Показатели финансовых финансовой устойчивости страховых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:52, реферат

Описание

Страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, субъектов и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…… 2
Актуарные расчеты………………………………………………………………………….…3
Виды актуарных расчетов………………………………………................................4
Решаемые задачи актуарных расчетов…………………………………………..…..5
Конкуренция в страховании…………………………………………………………….…….7
Анализ конкуренции………………………………………………………………..........8
Виды конкуренции………………………………………………………………….……8
Показатели финансовых финансовой устойчивости страховых операций…………10
Список используемой литературы…………………………………………………………..…14

Работа состоит из  1 файл

к.р.docx

— 44.64 Кб (Скачать документ)
 

Для практических целей страхования применяется  анализ указанных выше показателей.

В процессе анализа  рассчитывают следующие показатели: частота страховых событий, коэффициент  кумуляции риска, коэффициент убыточности  средняя страховая сумма на один объект страхования, средняя сумма  на один пострадавший объект, тяжесть  риска, убыточность страховой суммы, норма убыточности, частота ущерба, тяжесть ущерба.

С использованием основных показателей определяются расчетные показатели страховой  статистики:

  • частота страховых событий (Чс):

Частота страховых  событий характеризуется количеством  страховых событий в расчете  на один объект страхования. Частота  страховых событий меньше 1 означает, что одно страховое событие повлекло за собой несколько страховых  случаев. Отсюда следует терминологическое  различие между понятиями "страховой  случай" и "страховое событие". Например, страховым событием может  быть град, охвативший своим воздействием многие объекты страхования, т.е. страховые  случаи.

  • опустошительность страхового события, или коэффициент кумуляции риска (Kk)

Коэффициент кумуляции риска, или опустошительность  страхового события, представляет собой  отношение числа пострадавших объектов к числу страховых событий. Данный коэффициент показывает, сколько застрахованных объектов охватывает то или иное событие, т.е. сколько страховых случаев может состояться. Минимальное значение равно единице, если Kk намного больше единицы, страховые организации при заключении договора имущественного страхования стремятся избежать сделок;

  • коэффициент убыточности (ущербности) (Ку)

Коэффициент убыточности или коэффициент  ущерба, представляет собой отношение  суммы выплаченного страхового возмещения к страховой сумме всех пострадавших объектов страхования. Данный коэффициент превысить единицу не может, так как это означало бы уничтожение застрахованных объектов более чем в один раз;

  • тяжесть риска (Тр)

Тяжесть риска  представляет собой отношение средней  страховой суммы на один пострадавший объект к средней страховой сумме  на один объект страхования. Показатель тяжести риска используется при  оценке и переоценке частоты проявления страхового события.

  • убыточность страховой суммы, или вероятность ущерба (У)

Убыточность страховой суммы, или вероятность  ущерба (У), представляет собой отношение  выплаченного страхового возмещения к  страховой сумме всех объектов страхования. Коэффициент убыточности может  быть меньше или равен единице. Он не может быть больше единицы, иначе  это означало бы, что все застрахованные объекты уничтожены более одного раза.

  • средняя страховая сумма на один объект страхования (С)

Средняя страховая  сумма на один объект (договор) страхования  представляет собой отношение общей  страховой суммы всех объектов страхования  к числу всех объектов страхования. В связи с тем, что объекты  имущественного страхования обладают различными страховыми суммами, в актуарных  расчетах применяются различные  методы подсчета средних величин.

2. КОНКУРЕНЦИЯ В  СТРАХОВАНИИ (СУЩНОСТЬ  И РОЛЬ)

Конкуренция является основным условием развития страхового рынка, расширения страховых услуг, повышения их качества и эффективности страховых операций. Она является неотъемлемой частью развития страхового рынка в условиях рыночной экономики.

Конкуренция в страховании – это соперничество страховых компаний за привлечение страхователей, выгодное инвестирование накопленных денежных средств страховых фондов с целью достижения высоких конечных результатов.

Конкуренция в страховании служит формой экономической  связи между страхователем и  страховщиком. Наличие конкуренции  страховщиков обеспечивает возможность  выбора договора страхования для  страхователя и тем самым усиливает  действие факторов развития страхования. Конкуренция возникает на основе преодоления монополии государства  в проведении страхования. Вместе с  тем это не означает ликвидации государственных  страховых организаций, однако они  должны утверждать себя в равноправном соперничестве с акционерными, кооперативными и взаимными страховыми обществами. Именно при таких условиях конкуренция  становится наиболее действенной, поскольку  у страхователей должна быть возможность  выбора. Конкуренция, главным образом, относится к проведению добровольных видов страхования. Она предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих их интересам. Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент предлагаемых услуг; ориентированных на интересы конкретных социально-экономических групп населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах собственности. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция выражается  в создании удобных форм заключения договоров и уплаты страховых взносов, снижения тарифных ставок, быстрой работе, оперативной выплате страховочных сумм. Отсюда следует, что конкуренция возможна даже при проведении обязательных видов страхования.

2.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ

Первый  этап анализа конкуренции на страховом  рынке - изучение основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:

  • численность  и сравнимая емкость конкурирующих  страховых компаний;
  • изменение  объема спроса на страховые  услуги и его структурная и  стоимостная динамика;
  • барьеры  проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);
  • ситуация  на смежном кредитном рынке;
  • различия  в стратегии страховщиков-конкурентов;
  • особые  мотивы для конкуренции на  данном страховом рынке.

Численность конкурирующих страховых компаний и их сравнительная емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

На втором этапе анализа уровня конкуренции  выделяются основные страховые компании - конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу по определенной форме.

2.2 ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Существует  ценовая и неценовая конкуренция.

В основе ценовой конкуренции – тарифная ставка, по которой заключаются договора, т.е ценовая конкуренция использует тарифную ставку в качестве основного инструмента давления на страхователя. Снижение тарифной ставки привлекает потенциального страхователя. Однако предел снижения тарифной ставки определяется страхуемым риском, расходами страховщика и минимальным уровнем прибыльности бизнеса. Поэтому ограничены и возможности применения ценовой конкуренции в борьбе за страхователя (без снижения качества оказываемых услуг). К ценовой конкуренции относится система скидок, широко применяемая в страховой практике. Ценовая конкуренция практикуется главным образом страховщиками - аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции. На российском рынке некоторые компании, снижая тарифные ставки, по существу идут на обман страхователя, так как не способны в полной мере выполнить взятые на себя обязательства и, естественно, не выполняют их.

Неценовая конкуренция – выдвигается на первый план дополнительные сервисные услуги (систему льгот, преимущественное право приобретения акций страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные юридические консультации и др.). Инструментом неценовой конкуренции служит реклама, с помощью которой компании стремятся создать престижный имидж в глазах страхователей. Этим же целям служат и периодически проводимые «дни развития бизнеса» и конференции, в которых участвуют ведущие менеджеры страховщика, а также определенные группы страхователей.

Таким образом  можно сделать вывод, что реклама - сильное орудие неценовой конкуренции.

Цель рекламы  – способствовать заключению новых  и возобновление ранее действовавших  договоров страхования. С ее помощью  страховая компания стремится создать  престижный имидж своей организации  в глазах страхователей. Реклама  может не ограничиваться сообщением о видах страхования, порядке  заключения договоров, выплате страховочной суммы. В ней также должна содержаться  информация о страховой организации, ее уставном капитале, акционерах, активах  и пассивах баланса. Только при таких  условиях у страховщиков  будет реальная возможность  решить вопрос о том, какой страховой компании доверить  средства.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся: шпионаж, переманивание специалистов, владеющих ценной информацией, подлог страховых свидетельств.

Из предположения, что конкуренция – главное  условие перехода к рыночным отношениям, вытекает право различного рода организаций  и граждан заниматься страховым  делом. Но страхование – это  особая сфера деятельности, которая должна обеспечивать защиту юридических и физических лиц при наступлении  тяжелых событий. Эта сфера должна быть надежной и гарантированной, следовательно, страхование нуждается в особых мерах государственного регулирования. Оно должно базироваться на прочном экономическом и юридическом фундаменте. Таким образом, в стране создается механизм регистрации страховых организаций, лицензирования страховых операций и контроля со стороны страхового надзора (чтобы страховые компании не переступали порог, когда могут пострадать интересы страхователей). Неприемлемо снижение тарифов до уровня, когда нарушается финансовая устойчивость компании. В инвестировании страховых резервов приоритет отдается самым надежным, а не самым прибыльным компаниям.

Сочетание конкуренции  и государственного регулирования  – необходимо для стимулирования развития страхового дела в сферах, где нет надежды на существенную прибыль (страхование урожая, экологических  рисков).

Конкурирующие организации, исходя из своих интересов, отдают приоритет менее трудоемким и более дорогим видам страхования, операциям с небольшим риском и высокими финансовыми результатами. Таким образом, необходим механизм, обеспечивающий выживание страховой  компании, проводящих общественно значимые виды страхования.

Выделяют  экономические и организационные  параметры, характеризующие конкурентоспособность  страховщика.

Экономические:

  • расходы на высококвалифицированный персонал;
  • комиссионное вознаграждение страховых агентов;
  • налогообложение доходов от страховой деятельности.

Организационные:

  • система скидок и льгот страхования по срокам и условиям договоров страхования.

В идеале оба  параметра конкурентоспособности  должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов.

3.  ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ  ОПЕРАЦИЙ

Под финансовой устойчивостью страховых операций понимается постоянное сбалансирование  или превышение доходов над расходами  страховщика в целом по страховому фонду. В основе обеспечения финансовой устойчивости лежат прежде всего  оптимальные размеры тарифных ставок, а также достаточная концентрация средств страхового фонда, при которой  становится возможной территориальная  и временная раскладка ущерба. Концентрация средств страхового фонда  достигается при неуклонном росте  числа страхователей и застрахованных объектов.

Проблема  обеспечения финансовой устойчивости страхового фонда может рассматриваться  двояко: как определение степени  вероятности дефицита средств в  каком-либо году и как отношение  доходов и расходов страховщика  за истекший тарифный период.

Степень дефицитности средств страховой компании во многом зависит от величины страхового портфеля (совокупности страховых взносов).

Финансовая  устойчивость страховых операций характеризуется   дефицитом средств или превышением  доходов над расходами страховщика в целом по страховому фонду.

Для определения  степени вероятности дефицитности средств в обозримом будущем  применяется коэффициент Ф.В. Коньшина, представляющий собой своеобразный коэффициент вариации:

Информация о работе Показатели финансовых финансовой устойчивости страховых операций