Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:24, доклад
Среди стран СНГ Россия располагает наибольшим экономическим потенциалом для создания социальной экономики. В статье 7 Конституции, Российская Федерация характеризуется, как социальное государство. Политика этого государства, согласно конституционному положению, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основным законом страны определена функция государства – забота о каждом человеке, и обязанности граждан – на основе гарантированной свободы и отношений собственности, отвечать за своё благосостояние. Именно такие взаимные обязательства государства и каждого жителя страны должны служить важнейшими предпосылками формирования в стране социальной экономики.
М. Среди стран СНГ Россия располагает наибольшим экономическим потенциалом для создания социальной экономики. В статье 7 Конституции, Российская Федерация характеризуется, как социальное государство. Политика этого государства, согласно конституционному положению, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основным законом страны определена функция государства – забота о каждом человеке, и обязанности граждан – на основе гарантированной свободы и отношений собственности, отвечать за своё благосостояние. Именно такие взаимные обязательства государства и каждого жителя страны должны служить важнейшими предпосылками формирования в стране социальной экономики.
Краткая история становления:
Дн. Социальная политика, осуществляемая современным российским государством, по многим своим параметрам является неэффективной. Выбор в 1992 г. курса реформ, в основе которого лежали установки “шоковой терапии”, предполагал отказ от социальной политики социалистического типа (всеобщая занятость населения, бесплатное здравоохранение и образование и пр.). Эффективность социальной политики приносилась в жертву эффективности экономических преобразований, которые предполагалось осуществить в сжатые сроки, что позволило бы минимизировать (по крайней мере, во времени) социальные издержки реформ.
Дш. В начале реформ предполагалось, что рациональное использование имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе реформ (доходы от приватизации и пр.), позволит организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения: пенсионерам, многодетным семьям, всем тем, кто потерял работу в процессе структурной перестройки экономики. Все остальные должны были рассчитывать на свою предприимчивость.
Л. По мере осуществления реформ, предполагалось усиливать их социальную ориентацию, выводя социальную политику на параметры, свойственные социальной политике, реализуемой в развитых странах. В качестве одной из важнейших социальных задач рассматривалось формирование в России “среднего класса”, являющегося основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства.
М. Однако реальность реформируемого постсоветского общества продемонстрировала утопизм, необоснованность этих планов. Реальная социальная политика, осуществляемая в современной России, характеризуется фрагментарностью; отсутствием целей, реализация которых обеспечивалась бы материальными ресурсами, усиливающейся неопределенностью в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. Отсутствует координация подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъема страны. Государственная власть зачастую рассматривает систему социальной защиты населения как некий “балласт”, ограничивающий использование ресурсного потенциала в целях подъема экономики.
Дн. Стратегическими целями социальной политики определены:
-создание
условий для реализации
-улучшение
состояния здоровья населения
на основе реальной
-развитие
культурного потенциала и
-создание
эффективного цивилизованного
-обеспечение
финансовой устойчивости
-создание
условий для осуществления
Дш. К особенностям российской социальной политики относятся, в частности, сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социально защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие.
Л. Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:
М. Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий. Давайте рассмотрим пенсионное, медицинское и страхование по безработице.
Дн. Пенсионное страхование:
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране. Средства ПФР направляются на:
• выплату государственных пенсий;
• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
• оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
Дш.По старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:
1) при III степени - 1800 рублей в месяц;
2) при II степени - 900 рублей в месяц;
3) при I степени - 450 рублей в месяц.
Л. Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах:
детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) - 900 рублей в месяц (на каждого ребенка);
другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 450 рублей в месяц (на каждого члена семьи).
Пенсия за выслугу лет. Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.
Также выплачиваются пособие по беременности и родам (100% от месячного заработка) и Пособие при рождении ребенка в размере 8000 рублей.
М. Медицинское страхование:
Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим.
Согласно закону, граждане России имеют право на:
Дн. Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Средства ФОМС направляются на:
РосМедСтрах постоянно разрабатывает пользующиеся популярностью у населения программы, такие как Детский полис, Поликлинические программы, Ведение беременности, Программа «Роды», Выезжающим за рубеж, Лечение за рубежом, корпоративные программы для компаний.
Дш.Страхование по безработице:
Политика в сфере безработицы в России не похожа ни на американскую, ни на европейскую, потому что она отсутствует как таковая. Уволить в России можно без проблем и лишних сложностей. По закону безработные вправе рассчитывать на достаточно длительные выплаты пособия – до трех лет. В первые три месяца уволенным полагается 75% от их среднемесячного заработка, в последующие четыре месяца – 60% и в дальнейшем – 45%. Эти проценты выглядели бы очень щедро, если бы абсолютный размер пособия не ограничивался смешной верхней планкой – 2880 рублей. Через год безработному положен уже минимум – 720 рублей, умноженные на районный коэффициент.
Л. На данный момент страховой системы выплаты пособий по безработице нет только у России и некоторых стран СНГ. До 2000 года такая система существовала. Работодатель платил за сотрудника определенный процент в фонд занятости. Оттуда деньги шли на выплату пособий и программы на рынке труда. В 2002 году ради сокращения налогов и стимулирования бизнеса правительство фонд упразднило, а безработных перевело в ведение социальной системы помощи. Все бремя расходов, связанных с их содержанием, легло на федеральный бюджет, чего нет ни в одной развитой стране.
М. Таким образом, мы видим, что социальная модель РФ ещё далека хоть и развивается, но все еще далека от совершенства.