Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:27, курсовая работа
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Введение.2Глава I. Система социального страхования в РФ.7Глава II. Виды социального страхования.31Глава III. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.36Глава IV. Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации управления пенсионным страхованием.41Заключение.46Список используемой литературы.
пособий по государственному
социальному страхованию и в
том случае, когда фактические
расходы превышают сумму
Учет и отчетность по средствам Фонда
социального страхования Российской Федерации
Страхователи обязаны вести учет: сумм
начисленных страховых взносов и других
платежей в бюджет Фонда; сумм произведенных
расходов по их видам с указанием количественных
показателей по установленным формам
отчетности; сумм произведенных платежей
в счет начисленных страховых взносов;
расчетов по средствам социального страхования
с исполнительным органом Фонда, в котором
они зарегистрированы. Учет средств социального
страхования страхователи ведут на балансовом
счете "Расчеты по социальному страхованию
и обеспечению". Страхователи ежеквартально
составляют в двух экземплярах "Расчетную
ведомость по средствам фонда государственного
социального страхования" (форма N 4-ФСС
РФ), утверждаемую Фондом, и не позднее
15 числа следующего за отчетным кварталом
месяца представляют в исполнительный
орган Фонда, в котором они зарегистрированы.
Органы Фонда ведут бухгалтерский учет
на основе плана счетов, утвержденного
Фондом и согласованного с Министерством
финансов Российской Федерации. Финансовые
отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются
ежеквартально по форме, утвержденной
Фондом и согласованной с Министерством
финансов Российской Федерации. Взыскание
задолженности по страховым взносам и
ответственность за нарушение порядка
уплаты страховых взносов и расходование
средств Фонда социального страхования
Российской Федерации По истечении установленных
сроков уплаты страховых взносов и других
платежей невнесенная сумма считается
недоимкой и взыскивается в начислением
пени.
К недоимке относится: суммы задержанных
страхователем платежей; суммы начисленных
страховых взносов на сокрытый или заниженный
фонд оплаты труда. Пеня начисляется за
каждый день просрочки уплаты страховых
взносов в следующих размерах: для страхователей
- организаций - 0,2 процента от суммы недоимки;
для страхователей - граждан, использующих
труд наемных работников в личном хозяйстве,
иных страхователей - 0,5 процента от суммы
недоимки. За несвоевременное зачисление
или перечисление страховых взносов на
соответствующие счета по вине банков,
ими уплачивается пеня за каждый день
просрочки в размере 0,2 процента от суммы
этих взносов. Начисление пени производится
начиная со следующего дня после истечения
срока уплаты взносов и по день уплаты
включительно (например, если взносы следовало
уплатить 10 июня, а они были перечислены
банком 20 июня, то пеня начисляется за
10 дней - с 11 по 20 июня включительно). Днем
уплаты страховых взносов и других платежей
считается: день списания банком суммы
платежа со счета страхователя, независимо
от времени зачисления ее на соответствующий
счет исполнительного органа Фонда - при
перечислении суммы платежа со счета страхователя
в банке; день внесения денежных сумм в
соответствующий банк - при уплате наличными;
день внесения денежных сумм в отделение
связи или банк - при переводе денег по
почте или через банк. Если срок уплаты
страховых взносов совпадает с выходным
(праздничным) днем, пеня начисляется начиная
со второго рабочего дня после выходного
(праздничного) дня. Исполнительные органы
Фонда по просьбе страхователя в случае
отсутствия на его расчетном или текущем
счете необходимых средств для покрытия
задолженности по страховым взносам могут
предоставлять отсрочку погашения задолженности
на срок, не более 6 месяцев. В случае непогашения
задолженности по страховым взносам в
предоставленный срок, начисление пени
возобновляется на всю просроченную сумму
и за весь период со дня образования задолженности.
Пеня начисляется на полные рубли суммы
просроченного платежа. Пеня на пеню не
начисляется. Страхователи обязаны сами
начислять пеню на всю сумму недоимки
и за весь период просрочки и отражать
ее в расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ).
Если пеня не начислена, то при проверке
расчетной ведомости страхователя пеню
начисляют соответствующие исполнительные
органы Фонда, о чем письменно сообщают
страхователю. Расходы по государственному
социальному страхованию, произведенные
с нарушением установленных правил или
не подтвержденные документами, к зачету
не принимаются. К страхователям, нарушающим
установленный порядок начисления, перечисления
средств государственного социального
страхования и представления финансовой
отчетности исполнительными органами
Фонда применяются финансовые санкции
в виде взыскания: - всей сокрытой или заниженной
при начислении страховых взносов в Фонд
суммы оплаты труда и штрафа в размере
той же суммы, а при повторном нарушении
- штрафа в двойном размере; - 10 процентов,
причитающихся к уплате сумм страховых
взносов в Фонд за их отказ от регистрации
в качестве страхователя; - 10 процентов,
причитающихся в отчетном квартале к уплате
сумм страховых взносов в Фонд за непредставление
в установленные сроки расчетной ведомости.
. Применение финансовых санкций при нарушении
порядка уплаты страховых взносов в Фонд
осуществляется в соответствии с Порядком
уплаты страховых взносов работодателями
и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, согласно которому: недоимка
по страховым взносам, а также сумма штрафов
и иных финансовых санкций, предусмотренных
законодательством, взыскиваются исполнительными
органами Фонда с работодателей в бесспорном
порядке путем выставления инкассового
поручения, а с иных плательщиков - в судебном
порядке; при взыскании в бесспорном порядке
указанных сумм
Фонд и его органы пользуются правами,
предоставленными налоговым органам
по взысканию не внесенных в срок
налогов; срок исковой давности по взысканию
с физических лиц недоимки, а также сумм
штрафов и иных финансовых санкций составляет
три года; бесспорный порядок взыскания
недоимки, а также сумм штрафов и иных
финансовых санкций с юридических лиц
может быть применен в течение шести лет
с момента образования указанной недоимки.
Исполнительные органы Фонда направляют
материалы, подтверждающие факты нарушения,
в зависимости от обстоятельств дела в
органы Прокуратуры Российской Федерации,
в суд, арбитражный суд либо в другой орган,
которому предоставлено право принимать
решение об установлении ответственности
организаций и должностных лиц.
Как видно из этой главы, социальному страхованию
уделяется особое внимание. Созданы все
предпосылки к тому, чтобы оно стало реально
действующим механизмом. Ведь процент
отчисления от заработной платы не так
уж мал. Другое дело, что далеко не все
выплаты заработной платы проходят через
кассу предприятия. Так называемый “черный
нал” продолжает оставаться частью нашей
реальности. Также не совсем понятно, почему
одна из хороших традиций советского времени
- оплата путевок - канула лету; ведь средства
социального страхования должны расходоваться
в конечном итоге на тех, из чьей заработной
платы они отчисляются.
Глава II. Виды социального страхования
В настоящее время в России существует
5 видов государственных пенсий: 4 трудовых:
- по старости - по инвалидности - по случаю
потери кормильца - пенсия за выслугу лет
и социальная пенсия - лицам, не имеющим
права на получение трудовой пенсии.
По старости
Лица, достигшие пенсионного возраста
(ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20,
м-25 лет) получают пенсии по старости. В
размере 55% от размера заработной платы,
принимаемого для исчисления пенсии +
1% за каждый год трудового стажа (превышающего
требуемый), но не более 75% заработка. Для
исчисления пенсии на усмотрение работника
может быть взят заработок за последние
2 года (с премиальными и доплатами), либо
средний за любые 5 лет подряд в течение
трудового стажа. Для большинства пенсионеров
пенсия не представляет среднюю за 2 года,
так как существует максимальный размер
пенсии - 3 минимальных заработных платы.
Минимальный размер пенсии - 1 минимальная
заработная плата. Таким образом, max пенсия
= 83,6 х 3. Сейчас сумма компенсации к пенсии
83,6 х 3 + 85 руб.
По инвалидности
Пенсии по инвалидности выплачивается
инвалидам I и II группы в размере 75% заработной
платы, получаемой до пенсии, III группы
- 30%. Существует min и max размеры пенсий.
Для I и II min размер равен min размеру пенсии
по старости. Мax для I и II группы = max размеру
пенсии по старости. Для III группы min = 2/3
min пенсии по старости, max = min пенсии по
старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование
каждые 2 года.
По случаю потери кормильца
Пенсии по потери кормильца получают нетрудоспособные
члены семьи, находившиеся на его иждивении
(дети, жена, родители). Размер равен 30%
заработной платы кормильца на каждого
иждивенца (до 18 лет?). Существует max предел
пенсии, он равен min пенсии по старости
на каждого иждивенца.
Пенсия за выслугу лет
Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие
по специальности, связанные с повышенными
требованиями к трудоспособности (летчики,
циркачи, педагогические работники). Размеры
те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие
получают пенсию за выслугу лет по специальному
закону.
Социальные пенсии
Социальные пенсии получают инвалиды
с детства и престарелые граждане, не имеющие
право на получение трудовых пенсий. Инвалиды
с детства получают пенсию в размере минимальной
пенсии по старости. Не работавшие имеют
право получать 2/3 минимальной пенсии
по старости по достижении ими 60-65 лет.
Для большинства пенсионеров потеряна
связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное
обеспечение лежит на плечах предприятий,
работодателей. Сейчас планируется переход
на новую систему пенсионного обеспечения,
включающую три уровня: 1. Социальная пенсия
(нижний уровень). Должна выплачиваться
за счет средств государства, предприятий.
2. Трудовые пенсии, которые будут зарабатываться
трудящимися в процессе трудовой деятельности
и будут формироваться за счет взносов
предприятий по данному работнику (заводится
лицевой счет на каждого работника на
котором содержатся средства, перечисляются
как страховые взносы). Это дает возможность
контроля застрахованного над страхователем.
3.Уровень. Может получить любой гражданин,
заключивший договор страхования с негосударственной
страховой компанией и уплачивающий взносы
за счет своих средств.
Государственные пособия
В настоящее время сложилась определенная
система государственных пособий (на федеральном
уровне). Эти пособия выплачиваются по
линии социального страхования и по линии
социального обеспечения за счет средств
бюджета.
Пособие по временной нетрудоспособности.
Основание для выплаты пособия - больничный
лист, который получают больные и родители
больных детей. Размер пособия зависят
от стажа: при стаже до 5 лет пособие составляет
60% от заработной платы, 5-8 лет -80% свыше
8 лет - 100%.
Пособия, связанные с материнством и рождением
детей: Пособие по беременности и родам.
Выплачивается женщине в полном размере
заработка. Пособие беременным при своевременной
регистрации (до 12 недель) в размере 100%
minзаработной платы. Единовременная выплата.
Пособие по рождению ребенка равно 15 min
заработанным платам. Пособие на период
отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет без
сохранения оплаты отпуска. Равно 50% min
оклада. Ежемесячные пособия на ребенка
до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных
школах - до окончания учебного заведения).
70% min оплаты труда.
Пособие на погребение. 10 min заработных
плат.
Пособие по безработице. Выплачивается
в течение 12 месяцев: первые 3 месяца - 75%
средней заработной платы на последней
работе, следующие 4 месяца - 60%, последние
5 месяцев - 45%. Минимальный размер равен
минимальной оплате труда, максимальный
равен средней заработной плате в данном
регионе. Если в течение года человек не
нашел работу, то платится ежемесячно
1 минимальная заработная плата.
Пособие беженцам и вынужденным переселенцам.
На каждого члена семьи беженцам в городе
выплачивается 1 min заработная плата, в
селе - 2. Необходимо совершенствовать
систему государственных пособий: Отвязать
от минимальной заработной платы. Надо
увязать получение пособий с материальным
положением семьи. Необходимо ввести социальную
помощь малоимущим.
Глава III. Система государственных внебюджетных
фондов в РФ.
Система государственных внебюджетных
фондов состоит из: Фонда социального
страхования
и обеспечения
Пенсионного Фонда Фонда
Как видно из изложенного в этой главе
материала, система государственных внебюджетных
фондов направлена на
обеспечение
медицинского обслуживания населения,
выплату пособий, компенсаций и
пенсий. Источником средств на выплату
являются страховые взносы предприятий
и организаций, а также физических
лиц. В следующей главе на примере социального
страхования будет более подробно будет
рассмотрен механизм действия данной
системы.
Глава IV. Федеральная пенсионная служба
РФ как форма реорганизации управления
пенсионным страхованием.
В Калужской области только в городе Обнинске
была создана служба уполномоченная Пенсионным
фондом, которая сосредоточила в одних
руках весь процесс пенсионного обслуживания
жителей региона. В остальных районах
Калужской области работа ПФР и органов
социального обеспечения разграничены.
Собранные деньги в районах перечисляются
на транзитные счета областного отдела
ПФР, а затем с отделом социальной защиты
распределяются. Деятельность службы
началась с постановления Президиума
Верховного Совета РФ от 6 июля 1992 года
“О создании единой пенсионной службы”.
Летом 1992 года было заключено соглашение
с администрацией Калужской области о
создании в регионе на базе отделения
Пенсионного фонда единой пенсионной
службы. Высвободившиеся в областном и
местном бюджетах средства пошли на формирование
новых органов социальной защиты в рамках
областной администрации был создан Департамент
социальной защиты и социальной поддержки
на местах. Указом Президента РФ от 29 мая
1993 года N 787 “Об управлении пенсионным
обеспечением в Российской Федерации”
было признано целесообразным создание
в системе органов исполнительной власти
Федеральной пенсионной службы России
с возложением на нее функций назначения,
выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции
средств на эти цели. Указ предусматривал
недопустимость вмешательства Пенсионного
фонда и его отделений в оперативную деятельность
органов социальной защиты населения
и передачи ему функций по назначению
и выплате пенсий по назначению и выплате
пенсий, возложенных на органы исполнительной
власти законодательством Российской
Федерации. Вопрос о Федеральной пенсионной
службе России носил больше политический
характер и поэтому Указом Президента
РФ не был решен вопрос о статусе и организационных
основах создания такой службы. Формирование
Федеральной пенсионной службы было невозможно
без внесений в Закон от 20.11.1990 года. Предложения
по изменению законодательства, необходимые
для создания Пенсионной службы России,
готовились вначале вместе, а затем параллельно
Министерством социальной защиты населения
и Пенсионным фондом. В связи с прекращением
деятельности Верховного Совета РФ подготовленные
предложения остались без рассмотрения.
Концепция Пенсионного фонда Российской
Федерации по вопросу создания Федеральной
пенсионной службы базировалась на идее
объединения в ближайшее время ПФР и его
региональных органов со структурными
подразделениями Министерства социальной
защиты населения РФ, краев, областей,
автономных образований, районов и городов.
При создании Федеральной пенсионной
службы России организационные вопросы
должны быть сведены к минимуму, они являются
неизбежным следствием разделения органов
социальной защиты населения. Эта модель
должна исключить сбои в работе по пенсионному
обеспечению населения и не допускать
нежелательных социальных последствий.
Нужно решить вопросы о том, какие службы
будут заниматься оказанием населению
различных видов социальной помощи, и
сохранить единое информационное пространство,
которое позволило бы принять современные
технологии для организации системы социальной
защиты населения. Должна быть обеспечена
безусловная сохранность целевого использования
пенсионных средств. Необходимо решить
правовые и технические проблемы, связанные
с введением и функционированием персонифицированного
учета плательщиков страховых взносов.
В некоторых странах организации, осуществляющие
пенсионное обеспечение, является самоуправляемыми
неправительственными структурами, независимыми
в административном и финансовом отношении
от государственных органов. Государство
с помощью законодательства регулирует
условия и нормы пенсионного обеспечения,
а также, как правило, устанавливает страховой
тариф. Создание Федеральной пенсионной
службы с вертикально организационной
структурой, несущей ответственность
за все аспекты системы по выплате пенсий
и пособий, доказало свою целесообразность.
С построением пенсионной службы на новых
принципах и работа Отделения ПФР по Калужской
области по сбору страховых взносов приобрела
как бы дополнительный смысл. Деньги не
уходят из отделения, а тут же передаются
на выплату пенсий. Работа единой пенсионной
службы дает и чисто экономический эффект.
Соподчиненность всех звеньев позволяет
прогнозировать как поступление страховых
взносов, так и расходование их на выплату
пенсий. В условиях единой пенсионной
службы предоставляется возможность в
сомнительных случаях оперативно проверять
документы для назначения и перерасчета
пенсий сравнивать данные о заработке
того или иного человека с фактической
уплатой страховых взносов, что помогает
выявить завышение данных, избежать необоснованных
выплат. Реформирование пенсионной системы
началось с персонифицированного учета.
В Калужской области переход к персонифицированному
учету был произведен с 1 января 1996 года.
С переходом на такую форму учета, расчет
пенсии займет считанные минуты, без трудовых
книжек, длительного процесса сбора справок.
Введение персонифицированного учета
страховых взносов обеспечит также достоверность
сведений о стаже и заработке для исчисления
пенсий в строгом соответствии с результатами
труда каждого работающего и исключит
неоправданное расходование средств службы
уполномоченной Пенсионным фондом на
выплату пенсий в связи с участившимися
случаями выдачи фиктивных или недостоверных
справок о стаже и заработке различными
коммерческими структурами и использованием
купленных с рук бланков трудовых книжек.
Кроме того, работающие будут защищены
от случаев утраты архивов ликвидирующихся
предприятий, в особенности коммерческих.
Поскольку от суммы перечисленных в отделение
уполномоченных Пенсионным фондом по
Калужской области страховых взносов
будет напрямую зависеть размер назначенной
будущему пенсионеру пенсии, работающий
кровно заинтересован осуществлять контроль
взносов его предприятием, а индивидуальные
предприниматели перестанут скрывать
свои заработки, в результате чего выигрывают
и нынешние пенсионеры, так как возрастут
поступления в службу уполномоченную
Пенсионным фондом и появится возможность
своевременно финансировать выплату пенсий.
Как показала практика полугодового хода
персонифицированного проекта в Калужской
области, сбор страховых взносов в процессе
работы возрос на 50%. На основании международного
опыта можно утверждать, что персонифицированный
учет в области государственного пенсионного
страхования не найдено лучшей альтернативы.
Персонифицированный учет сведений о
застрахованных лицах должен стать эффективным
инструментом развития пенсионной системы
Российской Федерации.
Заключение
Совершенствование системы социального
страхования является сейчас не благими
намерениями, а насущной необходимостью.
Примером тому являются постоянные сообщения
о акциях протеста , митингах пенсионеров,
которые не получают пенсии в течение
нескольких месяцев, между тем они являются
для них единственных источником средств
к существованию. При трезвом взгляде
на эту систему и изучении как опыта Советского
Союза, так и опыта развитых капиталистических
стран возможно формирование реальной
системы социальной защиты населения
и его обеспечения. Таким образом можно
избежать многочисленных забастовок и
митингов, на покрытие ущерба от которых
и поддержание порядка во время их проведения
уходит такое количестве денежных средств
из российского бюджета, что при вложении
их в социальную сферу их бы хватило на
выдачу многих и многих пенсий и пособий.
Не секрет, что большинство лозунгов коммунистов
и национал-социалистов основано на фразах
“Проголосуйте за нас и мы выплатим вам
вашу зарплату и пенсию, накормим и вылечим
ваших детей и родителей”. Достаточно
посмотреть на состав митингов оппозиции:
голодные и плохо одетые пожилые люди,
прожившие всю свою жизнь под лозунгом
обеспеченной старости, а на ее пороге
оказавшиеся без куска хлеба. Родители,
чьи дети больны и не могут получить надлежащего
медицинского обслуживания, госслужащие,
не получающие заплату по несколько месяцев,
студенты и преподаватели, живущие на
мизерные зарплаты и стипендии и т.д. Если
удастся заставить работать эту систему,
то скорее всего страну перестанут сотрясать
постоянные акции протеста и опасность
возврата к социалистическому прошлому,
которой так панически боится наше правительство
(на региональных выборах 1997 года оппозиция
одержала убедительную победу; большинство
парламента составляют отнюдь не прогрессивные
демократы) значительно уменьшится. Кроме
того, стабилизация политической обстановки
резко поднимет рейтинг как страны в целом,
так и ее правительства, сумевшего добиться
таких результатов. Это, в свою очередь
поможет нам получить необходимые инвестиции
иностранного капитала на развитие промышленности,
т.к. одним из главных условий, выдвигаемых
инвесторами, по-прежнему остается политическая
стабильность и, как следствие возвратность
инвестиций, вложенных в страну. Казалось
бы, все так просто, нужно лишь начать что-либо
делать в данной области. Но нежелание
реально оценивать обстановку, использование
социальной сферы только как карты в политической
игре в разгар предвыборной борьбы приводит
к тому, что начальные подвижки в этой
области погибли так и не родившись, а
неплохое наследие Советского Союза уже
утрачено. Хочется надеяться, что что-либо
в ближайшее время изменится, иначе это
может привести к последствиям такой тяжести,
что даже мы сейчас не в состоянии их реально
предвидеть и оценить.
Список используемой литературы.
1. Журнал “Бухгалтерский учет” № 1/97;
“Бухгалтерский учет”, 1997г. 2. Закон РФ
«О государственном пенсионном обеспечении»
от 20 ноября 1990 года N 340-1 . 3. Инструкция
о порядке начисления, уплаты страховых
взносов, расходования и учета средств
государственного социального страхования
(утв. постановлением Фонда социального
страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ
и Госналогслужбы РФ от 2 октября 1996 г.
NN 162, 2, 87, 07-1-07) 4. Коммерсантъ Дейли от 20
августа 1993г. 5. Постановление Правительства
РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального
страхования Российской Федерации"
(с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля,
15 апреля, 23 декабря 1996 г.) 6. Постановление
Фонда социального страхования РФ, Минтруда
РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от
2 октября 1996 г. NN 162, 2, 87, 07-1-07 "Об утверждении
Инструкции о порядке начисления, уплаты
страховых взносов, расходования и учета
средств государственного социального
страхования" 7. Петров К. «Твоя будущая
пенсия» Приложение к журналу «Пенсия»
М. 1997. 8. «Страхование от А до Я» Под редакцией
Корчевской Л. И., Турбиной К. Е. М. Инфра,
1996