Особый
интерес к формированию и исполнению
бюджета Пенсионного фонда РФ
последних лет объясняется также
рядом дополнительных обстоятельств,
связанных с реализацией уже
принятых и готовящихся нормативных
актов. С 1 января 2007 года вступили в
силу Федеральный закон №256-ФЗ от
29.12.2006 "О дополнительных мерах
государственной поддержки семей,
имеющих детей" и Правила подачи
заявления о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный)
капитал и выдачи государственного
сертификата, утверждённые Постановлением
Правительства РФ от 30 декабря 2006 года
№873. Эти нормативные акты устанавливают
право на получение материнского
(семейного) капитала для семей, в
которых с 1 января 2007 года появился
второй ребенок (либо третий ребенок
или последующие дети, если при
рождении второго ребёнка право
на получение этих средств не оформлялось).
Размер материнского капитала в 2010 году
для тех, кто им еще не воспользовался,
составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.
Для владелиц сертификата, которые
уже распорядились частью средств,
размер оставшейся части суммы будет
увеличен с учетом темпов роста инфляции.
Начиная
с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить
свою будущую трудовую пенсию с участием
государства. В Российской Федерации
действует Программа государственного
софинансирования пенсии: часть взносов
в накопительную часть пенсии платит сам
гражданин, другую часть – государство.
Программа действует в соответствии с
Федеральным законом от 30 апреля 2008 г.
№ 56-ФЗ "О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке формирования
пенсионных накоплений". В Программе
могут участвовать все россияне без ограничения,
зарегистрированные в системе обязательного
пенсионного страхования. В том числе
люди старшего поколения и те, кто в настоящее
время по действующему законодательству
не имеют права формировать накопительную
часть трудовой пенсии.
Еще
одна статья расходов бюджета Пенсионного
фонда, появившаяся в 2010 году, связана
с валоризацией. Валоризация –
это переоценка расчетного пенсионного
капитала, которая направлена в первую
очередь на тех, кто имеет большой
"советский" трудовой стаж. Пенсионеры,
имеющие трудовой стаж в период до
2002 года, получили 10% прибавки к объему
пенсионных прав, которые сформировались
у них до начала пенсионной реформы
2002 года. Также дополнительно за
каждый год советского трудового
стажа до 1991 года к расчетному пенсионному
капиталу добавилось по 1%.
Если
после валоризации размер пенсии
в сумме с другими причитающимися
пенсионеру выплатами оказался ниже
прожиточного минимума пенсионера в
его субъекте РФ, то такому пенсионеру
установлена соответствующая социальная
доплата. Если пенсионер живет в
регионе, где прожиточный минимум
пенсионера ниже федерального, то ему
установлена федеральная соцдоплата
к пенсии, которая выплачивается Пенсионным
фондом Российской Федерации. Если пенсионер
живет в субъекте Федерации, где прожиточный
минимум выше федерального, то ему установлена
региональная соцдоплата, которую выплачивают
органы социальной защиты населения региона.
Бюджет
ПФ РФ как основной документ, определяющий
повседневную жизнь крупнейшего
и наиболее общественно значимого
финансового учреждения нашей страны,
содержит много и других не менее
важных для каждого пенсионера моментов.
Основными
задачами бюджетной политики Пенсионного
фонда РФ на будущий период являются
финансовая стабилизация системы и
обеспечение своевременной выплаты
пенсий.
Заключение
Экономические
преобразования, проводимые в России,
не могут не вызывать неблагоприятных
социальных последствий, тяжесть которых
наиболее остро воспринимается гражданами,
имеющими фиксированные доходы, прежде
всего пенсионерами. В нашей стране
около 37 миллионов престарелых, инвалидов
и членов семей, потерявших кормильца,
поэтому проблема совершенствования
пенсионной системы приобретает
социально-политическую значимость.
В настоящее время
сфера пенсионного обеспечения
характеризуется наличием большого
числа острых проблем, требующих
неотложного решения. Существующая
пенсионная система является обременительной
для экономики и в то же время
не обеспечивает даже минимальные потребности
значительных по численности слоев
населения, охваченных пенсионным обеспечением.
Основными ее недостатками являются:
-финансовая нестабильность;
-слабая дифференциация
пенсионного обеспечения в зависимости
от трудового вклада;
-неоправданно большой
удельный вес льготных пенсий:
-отсутствие социально-справедливого
механизма повышения размеров
пенсий в связи с ростом
стоимости жизни.
В работе использовались
экономико-математические и статистические
методы, по результатам исследования
с достаточной степенью достоверности
можно прогнозировать, что негативные
демографические тенденции в
России, последствия экономического
кризиса в ближайшее десятилетие
потребует чрезвычайных усилий государства
по обеспечению функционирования различных
систем пенсионного обеспечения. Уже
сейчас взносы предприятий и организаций
в социальные внебюджетные фонды
предельно высоки и не могут быть
существенно увеличены без негативных
социальных и экономических последствий.
В то же время доходы 15 – 20 % экономически
активного населения значительно превышают
средние доходы, и при выходе на государственную
пенсию обеспеченность этой социальной
группы значительно падает.
В сложившихся условиях
совершенно неизбежной становиться
глубокая реформа пенсионной системы
в Российской Федерации с включением
в нее, в частности, такого общепризнанного
в мировой практике института
как негосударственное пенсионное
обеспечение. Организационной основой
для негосударственного пенсионного
обеспечения в Российской Федерации
должны выступать негосударственные
пенсионные фонды, то есть организации
с правом юридического лица на введение
исключительно пенсионного вида
деятельности. Хочется верить, что
эта, а так же другие инновации, внесенные
и вносимые в нормативную базу
пенсионного обеспечения, помогут
выбраться пенсионной системе из
кризиса и существенно улучшить
положение всех нуждающихся в
поддержке государства.
В заключение можно
прийти к выводу, что работа Пенсионного
фонда РФ имеет довольно сложную
и разветвленную систему, но к сожалению
не всегда эффективную, и еще не один год
потребуется чтобы сбалансировать данную
систему и привести ее в равновесие.
Список
использованной литературы
- Каминский
П.Л., Павлюченко В.Г., Хмелевская С.А. Социальное
страхование: теория и практика: Учебник
для вузов. – М., 2003.
- Якушев Л.П.
Социальная защита: Учебное пособие. –
М., 2004.
- Государственное
социальное страхование. / Под ред. А.В.
Верховцева. – М.: ИНФРФ-М, 2008.
- Давыдов С.А.,
Федорова Т.А., Янова С.Ю. Социальное страхование:
теория и практика Учеб. пособие. – СПб.,
2009.
- Мотылев Л.А.
Государственное страхование в СССР. –
М., 1997.
- Малеева Т.М.
Пенсионная реформа в России: История,
результаты, перспективы. – М., 2005.
- Официальный
сайт Пенсионного Фонда РФ. http;//www.pfrf.ru/