменьшению мерах. Документом, который  может иметь доказательственное значение для установления факта страхового случая и причиненных им убытков, является также коммерческий акт.

Страховщик не несет  ответственность за убытки, причиненные  умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. На самом деле, в данной статье речь идет о том, что страховщик освобождается от исполнения своего обязательства по выплате страхового возмещения в случае, если страховой случай наступил в результате действий самого страхователя, выгодоприобретателя или их представителей либо они, имея все возможности предотвратить указанное событие, не приняли для этого необходимых мер.

Так, при страховании  судна страховщик освобождается  от выплаты страхового возмещения, если страхователь понес убытки вследствие следующих причин: отправки судна в немореходном состоянии, если только такое состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна; ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности; погрузки на судно с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания. При страховании груза или ожидаемой прибыли в дополнение к указанным основаниям освобождения страховщика от исполнения обязательства по выплате страхового возмещения страховщик получает возможность также доказать, что убытки причинены страхователю по вине (умысел или грубая неосторожность) отправителя, получателя или их представителей; вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания и др.); вследствие ненадлежащей упаковки груза. Все перечисленные основания освобождения страховщика применяются также при страховании фрахта. Страховщик также не должен компенсировать путем выплаты страхового возмещения убытки страхователя, понесенные вследствие ядерного взрыва, радиации или радиационного заражения, а также возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, конфискации, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию властей.

Особый порядок исполнения обязательства страховщиком установлен для случаев пропажи судна  без вести. Судно считается пропавшим  без вести, если от судна не поступило  никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, а в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев. В подобных случаях страховщик должен выплатить страховое возмещение в размере всей страховой суммы. Абандон – отказ страхователя в пользу страховщика от своих прав на имущество, застрахованное от гибели. Он дает страхователю право на получение страховой суммы в полном объеме.

В определенных случаях  страхователь может значительно  упростить расчеты по договору морского страхования. Если имущество застраховано от гибели, страхователь (выгодоприобретатель) может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случаях: 1) пропажи судна без вести; 2) уничтожения судна или груза (полной фактической гибели); 3) экономической целесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна); 4) экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения); 5) захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев. Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих обстоятельств; указанное заявление должно быть безусловным, и не может быть взято страхователем (выгодоприобретателем) обратно. Абандон- традиционная форма вознаграждения страхователя, значительно упрощающая расчеты между ним и страховщиком по договору морского страхования.

Выводы: размер страховой  премии устанавливается по соглашению сторон в договоре морского страхования и зависит от множества различных факторов. Содержание договора морского страхования составляют права и обязанности сторон: страхователя и страховщика. В определенных случаях страхователь может значительно упростить расчеты по договору морского страхования, используя заявление на абандон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА

 

Договор морского страхования, если страховое правоотношение развивается  по первому варианту (т.е. без наступления  страхового случая), прекращается истечением срока его действия.

При наступлении страхового случая (второй вариант развития страхового правоотношения) договор морского страхования  прекращается его надлежащим исполнением, т.е. выплатой страховщиком страхователю или выгодоприобретателю суммы страхового возмещения ( с соблюдением всех правил, содержащихся в главе XV КТМ).

Кроме того, имеется несколько  специальных оснований для досрочного прекращения договора морского страхования. К их числу относятся следующие  обстоятельства: несообщение страхователем сведений, имеющих существенное значение для определения степени риска, а также о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования; отчуждение застрахованного судна; несообщение или несвоевременное сообщение страхователем об отдельных отправках грузов, подпадающих под действие генерального полиса, либо неправильное указание рода и вида груза, его страховой суммы; возмещение страхователю (выгодоприобретателю) третьими лицами убытков в размере не менее страховой суммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ  В РОССИИ

 

Если говорить в целом  про мировой рынок страхования, то доля морского страхования в общем  объеме страховых услуг за последние  десятилетия неуклонно снижается (хотя объемы собираемых премий естественно растут). Если несколько десятков лет назад на «море» в Ллойдс (объединение индивидуальных страховщиков и страховых брокеров в Лондоне) приходилось около 50% премий, то сейчас эта доля составляет примерно 1-2%. В России та же ситуация – если, к примеру, у «Ингосстраха» лет 20-30 назад (как единственного морского страховщика в то время) доля морского страхования составляла под 60%, то сейчас – примерно 5%. В РЕСО-Гарантии она в настоящее время составляет чуть меньше  2%,  включая КАСКО, P&I  и страхование грузов. В любом случае морское страхование (являясь прародителем всех остальных видов страхования) никогда не утратит своей актуальности, по крайней мере пока люди продают, покупают и перевозят грузы. Надежда на перспективы развития морского страхования в России, конечно же, есть: грузовая база должна будет расти (после сегодняшнего спада), соответственно флот все равно рано или поздно придется обновлять, банки плохо, но все-таки финансируют судовладельцев, создана Объединенная судостроительная корпорация.

Морское страхование  в нашей стране регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (глава XV "Договор морского страхования"), утвержденным законом  РФ от 30 апреля 1999г.№81-ФЗ.

Услуги по страхованию  грузов в настоящее время оказывают практически все российские страховщики. Однако, несмотря на такое высокое предложение, спрос на этот вид страховки невелик. Страхование грузов в России пока не стало популярной услугой среди российских компаний. Сейчас основными клиентами страховщиков являются экспортеры, которые вынуждены страховать груз по условиям контрактов. Остальные компании предпочитают не тратиться на страховку. Эксперты отмечают, что проблема кроется в отсутствии культуры страховки грузов и низком уровне товарооборота.

Информация о работе Морское страхование. Страхование грузов в России