Правовое регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:29, контрольная работа

Описание

Лицензирование страховой деятельности осуществляется Государственным страховым надзором Российской Федерации в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………….……..3
Классификация видов страховой деятельности………….……….4
Процедура лицензирования страховой деятельности………..…..8
Заключение………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

правовое регулиролвание страх.деят-ти.docx

— 28.99 Кб (Скачать документ)

     6) документы, подтверждающие оплату  уставного капитала в полном  размере (Для получения лицензии  на право проведения страховой  деятельности страховщик должен  обладать оплаченным в денежной  форме уставным капиталом в  сумме не менее 2.0 млн. рублей - по видам страховой деятельности, 15.0 млн. рублей - по перестрахованию,  если предметом деятельности  является исключительно перестрахование3);

     7) документы о государственной  регистрации юридических лиц,  являющихся учредителями субъекта  страхового дела, аудиторское заключение  о достоверности их финансовой  отчетности за последний отчетный  период, если для них предусмотрен  обязательный аудит;

     8) сведения о единоличном исполнительном  органе, руководителе или руководителях  коллегиального исполнительного  органа, главном бухгалтере, руководителе  ревизионной комиссии (ревизоре) субъекта  страхового дела;

     9) сведения о страховом актуарии;

     10) правила страхования по видам  страхования, предусмотренным этим  Законом, с приложением образцов  используемых документов;

     11) расчеты страховых тарифов с  приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а  также структуры тарифных ставок;

     12) положение о формировании страховых  резервов;

     13) экономическое обоснование осуществления  видов страхования.

     Если  соискатель претендует на получение  лицензии на осуществление предусмотренных  классификацией дополнительных видов  страхования, то он обязан представить  в орган страхового надзора заявление, правила, расчеты страховых тарифов  с соответствующим обоснованием, положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование соответствующего вида страхования.

     Для получения лицензии на перестрахование  представляется большая часть тех  же документов, не нужны лишь сведения об актуарии, правила страхования  и расчеты страховых тарифов.

     Соискатель  лицензии на осуществление брокерской деятельности, помимо заявления, представляет документ о своей государственной  регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы, если речь идет о юридическом лице, образцы  договоров, необходимых для осуществления  брокерской деятельности, и документы  о необходимой квалификации работников брокерской компании или его самого, если он является индивидуальным предпринимателем.

     Документы, требующие государственной регистрации, а также выдаваемые государственными органами, представляются в виде нотариально  заверенных копий.

     Соискатели  лицензий, являющиеся дочерними компаниями по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю таких инвесторов в своем уставном капитале более 49%, должны также представлять в письменной форме согласие соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью  страны места пребывания на участие  иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или  уведомить орган страхового надзора  об отсутствии такого разрешения в  стране места пребывания иностранных  инвесторов.

     Все документы должны быть составлены на русском языке.

     Требования  к отдельным формам документов еще  Министерством финансов РФ не установлены, поэтому Росстрахнадзор предлагает пока использовать те формы, которые  были в условиях лицензирования ранее.

     Следует отметить, что при заполнении заявления  на получение лицензии страховые  компании допускают, как правило, следующие  ошибки:

     - наименование компании, которое  указано в заявлении, не совпадает  с наименованием юридического  лица, указанным в его учредительных  документах;

     - виды страхования указываются  произвольно, а не в строгом  соответствии с требованиями  ст. 32.9 Закона об организации страхового  дела;

     - не указываются исходящий номер  и дата составления заявления;

     - практически всегда отсутствует  расшифровка подписи лица на  заявлении.

     Поскольку за рассмотрение заявления о выдаче лицензии уплачивается государственная  пошлина, то к документам должна быть приложена надлежащим образом оформленная  копия платежного поручения, подтверждающая факт уплаты пошлины. Несмотря на очевидность  этого обстоятельства, очень часто  поступают документы без такой  копии платежного поручения - в среднем  из 10 пакетов документов, которые  поступают в Росстрахнадзор, только 2 пакета содержат этот документ.

     Для подтверждения факта оплаты уставного  капитала страховщики чаще всего  представляют только учредительные  документы, из которых действительно  усматривается увеличение уставного  капитала, а вот сами документы, подтверждающие оплату, не представляются вообще либо представляются не в полном объеме.

     Зачастую  отсутствуют документы, подтверждающие наличие требуемого законом образования  и стажа работы руководителя и  главного бухгалтера страховой компании. Нужно иметь в виду, что такими документами являются лишь копии  диплома и трудовой книжки. Эти  копии могут быть заверены самим  соискателем лицензии.

     Следующая проблема связана с документами, содержащими экономическое обоснование  осуществления тех видов страхования, на которые запрашивается лицензия (лицензии). Пока Росстрахнадзор не утвердил перечень этих документов, и поэтому следует исходить из того списка, который определен в условиях лицензирования. Там речь идет о представлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, расчета соотношения активов и обязательств, бизнес-плана и плана по перестрахованию и, наконец, положения о размещении страховых резервов.

     Для предварительного этапа проверки документов регламентом определяется срок в 6 рабочих  дней.

     По  результатам проверки наличия необходимых  документов страховой компании направляется уведомление о приеме документов на рассмотрение.

     На  этап проведения экспертизы документов, то есть проверки соответствия их содержания требованиям закона, отводится срок в 33 рабочих дня с даты, когда  будет подписано уведомление  о приеме документов к рассмотрению.

     При внутреннем анализе документов надзор повышенное внимание уделяет представленному  экономическому обоснованию соответствующего вида страхования, то есть проверке расчетов, их соответствия тому объему, который  определяется в правилах. Серьезному анализу будет подвергаться бизнес-план и то, как планируемые показатели сопоставляются с имеющимися у страховщика  собственными средствами.

     В соответствии с регламентом при  принятии решения о выдаче лицензии должен готовиться соответствующий  приказ, который будет представляться на подпись руководителю Росстрахнадзора  не позднее чем за один рабочий  день до истечения 60 дней, определенных Законом об организации страхового дела для решения вопроса о  выдаче лицензии на осуществление страховой  или брокерской деятельности.

 

      Заключение. 

     Стоит сказать, что необходимо совершенствовать Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", поскольку  абсолютное большинство специалистов отмечают крайне низкий правовой уровень  этого законодательного акта. Редкая из норм указанного Закона может быть квалифицирована как отвечающая объективным потребностям правового  регулирования страхового дела и  общепризнанным правилам законодательной  работы. Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 10 декабря 2003 г., 7 марта 2004 г. и др.) (далее - Закон) закрепил ряд принципиальных нововведений, значительная часть которых так или иначе увязана с предстоящей специализацией страховых организаций, повышением требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций и упорядочением системы лицензирования страховой деятельности.

     Институт  лицензирования позволяет публичной  власти в интересах всего общества в целом и каждого конкретного  индивида в частности, находясь в  рамках правового поля, обеспечить относительную безопасность потенциально опасной деятельности, не прибегая к каким-либо чрезвычайным методам  и непопулярным мерам.

     Таким образом, лицензирование - это своего рода компромисс, позволяющий гарантировать  права и законные интересы граждан  и общества в целом в условиях рыночной экономики4.

 

      Список литературы 

     
  1. Багандов  А.Б. Лицензирование юридических лиц. М., 2000.
  2. Клоченко Л.Н. « Основные проблемы законодательства, регулирующие правовую деятельность».Журнал «Юридическая и правовая работа в страховании», №1, 2006г
  3. Закон  Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  4. Приказ ГОССТРАХНАДЗОРА  РФ от 22.01.1993 №02-02/4 «Об изменениях и дополнениях «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ» от 12.10.1992 №02-02/4 (ЭЖ 92-43) (вместе с новой редакцией)

 

      

Информация о работе Правовое регулирование страховой деятельности