Организация страхования рисков космической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение организации страхования рисков космической деятельности.

В ходе написания были поставлены следуюзие задачи:
изучение организации космического страхования;
рассмотрение основных объектов и видов космического страхования.

Содержание

Введение 3
1 Организация космического страхования 4
2 Основные объекты и виды космического страхования 11
2.1 Страхование производственных, складских
и транспортных операций 13

2.2 Страхование предпусковых операций 14
2.3 Страхование работы на орбите ("Orbit Life") 16
2.4 Страхование наземных комплексов 17
2.5 Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб,
нанесенный им при эксплуатации космической техники 19
2.6 Страхование политических рисков 20
Заключение 22
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

страх рисков косм. сдел.docx

— 39.28 Кб (Скачать документ)

10.2. прекращение действия  договора страхования по истечении  срока его действия.

Этап 11. При необходимости, исполнение обязательств головной (лидирующей) отечественной страховой компанией (выплата страхового возмещения).

При этом исполнитель проекта  должен:

11.1. принять необходимые  меры для предотвращения и  устранения причин, способствующих  возникновению дополнительного  ущерба;

11.2. в течение установленного  срока поставить головную (лидирующую) отечественную страховую компанию  в известность о страховом  случае;

11.3. подать в письменном  виде уведомление о страховом  случае или заявление установленной  формы о выплате страхового  возмещения;

11.4. предоставить всю необходимую  информацию об ущербе, а также  документы для установления факта  страхового случая и определения  размера ущерба. Если такой информации  у него нет, то исполнитель  проекта должен оказать содействие  головной (лидирующей) страховой компании  в получении необходимых документов;

Головная (лидирующая) страховая  компания обязана:

11.5. обеспечить осмотр  объекта страхования с привлечением, при необходимости, экспертов.  Выяснение причин и обстоятельств  страхового случая проводится  аварийным комиссаром. При необходимости  направляется запрос в компетентные  органы о предоставлении соответствующих  документов и информации, подтверждающих  факт и причину наступления  страхового случая;

11.6. составить акт о  страховом случае при участии  исполнителя проекта. По результатам  расследования аварийный комиссар  составляет страховой акт;

11.7. произвести расчет  ущерба;

11.8. произвести страховую  выплату;

11.9. принять меры по  возврату сумм, выплаченных в  связи со страховым случаем;

Брокер осуществляет:

11.10. подготовку документов  по рассмотрению и урегулированию  ущербов при наступлении страхового  случая для международных перестраховщиков;

11.11. организует услуги  аварийных комиссаров, экспертов  по оценке ущерба и определению  размера страховых выплат;

11.12. осуществляет организацию  страховых выплат по поручению  международных перестраховщиков  и за их счет при наличии  соответствующего соглашения.

 

2 Основные объекты и виды космического страхования

Страхование космической  деятельности включает практически  все виды страхования и, по мнению страховщиков, должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической  техники. Следует отметить, что договор  страхования космических объектов на этапе создания в основном не отличается от договоров страхования  любых других видов техники. В  этом случае могут быть застрахованы риски, перевозимые грузы, ущерб, нанесенный имуществу предприятий космической  отрасли при испытаниях ракетно-космической  техники, пожарами, стихийными бедствиями и т.д.

Наибольший интерес с  точки зрения страхования имущественных  интересов производителя космических  объектов представляет этап запуска  и эксплуатации ракетно-космической  техники, характеризуемый наиболее значительными возможными рисками.

Особенностями этого этапа  эксплуатации космического объекта  являются:

  1. широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и используемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;
  2. сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в том числе работ с повышенной степенью опасности;
  3. высокая вероятность возникновения различных происшествий, вызванных недостаточно высокими параметрами надежности и качеством изготовления ракетно-космической техники, а также в результате ошибок обслуживающего персонала.

Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих  при эксплуатации ракетно-космической  техники.

В качестве объектов страхования  на этапе запуска и эксплуатации ракетно-космической техники могут  выступать имущественные интересы страхователя, связанные:

  • с сохранностью образцов ракетно-космической техники, их основных систем и элементов;
  • с сохранностью средств наземной базы эксплуатации;
  • с жизнью и здоровьем космонавтов и персонала полигонов запуска космических объектов;
  • с ответственностью за причинение вреда третьим лицам, а также природной среде;
  • с надежностью и качеством работ, выполняемых специалистами полигонов, по подготовке и запуску ракетно-космической техники, и т.д.

Страховые случаи с ракетно-космической  техникой классифицируются в зависимости  от характера и степени тяжести  возможных последствий: катастрофа, авария, поломка (отказ) техники, несчастный случай (в том числе с гибелью  людей), незапланированное прекращение  выполнения задач при использовании  космической техники.

Эксплуатация космических  объектов проходит в два основных этапа – наземный и орбитальный, включающие такие процессы, как транспортирование  и хранение космических аппаратов, подготовка и проведение их запуска, выведение на опорную и рабочую  орбиты, применение по назначению в  ходе орбитального полета и т.д. В  связи с этим обычно при страховании  космических аппаратов выделяются четыре базовых периода:

  • производство, хранение и транспортирование космических аппаратов, в том числе хранение на заводах – изготовителях космической техники;
  • подготовка элементов космических аппаратов на космодроме;
  • проведение запуска космических аппаратов;
  • функционирование космических аппаратов на орбите.

Первые два периода  за рубежом зачастую объединяют в  один период, который называется предполетным. При предполетном страховании космическая  техника застрахована, как правило, от физического повреждения при  ее транспортировании, хранении и подготовке к запуску на космодроме.

2.1 Страхование производственных, складских и транспортных операций

Этот вид страхования  покрывает все риски, связанные  с производством, монтажом и последующими испытаниями средств выведения, спутников и их компонентных частей, а также прочего оборудования, материалов и т.д., а также покрытие всех рисков имущественного ущерба в  результате гибели или повреждения  спутников, средств их выведения  и иного оборудования в период транспортировки с завода-изготовителя на склад, в монтажно-испытательный  корпус, на стартовую площадку, аэродром, в зависимости от того, где заканчивается  ответственность организаций, обеспечивающих эти операции и заинтересованных в соответствующих страхованиях.

В рамках комплексных страховых  программ, подготовленных российскими  страховыми экспертами, могут быть застрахованы все основные риски, связанные  с деятельностью предприятий, транспортные средства, например, грузовые воздушные  суда, аэропорты базирования и  их ответственность, ответственность  производителей и/или их субподрядчиков за качество продукции и многое другое.

В этих страхованиях в первую очередь должен быть заинтересован  производитель, который может получать авансовые платежи от заказчика  в определенном проценте от общей  суммы контракта. Он также должен быть заинтересован в страховании  своей ответственности за задержку в производстве и, соответственно, срыв сроков доставки и запуска объекта.

Договор страхования действует  в течение периода от приема представителем заказчика изготовленного образца  до транспортирования собранной  ракеты с космическим аппаратом  на стартовый комплекс либо завершения предстартовых подготовительных операций. Страховой риск в этом случае невелик, поэтому устанавливаемая страховая  тарифная ставка не превышает 0.5 – 2.0 процентов  стоимости образца космической  техники.

 

2.2 Страхование предпусковых операций

Это страхование может  начинаться с момента доставки "космических" грузов на склад, в монтажно-испытательный  корпус и т.д. и продолжаться в  период хранения и поддержания объекта  в рабочем состоянии, монтажа, проверок, заправки и других предстартовых  операций.

Это страховое покрытие заканчивается  в момент осуществления намеренного  зажигания двигателей с целью  начала старта.

Комплексный страховой полис, который может быть оформлен на вышеуказанные  периоды, состоит из нескольких разделов, в т.ч. в отношении периодов транспортировки  до монтажно-испытательного корпуса, хранения, стыковки космического объекта со средством  выведения, межорбитальным буксиром, установки  головного обтекателя и пр. При  этом для различных типов предпусковых операций в отношении соответствующих  объектов определяются специальные  условия, различные страховые суммы  и размеры страховой премии (стоимость  страхования) по каждому разделу.

Страхование операций по выведению  объекта на заданную орбиту, в точку  стояния на ГСО или на заданную траекторию

Этот этап страхования  космической программы отличается наибольшей концентрацией рисков и  является самым дорогостоящим и  наиболее распространенным видом космического страхования.

Страхование запуска обеспечивает покрытие основных рисков имущественного ущерба в период запуска (с момента  намеренного зажигания двигателей с целью начала старта), выведения  объекта на промежуточную и окончательную  орбиты и может включать страхование  предоперационных испытаний в период дрейфа, орбитального маневрирования, развертывания панелей солнечных  батарей и антенных устройств, до сдачи объекта в эксплуатацию, приемки заказчиком и пробной  начальной эксплуатации.

Застрахованной в этом случае может быть как ракета космического назначения, представляющая собой совокупность ракеты-носителя, разгонного блока, космического аппарата или любой другой полезной нагрузки (транспортного или грузового космического корабля, модуля пилотируемой орбитальной станции, грузового транспортного контейнера и пр.), так и каждая из составных частей ракеты.

Страхование остается в силе и в случае прерывания запуска  по непредвиденным обстоятельствам. Страховой  случай может наступить не только при функционировании объекта космического страхования, но и в период, предшествующий этому моменту (например, отказ первой ступени ракеты-носителя является страховым  случаем как для самой ракеты-носителя, так и для космических аппаратов).

При страховании ракеты космического назначения на размер страхового взноса влияют следующие факторы:

  • сроки создания и длительность периода эксплуатации как ракеты космического назначения в целом, так и ее составных частей;
  • надежность ракеты космического назначения в целом и ее составных частей;
  • степень (объем) предшествующей назменой экспериментальной и летной обработки ракеты космического назначения, ее составных частей, систем и агрегатов, а также результатов приемо-сдаточных испытаний.

Наибольший риск связан с  возможностью полной гибели дорогостоящей  ракеты космического назначения. При  этом на размер страховой премии оказывает  влияние также конъюнктура космического рынка. Размер страхового тарифа колеблется в широких пределах от 9-12 до 20-25 процентов  страховой суммы.

Страховое возмещение в полной сумме выплачивается в случае разрушения спутника в период запуска  или если спутник, находясь на орбите, не начал функционировать по прошествии определенного времени. Частичное  страховое возмещение выплачивается  в том случае, если программа работы спутника выполняется неполностью. Полная гибель имеет место в случае, если спутник физически разрушен или перестает функционировать  в течение оговоренного периода  времени после зажигания двигателей средств выведения. В отношении  спутников связи может быть установлено определенное число отказов каналов связи (стволов) в качестве франшизы – собственного удержания страхователя.

Договором страхования обычно устанавливается, что при возникновении  страхового случая страховщик должен компенсировать: стоимость замены космических  аппаратов, стоимость подготовки и  проведения повторного запуска. Кроме  того, при задержках запуска страховая  защита гарантирует владельцу космических  аппаратов компенсацию затрат, связанных  с дополнительным наземным обслуживанием  и неполучением прибыли.

Информация о работе Организация страхования рисков космической деятельности