Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:17, контрольная работа
Пенсионное страхование является социально значимым видом страхования, так как затрагивает интересы всех граждан. Оно возникло в России в начале XX века и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданских работ в связи с наступлением установленного возраста.
Действующее законодательство о пенсионном страховании в Российской Федерации опирается на положение конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и другие нормативные документы.
1. Введение 2
2. Система пенсионного страхования РФ 3
3.Заключение 7
4.Список литературы
Содержание
1. Введение
2. Система пенсионного страхования РФ
3
3.Заключение
4.Список литературы
Введение
Пенсионное страхование
является социально значимым видом
страхования, так как затрагивает
интересы всех граждан. Оно возникло
в России в начале XX века и не получило
широкого распространения. До 1917 г. страхование
по старости не входило в сферу
интересов органов
Действующее законодательство о пенсионном
страховании в Российской Федерации опирается
на положение конституции РФ, Трудового
кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного
кодекса РФ, федеральных законов «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» и другие нормативные документы.
Пенсия означает ежемесячные денежные
выплаты, предназначенные для компенсации
гражданам заработка (дохода), утраченного
в связи с достижением установленного
законом возраста, наступлением инвалидности,
потерей кормильца, а также по другим основаниям.
Право на получение пенсии определяется
по условиям и нормам, установленным законодательством
Российской Федерации.
Система пенсионного страхования.
Современное состояние
системы пенсионного
страхования РФ
Пенсионное обеспечение в Российской
Федерации реализуется через систему
обязательного государственного пенсионного
страхования. На уровень пенсионного обеспечения
влияют такие факторы, как социально-экономическое
положение страны, демографическая ситуация,
особенности трудовых отношений, система
оплаты труда, налоговое законодательство,
бюджетная политика и др.
Обязательное
пенсионное страхование – система
создаваемых государством правовых,
экономических и
Государственное
пенсионное страхование в России
зародилось в начале двадцатого века,
что было гораздо позднее, чем
в большинстве развитых стран. Страхование
охватило небольшую часть населения,
и только высшие слои россиян. После
революции 1917г. оно было отменено, и
социалистическое государство начало
создавать новую пенсионную систему,
основанную на принципах конституционно
гарантированного государством пенсионного
обеспечения по старости. Она предусматривала
не только выплаты пенсий и пособий различных
видов, но и различные формы социального,
медицинского и санитарно-курортного
обслуживания трудящихся.
Несмотря на многочисленные экономические
недостатки, данная система имела одно
важное преимущество — она обеспечивала
абсолютно всем категориям граждан минимально
необходимый прожиточный уровень. Пенсионная
система до 1990 г. находилась на полном
государственном обеспечении, а средства
на ее содержание аккумулировались в бюджете
государственного социального страхования,
который, в свою очередь, входил в государственный
бюджет страны.
Развитие российской пенсионной системы
до начала радикальных рыночных реформ
1990г. свидетельствует о накоплении в ней
большого числа социальных проблем, которые
могли быть решены только путем кардинальных
перемен всей пенсионной системы на базе
формирования и укрепления страховых
принципов с учетом требований включения
бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую
систему страны. Масштабность и глубина
рыночных преобразований в экономике
потребовали применения новых организационно-правовых
оснований, содействующих стабилизации
и подъему материального положения пенсионеров,
сокращению численности малообеспеченных
граждан. В этих целях в 1990г. был принят
закон «О государственных пенсиях в Российской
Федерации», который стал первым законом,
в котором пенсионное страхование выделено
в автономную систему, определены на законодательном
уровне условия формирования государственного
пенсионного фонда. Важнейшим условием
во взаимоотношениях пенсионного фонда
и государственного бюджета стал полный
отказ от бюджетных дотаций. Решающим
собственным источником финансирования
стал сбор страховых взносов.
В части организационной структуры управления
деятельностью Пенсионного фонда по назначению
и выплате пенсий сохранена прежняя система
— через государственные органы социальной
защиты населения.
Несмотря на отмеченные достижения, существующая
пенсионная система имеет много недостатков,
к которым можно отнести:
• крайне низкие размеры пенсий с позиций
их покупательной способности;
• система продолжает работать в режиме
социальной помощи, она не приобрела еще
полностью страхового характера;
Указанные обстоятельства свидетельствуют
о необходимости дальнейшего реформирования
пенсионной системы.
Центральная задача, которую предстоит
решить при разработке новой концепции
пенсионной системы для России XXI в., состоит
в определении оптимального сочетания
классических институтов пенсионного
обеспечения:
• обязательного социального страхования;
• коллективного (профессионального)
и личного страхования;
• государственной социальной помощи,
которые в своей совокупности должны обеспечить
социальную защиту всем гражданам страны
путем резервирования необходимых средств
и их перераспределения.
Выбор пенсионной системы относится к
стратегическим вопросам жизнедеятельности
нескольких поколений, что требует использования
подходов и методов, более сложных, нежели
те, которые применяются для решения текущих
проблем.
При разработке стратегии действительно
эффективной пенсионной реформы необходимо
учитывать следующие моменты:
• сложившуюся модель общественного устройства
и достигнутую меру его социальности;
• проводимую социальную политику (степень
дифференциации трудозанятого населения
по уровню заработной платы, в том числе
по отдельным регионам страны, уровень
покупательной способности пенсий, соотношение
размеров пенсий и заработной платы);
• сложившуюся демографическую ситуацию
(продолжительность периодов дожития
мужчин и женщин после выхода на пенсию)
и ситуацию на рынке труда (соотношение
трудозанятого населения и пенсионеров);
• степень развития культуры социального
страхования, которое органично сочетает
в себе механизмы самоответственности
индивидов и их солидарности с менее обеспеченными
и менее здоровыми членами общества;
• ответственность государства за стабильность
и надежность функционирования пенсионной
системы (гарантированные социальные
пенсии; формирование правовой основы,
регулирующей пенсионное обеспечение;
системы финансового и административного
контроля за деятельностью государственных
и негосударственных пенсионных систем);
• необходимость привлечения к управлению
пенсионными системами социальных партнеров
— представителей работодателей и работников,
что позволяет достичь большей прозрачности
и эффективного использования финансовых
потоков, эквивалентности страховых и
пенсионных выплат .
Таким образом, пенсионная система начального
периода XXI в. должна более полно учитывать
изменившиеся экономические и социальные
условия работающего населения; разнообразие
форм собственности и трудовой деятельности;
различную природу социальных и профессиональны)
рисков; значительную дифференциацию
регионов по уровню заработной платы,
по уровню цен на потребительские товары,
по природно-климатическим условиям проживания,
по продолжительности периодов дожития
пенсионеров.
В настоящее время в России используется
так называемая распределительная система
пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем:
взносы в пенсионный фонд, собираемые
с работающего населения, идут на выплату
пенсионерам. Такой механизм называется
механизмом солидарности поколений, так
как те, кто сегодня содержит пенсионеров,
сами в старости окажутся на содержании
следующего поколения.
Помимо распределительной системы, современные
пенсионные реформы предполагают создание
так называемых накопительных пенсионных
систем. При такой схеме взносы, аккумулирующиеся
в пенсионной системе за счет платежей
работника и работодателя, не расходуются
на выплаты сегодняшним пенсионерам, а
накапливаются, инвестируются и приносят
доход, до тех пор пока плательщик не выходит
на пенсию. Все сбережения плательщика
и весь его инвестиционный доход, полученный
на эти сбережения, являются его личной
собственностью, которая обеспечит выплату
пенсии.
Анализ динамики развития пенсионного
фонда свидетельствует о том, что в стране
уже создана достаточно прочная пенсионная
система и пенсионным обеспечением населения
занимается не аппарат управления из средств
государственного бюджета, а отдельно,
специально созданный для этого государственный
институт, занимающийся только непосредственно
данной задачей и использующий только
собственные средства, не входящие в какой-либо
бюджет.
финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации»
в стране запущен механизм пенсионной
реформы второго этапа, являющейся одной
из составляющих комплекса проводимых
в России экономических реформ.
На этом этапе реформ деятельность Пенсионного
фонда России была направлена на изменение
существующей распределительной системы
начисления пенсий, дополняя ее накопительной
частью и персонифицированным учетом
страховых обязательств государства перед
каждым гражданином.
Основной задачей реформы стало достижение
финансовой сбалансированности пенсионной
системы, повышение уровня пенсионного
обеспечения граждан и формирование стабильного
источника для дополнительных доходов
в социальную сферу.
Кроме обязательной формы пенсионного
страхования, существует добровольная
форма. Добровольное пенсионное страхование
предназначено для расширения возможностей
обязательного пенсионного страхования
как по размерам пенсий, так и по условиям
их получения. Например, пенсии по договору
добровольного пенсионного страхования
выплачивается дополнительно к государственной
трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными
в течении длительного срока или единовременными.
Размер пенсии зависит от размера внесенных
страховых взносов; количества лет, прошедших
с момента заключения договора страхования
до начала пенсионных выплат (чем больше
период накопления, тем больше накопленная
сумма и выше размер полученной пенсии);
возраст застрахованного лица (чем старше,
тем меньше период накопления и больше
страховой взнос, который должен быть
уплачен); пола застрахованного лица.
Заключение.
Субъектами
обязательного пенсионного
Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
Необходимая составляющая политики экономического роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического
развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В
политике
доходов предстоит путем
распределительные процессы установить оптимальное соотношение в
распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить
долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.
В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной
структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов
государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты
доходов россиян.
Список литературы.
1.Федеральный Закон "О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90.
2.Конституция РФ. - 1 Финансы, Учебник для Вузов, под ред. Козлова В.Г. - М. 1998 Инфра-М.
3. Сапилов Е. Пенсии - «в награду трудов подъемлемых на службе». - Человек и труд №5, 1997.-С.49-52.
4.Соловьев А.Г. Ваше право на пенсию, - изд-во «Советская Россия», 1988.
5.Общая теория финансов: Учебник / Под ред., Л, А, Дробозиной- М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
6. Юридическая литература, 1993