Пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:27, доклад

Описание

Пенсии финансируются на принципе солидарности или на авансировании средств на пенсионное обеспечение. С начала 80-х годов проблемы пенсионного обеспечения выдвинулись в центр политики научных и общественных дискуссий во всех странах мира. Главная причина - старение населения (в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни). Этот процесс затрагивает все общества, и в первую очередь развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет (благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни, политике снижения рождаемости) и молодое население таких стран, как, Китай.

Работа состоит из  1 файл

Зарубежный опыт пенс. страхования.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)
  • постепенного ограничения масштабов государственного плана наряду с перераспределением взносов в пользу второго обязательного плана или путем сохранения государственных пособий на относительно постоянном уровне, однако при повышении норм взносов и их перераспределении во второй план. Ряд стран ОЭСР приступили к такому поэтапному переходу с теми или иными особенностями. В наибольшей мере рекомендации Всемирного банка учтены в концепциях пенсионных форм Венгрии, Латвии и Казахстана. Близкая схема была предложена и в правительственной концепции в России в середине 1997 г. В ее основе лежала идея о поэтапном, через возрастные группы населения, переводе трудовых пенсий в обязательные частные накопления и замена социальной пенсии на социальную помог нуждающимся;
  • признание накопившихся платежей рамках старой системы и обязательств по выплате при одновременном создании совершенно новой системы (по такому пути пошли Чили и ряд других государств Латинской Америки).

     Общей для всех развитых государств тенденцией следует считать усиление внимания к негосударственным накопительным  схема постепенное внедрение  их в комплексной системы пенсионного  страхования. Ранее процесс возникновения  накопительных схем происходил бессистемно, можно сказать случайно. Роль лидеров в разработке пенсионных программ взяли на себя фирмы, оставь правительству регулирующую роль. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и частными лицами накопительный пенсионный план начинает играть все более важную роль.

     Эти планы становятся частью договора о  причитающемся работнику наборе вознаграждений и пособий, который  регулирует отношения между работодателем  и его рабочей силой. Такие  системы обеспечивают поддержку  доходов пенсионеров, позволяют предприятиям создавать эффективные программы управления людскими ресурсе ми. Вне зависимости оттого, какую степей ответственности в негосударственных пенсионных схемах берет на себя государстве задача правительства - создание институциональных основ и регулирование этих схем. Несмотря на возрастающее внимание к не государственным пенсионным планам магистральным направлением пенсионные реформ в развитых странах стало приспособление к новым условиям сложившихся распределительных схем, определенны шаги уже предприняты в Германии, Франции, Италии, Швеции, Великобритании и США, разрабатывается пенсионная реформа в Австрии.

     Основные  направления корректирующих мер:

  • повышение возрастной границы выхода на пенсию и увеличение продолжительности необходимого трудового стажа;
  • изменение порядка индексации пенсий: пенсии индексируются на основе темпов роста потребительских цен, а не средней зарплаты;
  • уменьшение коэффициента замещения (отношение пенсии к заработной плате получателя пособия);
  • введение обязательных профессиональных накопительных схем и превращение государственной распределительной системы в систему пенсионного обеспечения, основанного на проверке нуждаемости.

     Выбор того или иного набора приспособительных  мер в рамках государственной  распределительной системы определяют такие факторы, как природа сложившейся в стане пенсионной системы, характер демографической ситуации, господствующие в обществе представления о справедливости, политические соображения. Комплекс мер по реформированию пенсионных систем в группе наиболее развитых государств мира в целом носит скорее характер корректировки, чем существенных структурных изменений.

     Причины осторожного и постепенного реформирования пенсионных систем западных стран обусловлены  тем, что любые стремительные действия в данной области, которые могут резко изменить условия "контракта" между поколениями, не находят общественной поддержки в странах. Тем не менее все больше сторонников среди правящей элиты и специалистов приобретает концепция, в соответствии с которой государственная поддержка должна осуществляться только в отношении базовых пенсий, имеющих универсальный характер, на связанных с профессиональными особенностями ее получателей и выплачиваемых исходя прежде всего из социальных прав граждан, и одновременно должны быть расширены масштабы частных пенсионных фондов и индивидуальных пенсионных планов.

     В последние года в России шла активная разработка основ пенсионной реформы. Ее первая концепция была одобрена правительством в августе 1995 года. Она  предусматривала сохранение и определенную модернизацию с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения сложившейся государственной распределительной системы. Из намеченных в ней мер практическое воплощение получила лишь система персонифицированного учета пенсионных взносов.

     В 1997 г. Правительством была поставлена задача реформирования бюджетной сферы  с целью ликвидации разрыва между  обязательствами государства и  его реальными финансовыми возможностями. В рамках этой задачи в середине 1997 г. Министерством труда и социального развития была предложена концепция решительного реформирования пенсионной системы, основанная на разделении уже в близкой перспективе пенсионных взносов на накопляемую и распределяемую через Пенсионный фонд части почти в равной пропорции. Были предложены и механизмы трансформации возникающих таким образом накоплений в инвестиции и перехода к новой системе.

     Предложенная  схема не учитывала в полной мере реалий сегодняшней России, не исключала  институциональных рисков и вызывала серьезные возражения общественности. Проект программы был переработан в направлении снижения его радикальности, большей постепенности игарантий от возникновения негативных сопутствующих эффектов. После доработки правительством была одобрена новая программа пенсионной реформы, рассчитанная на несколько десятилетий. Это фактически третий вариант реформы.

     Практическое  воплощение программы является сложной  задачей. Сегодня пенсионная система  в России испытывает негативные воздействия  не только общемировых процессов старения населения и увеличения нагрузки на его трудоспособную часть, но и экономического кризиса, обусловившего серьезный недобор установленных пенсионных взносов. Она серьезно страдает от бессистемных изменений, нарушающих лежащие в основе пенсионного обеспечения страховые принципы (пенсионная система несет сегодня большую не страховую нагрузку, составляющую в среднем около 30% текущих взносов).

     Для подавляющего большинства пенсионеров  по старости получаемое сегодня пособие - не пенсия в строгом смысле этого слова, а социальное пособие на уровне прожиточного минимума, то есть черты бедности. Фактически предстоит реформировать искаженную пенсионную систему в крайне сложных социально-экономических условиях.


Информация о работе Пенсионное страхование