Обязательное страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена важному сегменту рынка страховых услуг – обязательному страхованию. Как в практическом, так и в теоретическом аспекте по данному виду страхования выявился ряд проблем.
В настоящей работе освещены следующие вопросы:
Роль обязательного медицинского страхования
Принципы, лежащие в основе обязательного страхования пассажиров
Государственное страхование военнослужащих
Сущность ОСАГО, его значение для государства, граждан и страховых компаний
Перспективы введения обязательного страхования жилья
Возможность введения обязательного страхования ответственности производителей
Рассмотрение этого проекта в контексте обязательного страхования ответственности строителей
Анализ ошибок, допущенных авторами законопроекта об ОСАГО

Содержание

Введение 3
Виды обязательного страхования 5
Обязательное медицинское страхование 5
Личное страхование пассажиров 9
Обязательное страхование автогражданской ответственности 10
Государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц 11
Возможность введения новых видов обязательного страхования 14
Страхование ответственности товаропроизводителей и поставщиков услуг 14
Выгоды для граждан и страховых компаний от введения ОСОТ 16
Обязательное страхование ответственности строителей 17
Страхование жилья 18
Опыт ОСАГО 20
Заключение 24

Работа состоит из  1 файл

Обязательное страхование.docx

— 77.14 Кб (Скачать документ)

      Во-вторых, введение ОСЖ приведет к тому, что  весь дешевый сегмент рынка страхования  недвижимости попадет под обязательное страхование. Как следствие, рынок  добровольного страхования жилья  существенно сократится, так как  большую часть клиентов устроит  размер покрытия, предлагаемого в  рамках ОСЖ. При этом лишь полноценное  страхование недвижимости с высокими страховыми суммами, рассчитанными  на полную компенсацию ущерба, нанесенного  дорогим строениям (доля такового невелика), не претерпит существенных изменений.

      В-третьих, уже есть опыт ОСАГО, когда автовладельцев, имеющих добровольную страховку, заставили приобретать еще и ненужную им обязательную. Нетрудно предположить, что и внедрение ОСЖ может привести к ущемлению прав владельцев квартир, желающих иметь страховой полис на реальную стоимость и от реальных рисков. По своему статусу ОСЖ может обеспечить лишь узкую страховую защиту, ориентированную на стандартную планировку и внутреннюю отделку жилья. Вместе с тем страховые компании, в большинстве своем ориентированные на преимущества комплексной страховой защиты, будут стремиться к заключению полноценных договоров добровольного страхования

      В-четвертых, пока не решено как проводить оценку квартиры. Можно оценку проводить по рыночной стоимости жилья и именно от этой цифры начислять процент по страховым выплатам. В проекте закона, подготовленном для внесения в Думу, страховую сумму предлагают установить вполовину "от остаточной восстановительной стоимости на начало календарного года". От нее и будет назначаться размер страхового взноса. Величина тарифа пока не определена, ее установит правительство специальным постановлением. Однако предположительно, это будет порядка 0,3-0,6% в год. Верхняя планка будет применяться для старых домов (например, для домов с деревянными перекрытиями и "хрущевок"), а также для дач. Нижняя планка - для современных монолитных, кирпичных домов, а также загородных коттеджей. На деле и за шикарную квартиру в центре Москвы, и за типовую в панельном доме на окраине города придется платить примерно одинаковый взнос.

      В-пятых, не прописан механизм реализации законопроекта. Пока неясно, как чиновники собираются следить за тем, заключают ли граждане договоры страхования жилья. Сейчас можно реально проконтролировать  только граждан, купивших новое жилье. Им, например, просто не выдадут документы  на квартиру, пока они не застрахуют свою жилплощадь. С теми, кто владеет  жильем давно, такой вариант не возможен.

      Вывод напрашивается сам собой. С одной  стороны, введение программы ОСЖ  могло бы вовлечь в страхование  самые широкие слои населения  и создать систему дополнительных социальных гарантий на случай повреждения  или утраты жилья. С другой стороны, создание системы ОСЖ неумолимо  столкнется с большим количеством  социальных и жилищно-коммунальных проблем, а следовательно, и с активным противодействием населения.  

Опыт  ОСАГО 

      Последняя глава  посвящена опыту введения новых  видов обязательного страхования  на примере ОСАГО. Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступил в силу 1 июля 2003 года. За неполный 2003 год страховщики собрали 24,9 млрд. руб. В 2004 году сборы страховщиков составили уже 49,3 млрд. руб., за 9 месяцев 2005 г. страховщики собрали по ОСАГО более 38.7 млрд. руб.,

   Общие сборы страховых компаний с начала действия закона составили 125,6 млрд. руб. Выплачено было - 44,12 млрд. руб.12

    На долю трех российских страховщиков - компаний «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах» - приходится почти половина всего рынка обязательного страхования автогражданской ответственности в стране. Доля группы «Росгосстрах» в общей премии всех компаний, занимающихся ОСАГО, составляет 32,83%, «РЕСО-Гарантии» - 10,31%, «Ингосстраха» - 5,49%.13 По статистическим данным Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзоре), можно сделать выводы о несбалансированности страхового портфеля у группы компаний «Росгосстрах». В частности, отмечается в справке ФАС, доля ОСАГО в общей структуре премии группы «Росгосстрах» колеблется от 40,2% у компании «Росгосстрах-Татарстан» до 73,31% у «Росгосстрах-Юга». У «РЕСО-Гарантии» и «Ингосстраха» эти цифры составляют 31,54 и 15,5% соответственно. А это может негативно сказаться на обеспечении выплат компаний группы по договорам ОСАГО и на третий-четвертый год действия закона об ОСАГО, когда наступит пик страховых выплат, что может привести к финансовой неустойчивости и  к их банкротству.

      Недовольство населения вызывают тарифы на страхование автогражданской ответственности. С 1 января 2006 года автовладельцы, проживающие в сельской местности, платят за полис ОСАГО на 25% больше, а автолюбители из Подмосковья получат скидку в 15.5%. При этом очевидно, доход жителей Подмосковья выше, а интенсивность движения больше, чем в сельской местности. Если ранее для жителей поселков с населением меньше 10 тыс.  человек действовал территориальный коэффициент (ТК), равный 0,4, то теперь он увеличивается до 0,5. Для жителей населенных пунктов численностью 10-50 тыс. человек ТК сейчас равен 0,6,  с 1 января он сократился до 0,5.

      Изменены и коэффициенты по мощности (КМ). До нового года КМ, равный единице, применяется к автомобилям мощностью 70-95 лошадиных сил (л.с.). С 1 января в эту группу вошли и автомобили мощностью до 100 л.с., для которых действовал повышающий КМ (1,3). Таким образом, автовладельцы транспортных средств мощностью 95-100 л. с. получили скидку по ОСАГО в 23,1%. Для автомобилей мощностью более 200 л. с. отменяется ныне действующий КМ в 1,9 и предлагается КМ 1,7. Для собственников автомобилей мощностью 150-160 л. с. КМ сейчас равен 1,5, а станет 1,7 (подорожает на 13%).14

   Разделяется форма расчета полиса ОСАГО для физических и юридических лиц, вне зависимости от количества лиц, допущенных за руль, юридические лица будут страховаться по коэффициенту 1,5, что автоматически увеличивает стоимость на 50%.

      Что касается страховых компаний, то в  некоторых регионах РФ (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область) убыточность даже таких крупных СК как "Росгосстрах" составляет 70-100%. Здесь производятся выплаты за счет других городов, других районов, а также за счет других видов страхования (жизни, от несчастного случая). Из таблицы 1 видно, что у СК, действующих в Сибири, выплаты составляют более существенный процент от взносов, чем у компаний, работающих в Центральном Федеральном округе. Таким образом, создается патовая ситуация: автовладельцы недовольны высотой тарифов, а СК в некоторых регионах несут убытки. Государство не повышает тарифы по двум причинам. Чтобы не вызвать массовый отказ от страхования автогражданской ответственности и не увеличивать без того растущее недовольство водителей, с одной стороны. И, с другой – сделать рынок обязательного страхования сферой деятельности крупных компаний. Уже 15% автостраховщиков в России вышли на уровень предельной убыточности23 из 165 российских автостраховщиков достигли уровня предельно допустимой убыточности15. Мелкие и средние компании, работающие с ОСАГО на ограниченной территории, не справляются с выплатами. Крупные СК за счет размаха деятельности легко компенсируют убытки одних районов другими. Так, например, "Югория", имеющая уровень убыточности в Ханты-Мансийске 120-130%, в целом по всем своим выплатам по ОСАГО в среднем уровень убыточности определяет в 70%. 
В результате обозначится несколько крупных СК, которые смогут продолжать работать на рынке ОСАГО и при минимальных заработках для себя по этому виду страхования.

      Из  всего вышеперечисленного можно  сделать выводы: не смотря на критику, закон об ОСАГО в целом работает. Теперь вопросы о компенсации вреда, причиненного в ДТП, разрешаются на уровне страховых компаний, а не между участниками аварии.

      Снизился уровень преступности на дорогах (подставные аварии) так как злоумышленнику придется иметь дело со страховой компанией, которая располагают большим штатом сотрудников и имеет возможность выяснить, насколько основательны претензии потерпевшего, и в каком объеме они подлежат удовлетворению. Частное лицо не может располагать такими средствами.

      Возмещение  убытков, причиненных третьим лицам, иногда может оказаться совершенно непосильным для виновного лица. Оно может вызвать его разорение, потерю благосостояния в случае значительных убытков. Страхование освобождает  страхователя от судебных издержек, судебных разбирательств и т.п.

      ОСАГО улучшает положение и потерпевшего. При наличии страхования интересы потерпевшего лучше обеспечены. Страховая  компания всегда может полностью  возместить причиненные убытки, как  бы высоки они не были. В противном  случае, если вред причинен лицом с  низким уровнем материального положения  и, гражданская ответственность  которого не застрахована, то получение  возмещения в полном объеме пострадавшей стороной может стать затруднительным.

      При этом за неполные три года, прошедшие  с момента введения ОСАГО стали  заметны ошибки и просчеты, которые  допустили авторы законопроекта.

      Во-первых, пример с убыточностью ряда СК в Ханты-Мансийском АО, Ямало-Ненецком АО, Тюменской области показал, что формальный подход к выводу территориальных коэффициентов часто оказывается ошибочным и не в полной мере учитывает специфику региона. Подобные просчеты при, допустим, введении обязательного страхование жилья могут привести к серьезным протестам среди населения и разорению СК.

      Во-вторых, обязательные виды страхования необходимы тогда, когда негативные последствия, являющиеся страховыми рисками по ним, имеют массовый характер в обществе. В случае ОСАГО это правило соблюдалось. Необходимость введения обязательного страхования жилья пока неочевидна.

      В-третьих, должно быть точно определено на кого лягут основные расходы при введение нового вида обязательного страхования. В случае обязательного страхования ответственности товаропроизводителей существует два пути: обязать фирмы страховаться, не уменьшая налоговой нагрузки, или вычитать затраты на страхование из налога на прибыль. В первом случае пострадают потребители товаров и услуг из-за повышения цен, во втором случае уменьшатся поступления в казну из-за сокращения налоговых выплат.

      В-четвертых, не выработаны четкие критерии определения причиненного вреда имуществу потерпевшего при проведении независимой оценки стоимости восстановительного ремонта, так разные эксперты могут дать совершенно разные заключения по стоимости восстановительного ремонта. В подобных ситуациях не редко возникают споры между потерпевшим и страховщиком. Для избежания подобных ситуаций необходимо установить четкие критерии определения причиненного вреда потерпевшему. 

Заключение 

      Подводя итог, можно сделать вывод, что обязательное страхование является социально значимой сферой, важной для государства. Государственное влияние должно быть направлено на рационализацию уже существующих видов обязательного страхования (в главной степени ОМС и ОСАГО) и разработку новых законопроектов, необходимость введения которых выявляет существующая социально-экономическая ситуация (ОСОТ и обязательное страхование ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты).

      Еще хотелось бы отметить, что введение нового вида обязательного страхования  является сложнейшим процессом, все  последствия которого просто невозможно предугадать заранее со 100% точностью. В тоже время ошибки в прогнозах  могут обернуться социальными потрясениями. Поэтому имеет смысл перед  введением закона опробовать его  на отдельном регионе в течение  нескольких лет.

      В целом же обязательное страхование  является неотъемлемой частью развитого государства, в котором большое внимание уделяется защите прав и интересов граждан.

 
  
 
 
 
 
 
 

Приложение

Таблица 1. Данные по обязательному страхованию  гражданской ответственности владельцев транспортных средств.16
Наименование Взносы, руб. Выплаты, руб. Количество 

заключенных договоров

Страховая сумма

по заключенным договорам, руб.

1 Росгосстрах      7711799000         4265975000               5377908        2151163200000  
2 Ресо-Гарантия 2745491000 1342909000 1033475 413390000000
3 Ингосстрах 1392189681 795604889 539331 215447361861
4 Росгосстрах-Столица 936393000  318784000  299834 119933600000 
5 Росгосстрах-Сибирь 928520000 473709000 703544 281417600000
6 РОСНО 798990169 263389868 239703 95881200000
7 НАСТА 522590500 274760100 262620 105048000000
8 Согласие 323321901 121022376 157533 63013200000
9 Генеральная страховая  компания 287631567 115779765 113610 43000000000
10 Югория 235494800  158756185  120236 48094400000 
11 Прогресс-Нева 205353151 81444388 63006 -
12 МСК 179672586 78186544 66562 26624800000
13 Энергогарант 162796876  79951712  102129  38680003960 
14 СОГАЗ 140829458 69894900 65620 25885156000
15 ГУТА-Страхование 128038615 78231248 53135 21254000000
16 НАДЕЖДА 111898390 66930402 64753 25901200000
17 Оранта 84560891 41130469 45337 18134800000
18 АСКО 82397218  38765977  55685  22007600000 
19 ГСК Кузбасса 79498249 41421235 41274 16509600000
20 Зенит 79047435 11632235 41296 11424000000
21 Горстрах 68187787 31849841 25791 10316400000
22 Прогресс-Гарант 60940346  22298589  28644 11457600000 
23 Ангара 52857022 25157848 30475 12190000000
24 Информстрах 47304580  11983502  18736 7494400000 
25 Астро-Волга 45842428 28463395 24104 9641600000
26 Сургутнефтегаз 38447757  37454906  21934  8773600000 
27 СГ "БАСК" 35449443 21741400 23125 9250000000
28 Московия  33586456  17924756  14246  5698400000 
29 СГ "ЖАСО-М" 26825099 17843994 17991 7196400000
30 СГ "Сибпром" 24922681 10185212 15289 6115600000
31 Метрополис 24422000  4919000  8607 3442800000 
32 Самара 21522408  11648430 8525 3410000000 
33 Скиф-Тверь 17109445 5182026 15044 6017600000
34 Медэкспресс 14137641  6840756  5778 2311200000
35 Пари 13387809  5479666  3275  1310000000 
36 Энергетическая 

страховая компания

10154098 3524369 7375 2950000000
37 ЛИДЕР 8829353 4361475 14572 2016320000
38 Траст 8454538 7372110 4007 1602800000
39 Столичное страховое  общество 7675034 1519902 2293 917200000
40 Британское  страховое общество 3180511  445942  1116  446400000 
41 Уралкооп-Полис 2441564  2372067  1908 763200000 
42 АСОПО 1734213 1216873 885 354000000

Информация о работе Обязательное страхование в РФ