Организация страхового дела в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:31, контрольная работа

Описание

Для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения, которые не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью. Такие объединения действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»

Содержание

Правовое регулирование страховой деятельности;
Государственный надзор за страховой деятельностью и его функции:
Государственный надзор за страховой деятельностью;
Отчетность страховых организаций;
Лицензирование страховой деятельности;
Страховой рынок.

Работа состоит из  1 файл

к.р..docx

— 43.66 Кб (Скачать документ)

План:

  1. Правовое регулирование страховой деятельности;
  2. Государственный надзор за страховой деятельностью и его функции:
    1. Государственный надзор за страховой деятельностью;
    2. Отчетность страховых организаций;
    3. Лицензирование страховой деятельности;
  3. Страховой рынок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Правовое  регулирование страховой  деятельности.

      Законодательную базу страховой деятельности в России составляет – Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ, Закон РФ «Об организации  страхового дела в РФ», Закон «О медицинском страховании граждан в РФ», Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другие ведомственные нормативные акты.

          Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» определены основные принципы государственного регулирования страхования, регламентированы отношения между  страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, отношения  страховых организация между  собой. Данный закон включает в себя также положения, определяющие содержание закона страхования, показатели финансовой устойчивости сраховщиков, основные функции надзорных страховых органов и др. Согласно закону объектами страхования могут быть имущественными интересы, связанные с: жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); возмещением страхователем причиненного вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

          Страхование расположенных на территории РФ имущественных  интересов юридических лиц (за исключением  перестрахования и взаимного  страхования) и имущественных интересов  физических лиц – резидентов РФ – может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на ведение  страховой деятельности на территории РФ.

          Для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и  осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения, которые не вправе непосредственно  заниматься страховой деятельностью. Такие объединения действуют  на основании уставов и приобретают  права юридических лиц после  государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»

          Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать  нормативные соотношения между  активами и принятыми или страховыми обязательствами. Методика расчета  этих соотношений и их нормативные  размеры устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью (Росстрахнадзор, ФССН).

            В процессе своей деятельности страховщики обязаны предоставлять необходимую отчетность, форма и показатели которой устанавливаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью по согласованию  с министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики (Росстат).

          Все правовые отношения, связанные с  проведением страхования, подразделяются на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, т.е. процесс  формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, регулирующие деятельность страховщиков, их взаимосвязи  с банками, бюджетом, органами государственного управления.

          Социальное  страхование регулируется Федеральным  законом  РФ «Об основах обязательного  социального страхования» и Указом Президента РФ «Об управлении государственным  социальным страхованием в РФ», согласно которым управление государственным  социальным страхованием возложено  на Правительство РФ с участием общероссийских объединений  профессиональных союзов.

          Денежные  средства Фонда социального страхования  РФ формируются за счет страховых  взносов в размерах. Установленных  законодательством, а также целевых ассигнований из других источников. Страховые взносы уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

          Исчисление  пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата осуществляется в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию. Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ в соответствии с федеральными законами.

          Порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в  соответствии с основаниями, установленными в настоящем Федеральном Законе, определяется Правительством РФ.

          Порядок возникновения и прекращения  страховых правоотношений регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом  РФ «Об организации страхового дела в РФ». Важной особенностью страхового договора является вступление его в  силу не в момент достижения его  сторонами соглашения, а по общему правилу – в момент уплаты первого  страхового взноса или всей страховой  премии, если в нем не предусмотрено  иное. 
     
     
     

    2. Государственный надзор за страховой деятельностью и его функции

      2.1 Государственный надзор за страховой деятельностью.

     Государственный надзор за страховой деятельностью страховщиков осуществляется согласно ч.1 ст. 30 Закона об организации страхового дела в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Этот вид надзора осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральной службой  страхового надзора и его территориальными органами (инспекциями). Структурно этот орган находится в ведении Минфина РФ. Положением о Федеральной службе  страхового надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 устанавливаются ее полномочия. Структура и схема закрепления территориальных органов Федеральной службы страхового надзора утверждена Приказом Минфина РФ от 28.12.2004 г. № 126н и Приказом от 04.04.2005 г. № 33. До марта 2004 г. полномочия по надзору за страховой деятельностью были также сосредоточены у Минфина РФ, в рамках которого были образованы Департамент страхового надзора и его территориальные органы. А еще раньше эти функции осуществляла Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью – Росстрахнадзор.

     Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе: разъяснения вопросов, отнесенных к  компетенции органа страхового надзора; сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов  страхового дела; акты об ограничении, о приостановлении, возобновлении  и отзыве действия лицензии на осуществление  страховой деятельности; иную информацию по вопросам контроля и надзора в  сфере страховой деятельности (страхового дела); нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

     Непосредственно страховой надзор включает в себя:

     1) лицензирование деятельности субъектов  страхового дела, аттестацию страховых  актуариев и ведение единого  государственного реестра субъектов  страхового дела, реестра объединений  субъектов страхового дела;

     2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

     3) выдачу в порядке и сроках, предусмотренных законом разрешений  на увеличение размеров уставных  капиталов страховых организаций  за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

     2.2 Отчетность страховых  организаций.

     В процессе своей деятельности страховщики  обязаны представлять необходимую  отчетность. В соответствии с требованиями, изложенными в ст. 29 Закона РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации», страховые компании должны публиковать годовые бухгалтерские  отчеты в порядке и в срок, установленные  нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности. Формы бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности в порядке надзора и порядок их составления и представления утверждены приказом Минфина РФ от 28 ноября 2000 г. № 105н. Форма ведомственного государственного статистического наблюдения № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь ___________20__г.» установлена приказом Минфина РФ от 28 января 2003 г. № 7н.

     Страховые организации представляют годовую  и промежуточную бухгалтерскую  отчетность в налоговые органы и  Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы. Страховые организации должны раздельно учитывать доходы и расходы по договорам страхования, сострахования и перестрахования. Доходы, которые страховые организации отражают в налоговом учете, можно разделить на два вида это:

     1) доходы, связанные с производством  и реализацией (ст. 249 НК РФ) и  прочие доходы (ст. 250 НК РФ) отражаются  в общеустановленном порядке;

     2) доходы от страховой деятельности, упомянутые в ст. 293 Налогового  кодекса РФ, учитываются в особом  порядке, к ним относятся:

     а) страховые премии (взносы) по договорам  страхования;

     б) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;

     в) вознаграждения, полученные страховщиком за осмотр принимаемого в страхование  имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска, а также  за определение причин, характера  и размеров убытков при страховом  событии.

     Бухгалтерская отчетность страховых организаций  включает в себя:

     1) бухгалтерский баланс страховой  организации форма № 1 — страховщик;

     2) отчет о прибылях и убытках  страховой организации форма  № 2 — страховщик;

     3) отчет об изменениях капитала  страховой организации форма  № 3 — страховщик;

     4) отчет о движении денежных  средств страховой организации форма № 4 — страховщик;

     5) приложение к бухгалтерскому  балансу страховой организации  форма № 5 — страховщик.

     В состав бухгалтерской отчетности страховых  медицинских организаций входит также:

     1) отчет о прибылях и убытках  страховой медицинской организации  по обязательному медицинскому  страхованию форма № 2а —  страховщик;

     2) отчет о движении денежных  средств страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию форма № 4а — страховщик.

     В состав годовой бухгалтерской отчетности страховой организации также  включается кроме всех вышеперечисленных  форм пояснительная записка, а также  аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности страховой организации.

     Промежуточная бухгалтерская отчетность страховой  организации состоит из:

     1) бухгалтерского баланса страховой  организации (форма № 1 — страховщик);

Информация о работе Организация страхового дела в РФ