Регистрация и лицензирование страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование страховой деятельности находит свое выражение в государственной регистрации страховых организаций и обществ, взаимного страхования, лицензировании страховой деятельности, а также в осуществлении государственного надзора за деятельность субъектов страхового дела. Использование механизма государственного надзора и контроля в страховании является общей практикой для всех стран с рыночной экономикой.

Содержание

Введение 3
1. Регистрация и лицензирование страховых организаций 4
2. Инвестиционная деятельность страховщика 10
Заключение 14
Используемая литература 15

Работа состоит из  1 файл

к.раб..doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

1. Регистрация и лицензирование  страховых организаций                       4

2. Инвестиционная деятельность  страховщика                                          10

Заключение                                                                                                      14

Используемая литература                                              15 

Введение

 

Государственное регулирование страховой деятельности находит свое выражение в государственной регистрации страховых организаций и обществ, взаимного страхования, лицензировании страховой деятельности, а также в осуществлении государственного надзора за деятельность субъектов страхового дела. Использование механизма государственного надзора и контроля в страховании является общей практикой для всех стран с рыночной экономикой.

Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей. [5]  

 Направления и механизмы  контроля, существующие в настоящее время в Российской Федерации, в целом соответствуют общемировой практике, однако в данном вопросе существуют определенные возможности повышения эффективности регулирования.

Источники прибыли любой  страховой компании, как правило, это прибыль от инвестиционной деятельности. Следует отметить, что источником прибыли может быть и страховая деятельность компании, однако такой ситуации при "справедливом" расчете премий практически быть не должно или же прибыль мала, иначе нарушается принцип эквивалентности потоков платежей, в общемировой практике объем выплат составляет более 90% от величины собранных премий. Но в нашей стране этот показатель в среднем равен 70%, т.е. по существу, российские страховщики завышено оценивают принимаемые риски и вероятность наступления страховых случаев. Высокая доля остающейся премии позволяет не искать варианты доходного и надежного размещения активов.  
Однако на современном этапе развития Российской Федерации всё большее значение приобретает необходимость расширения инвестиционной деятельности страховых компаний.

 

    1. Регистрация и лицензирование страховых организаций

 

Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент  лицензирования деятельности субъектов  страхового дела, который является внутренним документом и определяет порядок работы ведомства по приемке заявлений на выдачу лицензий, проверке представленных документов, а также основные функции подразделений по этому вопросу.

Регламент содержит следующие  основные положения в части лицензирования страховой деятельности: [5]

- порядок регистрации  поступивших от соискателей лицензий  заявлений и документов;

- процедуру предварительной  проверки представленных документов, в том числе параметры оценки  соответствия документов перечню  и формам, которые определены  законодательством;

- порядок и условия  направления уведомлений соискателям  лицензий о приеме либо об  отказе в приеме документов  на рассмотрение;

- порядок проведения  экспертизы документов, включая  параметры оценки соответствия  содержания документов требованиям законодательства;

- процедуру подготовки  заключения, которое необходимо  для принятия решения о выдаче  лицензии;

- процедуру принятия  решения о выдаче лицензии;

- правила оформления  самой лицензии;

- порядок уведомления  соискателей лицензии о принятом  решении;

- порядок формирования  информационной базы службы о  результатах рассмотрения заявления.

Основные правила деятельности страхового надзора в этой части  сводятся к следующему. [4]

Первоначально заявления  поступают в управление делами и  в этот же день передаются в управление предварительного контроля, где их регистрируют в информационной базе службы. Эта база ведется с 1 июля 2005 г., и в ней отражается вся информация о ходе рассмотрения поступающих документов, в частности, указываются исходящий номер и дата заявления, входящий номер и дата поступления в службу, название компании, ее регистрационный номер, виды страхования, на право осуществления которых заявитель просит выдать лицензию или лицензии.

Одновременно все заявления  направляются в управление надзора для того, чтобы получить информацию о наличии либо об отсутствии на дату подачи заявления нарушений страхового законодательства у субъекта страхового дела, испрашивающего лицензию. Если на момент подачи заявления в его деятельности имеются признаки нарушения страхового законодательства, то компании отказывают в получении лицензии. Этот процесс занимает, как правило, несколько дней. [5]

На этапе предварительной  проверки документов происходит также  оценка полноты и достоверности  представленного лицензионного пакета, в который должны входить документы в соответствии с перечнем, определенным в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон об организации страхового дела). Как известно, п. 2 ст. 32 этого законодательного акта предусматривает, что для получения лицензии в орган страхового надзора должны быть представлены следующие документы: [4]

1) заявление о предоставлении  лицензии;

2) учредительные документы  соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;

4) протокол собрания  учредителей об утверждении учредительных  документов и утверждении в  должности единоличного исполнительного  органа, руководителя или руководителей  коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе  акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие  оплату уставного капитала в  полном размере (Для получения  лицензии на право проведения  страховой деятельности страховщик  должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в сумме не менее 2.0 млн. рублей - по видам страховой деятельности, 15.0 млн. рублей - по перестрахованию, если предметом деятельности является исключительно перестрахование глава 3 пункт 2 Приказа ГОССТРАХНАДЗОРА РФ от 22.01.1993 №02-02/4 «Об изменениях и дополнениях «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ» от 12.10.1992 №02-02/4 (ЭЖ 92-43) (вместе с новой редакцией).

7) документы о государственной  регистрации юридических лиц,  являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном  исполнительном органе, руководителе  или руководителях коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) субъекта страхового дела;

9) сведения о страховом  актуарии;

10) правила страхования  по видам страхования, предусмотренным  этим Законом, с приложением  образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов  с приложением используемой методики  актуарных расчетов и указанием  источника исходных данных, а  также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании  страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Если соискатель претендует на получение  лицензии на осуществление предусмотренных  классификацией дополнительных видов  страхования, то он обязан представить  в орган страхового надзора заявление, правила, расчеты страховых тарифов с соответствующим обоснованием, положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование соответствующего вида страхования.

Для получения лицензии на перестрахование  представляется большая часть тех  же документов, не нужны лишь сведения об актуарии, правила страхования и расчеты страховых тарифов. [5]

Соискатель лицензии на осуществление  брокерской деятельности, помимо заявления, представляет документ о своей государственной  регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы, если речь идет о юридическом лице, образцы договоров, необходимых для осуществления брокерской деятельности, и документы о необходимой квалификации работников брокерской компании или его самого, если он является индивидуальным предпринимателем.

Документы, требующие государственной  регистрации, а также выдаваемые государственными органами, представляются в виде нотариально заверенных копий.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними  компаниями по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю таких инвесторов в своем уставном капитале более 49%, должны также представлять в письменной форме согласие соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Все документы должны быть составлены на русском языке.

Требования к отдельным формам документов еще Министерством финансов РФ не установлены, поэтому Росстрахнадзор предлагает пока использовать те формы, которые были в условиях лицензирования ранее.

Следует отметить, что при заполнении заявления на получение лицензии страховые компании допускают, как правило, следующие ошибки:

- наименование компании, которое  указано в заявлении, не совпадает  с наименованием юридического  лица, указанным в его учредительных  документах;

- виды страхования указываются  произвольно, а не в строгом соответствии с требованиями ст. 32.9 Закона об организации страхового дела;

- не указываются исходящий номер  и дата составления заявления;

- практически всегда отсутствует  расшифровка подписи лица на  заявлении.

Поскольку за рассмотрение заявления о выдаче лицензии уплачивается государственная пошлина, то к документам должна быть приложена надлежащим образом оформленная копия платежного поручения, подтверждающая факт уплаты пошлины. Несмотря на очевидность этого обстоятельства, очень часто поступают документы без такой копии платежного поручения - в среднем из 10 пакетов документов, которые поступают в Росстрахнадзор, только 2 пакета содержат этот документ.

Для подтверждения факта оплаты уставного капитала страховщики  чаще всего представляют только учредительные документы, из которых действительно усматривается увеличение уставного капитала, а вот сами документы, подтверждающие оплату, не представляются вообще либо представляются не в полном объеме. [6]

Зачастую отсутствуют  документы, подтверждающие наличие требуемого законом образования и стажа работы руководителя и главного бухгалтера страховой компании. Нужно иметь в виду, что такими документами являются лишь копии диплома и трудовой книжки. Эти копии могут быть заверены самим соискателем лицензии.

Следующая проблема связана  с документами, содержащими экономическое  обоснование осуществления тех  видов страхования, на которые запрашивается  лицензия (лицензии). Пока Росстрахнадзор не утвердил перечень этих документов, и поэтому следует исходить из того списка, который определен в условиях лицензирования. Там речь идет о представлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, расчета соотношения активов и обязательств, бизнес-плана и плана по перестрахованию и, наконец, положения о размещении страховых резервов.

Для предварительного этапа  проверки документов регламентом определяется срок в 6 рабочих дней.

По результатам проверки наличия необходимых документов страховой компании направляется уведомление  о приеме документов на рассмотрение.

На этап проведения экспертизы документов, то есть проверки соответствия их содержания требованиям закона, отводится срок в 33 рабочих дня  с даты, когда будет подписано  уведомление о приеме документов к рассмотрению.

При внутреннем анализе документов надзор повышенное внимание уделяет представленному экономическому обоснованию соответствующего вида страхования, то есть проверке расчетов, их соответствия тому объему, который определяется в правилах. Серьезному анализу будет подвергаться бизнес-план и то, как планируемые показатели сопоставляются с имеющимися у страховщика собственными средствами. [6]

Информация о работе Регистрация и лицензирование страховых организаций