Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:49, курсовая работа
Цель работы – исследовать состояние и перспективы страховой деятельности в Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая деятельность страховых компаний на российском рынке.
Предмет исследования – особенности управления финансами страховой компании.
Резерв незаработанной рисковой премии (нетто-премии) принято называть резервом по неоконченной ответственности, или, сокращённо, резервом премии.
Большое значение, в практике страхования имеет порядок расчёта резерва убытков по страховым случаям. Практика страхования показывает, что по большинству видов страхования (особенно таких сложных как страхование судов, строительно-монтажных рисков, страхование ответственности и т.д.) для окончательного рассмотрения и оплаты убытка требуется длительное время. Рассмотренный, но ещё полностью не оплаченный убыток называют неоконченным убытком. На сумму рассмотренных, но не урегулированных убытков страховщик создаёт резерв заявленных, но не урегулированных убытков (РЗУ). Величина РЗУ определяется по каждой неурегулированной претензии. Если убыток заявлен, но размер ущерба не установлен, то для расчёта принимается максимально возможная величина убытка, не превышающая страховую сумму. РЗУ создаётся для обеспечения выполнения обязательств, включая расходы по урегулированию убытков по договорам страхования, не исполненным или исполненным не полностью на отчётную дату.
Резерв произошедших, но не заявленных убытков (РПЗ) предназначен для выполнения страховщиком своих обязательств, включая расходы по урегулированию убытков по договорам страхования, возникшим в связи с произошедшими страховыми случаями в течение отчётного периода, о факте наступления которых страховщику не было заявлено в установленном порядке на отчётную дату.
По общему правилу, величина резерва исчисляется в размере:
- 10% суммы базовой страховой премии, поступившей в отчётном периоде, если отчётным периодом считается год;
- 10% суммы базовой страховой премии, поступившей в отчётном периоде, и за три периода, предшествующие отчётному, если отчётным периодом считается квартал.
Согласно п.6
ст.26 Закона, «страховая организация
вправе формировать фонд предупредительных
мероприятий в целях
За счёт этих средств могут финансироваться:
- строительство и реконструкция пожарных депо, испытательных лабораторий и полигонов, диагностических станций Госавтоинспекции по проверке технического состояния транспортных средств;
- закупка оборудования
для предупреждения дорожно-
- проведение профилактических и санитарно-гигиенических мер по охране здоровья населения и снижению травматизма (профосмотр, прививки, вакцинация) и многие другие виды превентивных мероприятий, имеющих целью снизить риск убытков и уменьшить их возможные масштабы.
Контроль за
расходованием средств РПМ
Формирование группы дополнительных страховых резервов осуществляется по согласованию с Федеральной службой страхового надзора.
Стабилизационный резерв является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результате от проведения страховых операций вследствие действия факторов, не подвластных воле страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним расчётным значением.
В связи с
тем, что страховые резервы
Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Соответствие деятельности страховщика по размещению средств страховых резервов принципам диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности определяется выполнением структурных соотношений, указанных в Приложении к Правилам размещения страховщиками страховых резервов. При расчёте данных структурных соотношений применяется балансовая стоимость активов. Общая стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, должна быть не меньше суммарной величины страховых резервов.
Согласно страховому законодательству РФ «страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативно-правовым актов органа страхового надзора».
В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке. Страховщиками могут быть только юридические лица. Физические лица, даже зарегистрированные в качестве предпринимателей, не могут заниматься страхованием. Страховая организация создается именно для страховой деятельности, что должно быть зафиксировано в ее учредительных документах. Страховщикам запрещено заниматься производственной, торгово-сбытовой, банковской деятельностью.
Определение финансового результата деятельности страховой компании усложняется из-за специфики и разнообразия предоставляемых ею услуг. В страховании финансовый результат может рассматриваться в двух аспектах:
• прибыль нормативная, или прибыль в тарифах;
• прибыль как конечный финансовый результат.
Среди относительных показателей, характеризующих финансовую деятельность страховой компании и наиболее часто используемых, можно отметить следующие: рентабельность; уровень выплат по видам страхования; уровень расходов; соотношение прибыли по страховой и не страховой деятельности.
Финансы страховой организации - система денежных отношений, возникающих в процессе формирования фондов денежных средств, их распределения и использования, обеспечивающих ее деятельность по оказанию страховой защиты, иных видов деятельности, а также финансированию затрат по организации страхового дела.
Финансовые ресурсы страховой организации - это денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, необходимых для обеспечения ее страховой и иной деятельности.
По данным Росгосстраха на рынке продолжается сокращение числа действующих компаний. В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.12.2011 было зарегистрировано 572 страховые организаций, из них 3 не проводили страховые операции и 63 не предоставили отчет о своей деятельности. Годом ранее на рынке работало 618 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 7,4%, или 46 компаний. Количество компаний, которые находятся на страховом рынке, но не собирают страховые премии (их сборы равны нулю) сократилось с 26 в 2010 до 24 – в 2011 году. [27]
Концентрация страхового бизнеса растет. ТОП-10 компаний в 2011 года собрали 46,1% всех премий, на рынке добровольного страхования в сумме с ОСАГО (ДС+ОСАГО) – 58,0%.
Общий объем собранной премии в 2011 года составил 1267,9 млрд. руб. (рост на 21,8% по сравнению с 2010 годом), объем выплат – 888,4 млрд. руб. (рост на 15,6%). Увеличение премий по сравнению с 2010 годом наблюдается во всех видах страхования. Выплаты выросли во всех видах, за исключением страхования жизни, имущества и страхования предпринимательских и финансовых рисков (табл.1).
Доля совокупной страховой премии в ВВП находится на уровне прошлого года – 2,43%, доля премии без ОМС также осталась на уровне 2010 года – 1,22%.
За счет средств населения в 2011 г. было собрано 319,9 млрд. руб. (рост на 18,9%), выплачено – 161,3 млрд. руб. (рост на 1%). Премии за счет юридических лиц выросли на 19,9% по сравнению с 2010 годом и составили 343,7 млрд. руб. Выплаты увеличились на 6,1%, и составили 141,9 млрд. руб. Доля премий за счет средств граждан в общих сборах осталась на прежнем уровне – 48,2%.
В 2011 году число заключенных договоров выросло на 3,4% до 133,4 млн. договоров (без учета ОМС) по сравнению с 2010 годом, всего на рынке действовало 84,1 млн. договоров (без учета ОМС) (рост на 3,5%).
Таблица 1. Динамика российского страхового рынка в 2010-2011 гг.
Центр стратегических исследований Росгосстраха сделал очередное обновление прогноза относительно долгосрочного развития рынков страхования жизни и «нежизни» (включая обязательные виды) в России до 2050 года. [27]
В основу прогноза легли данные о возможных сценариях развитии экономики, а также показатели рынков страхования в различных странах в 2006-2010 годах. Прогноз основывается на зависимости между размерами рынка страхования и развитием экономики – в частности, ростом ВВП.
Мы предполагаем, что в ближайшие годы Россия сможет показать реальный рост ВВП на уровне 5,5-4%, в более отдаленной перспективе они могут снизиться до 3% в год. Мы также предполагаем, что вступление России в ВТО и конкуренция между иностранными и отечественными страховщиками способны оживить рынок страхования жизни. Сегодня Россия по уровню премий на душу населения в этом сегменте в разы отстает от средних показателей стран с сопоставимым ВВП на душу населения. Так, в 2010 г. по данным SwissRe в Венгрии на душу населения приходилась премия по страхованию жизни в 214 долл. США, в Польше – 235,2 долл., в Уругвае – 46,6 долл., тогда как в России – 4,9 доллара.
В среднем по проникновению страхования жизни Россия отстает в 20 раз от стран с сопоставимым уровнем экономического развития. Однако отставание в развитии страхования жизни довольно быстро исчезнет, если экономика страны будет развиваться без потрясений и кризисов, а потребителям будут предложены интересные продукты по страхованию жизни с возможностью получать более высокий доход за счет вложения накопленных резервов в различные инвестиционные инструменты.
Если наши предположения оправдаются, то к 2050 г. ВВП на душу населения в России в ценах 2010 г. превысит 45 тыс. долларов – он практически достигнет сегодняшних показателей США. А рынок страхования «нежизни» (включая и обязательное страхование) увеличится более чем в 8 раз и составит около 8 трлн. рублей в ценах 2010 года. В номинальных ценах (без очистки от инфляции) объем премий вырастет более, чем в 65 раз, и превысит 65 трлн. рублей. В результате доля страхования «нежизни» в ВВП России вырастет с 2,3% до 4,2% (рис.1).
В течение всего горизонта
По мнению Генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Григорьева А. В. лет через российский страховой рынок будет похож на рынки Великобритании и Германии и других развитых стран. [29]
Через 10 лет будет цивилизованный рынок. На рынке будет работать примерно 3 национальных лидера и 5 иностранцев, на них всего придется 95% рынка.
Дальнейшее развитие страховой деятельности в России определяется:
- расширением видов страховых продуктов, отвечающих потребностям широких слоев населения и государства;
- повышением качества оказываемых страховых услуг;
- укреплением доверия населения к страхованию;
- государственной поддержкой страхования в условиях социально-экономических реформ;
- разработкой мероприятий по организационно-методическому, правовому и законодательному обеспечению.
Страхование является самостоятельной областью гражданско-правовых отношений, базирующихся на экономических принципах. Это обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о том, что для реализации основной цели, стоящей перед страхованием, - защиты экономических интересов страхователей, необходим правовой механизм, обеспечивающий нормативно-правовую регламентацию страхового дела.
Законодательную базу страховой деятельности в России составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другие ведомственные нормативные акты.
Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определены основные принципы государственного регулирования страхования, регламентированы отношения между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями; отношения страховых организаций между собой. Данный закон включает в себя также положения, определяющие содержание договора страхования, показатели финансовой устойчивости страховщиков, основные функции надзорных страховых органов и др.
Правовое обеспечение
Совершенствование законодательства способствует созданию в России современного страхового рынка.
Важным событием на страховом рынке России явилась реформа нормативов финансовых показателей российских страховых компаний, предусматривающая изменение правил размещения страховых резервов, а также требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков. Однако, вероятно, со временем и эти правила будут претерпевать определённые изменения.
Информация о работе Состояние и перспективы деятельности страховых компаний