Страхование гражданской ответственности перевозчиков и экспедиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:51, контрольная работа

Описание

При страховании груза защищаются интересы грузовладельца, а не экспедитора; под страхованием же ответственности за груз подразумевается страховое покрытие рисков, связанных с выполнением экспедитором своих обязательств перед клиентами в соответствии с действующим законодательством. Страхование ответственности перевозчика включает в себя, прежде всего страхование ответственности за груз, принятый к перевозке.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Страхование гражданской ответственности автоперевозчиков

грузов……………………………………………………………………..4

Страхование ответственности экспедиторов грузов…………………12

Заключение………………………………………………………………17

Список используемой литературы…………………………………..…18

Работа состоит из  1 файл

контр страхов ком деят.docx

— 43.14 Кб (Скачать документ)
  • ответственность страхователя перед своими служащими в случаях причинения им вреда грузом;
  • ответственность перед третьими лицами, возникшая вследствие форс-мажорных обстоятельств (действие непреодолимой силы).
  • Что касается расходов страхователя, принимаемых на страхование, то CMR-страхованием покрываются следующие расходы:
  • по расследованию обстоятельств страхового случая и защите интересов страхователя в судебных и арбитражных органах по происшествиям, ответственность за которые возлагается на автоперевозчика\экспедитора;
  • необходимые расходы по уменьшению размера ущерба, ответственность за который возлагается на автоперевозчика/экспедитора (в том числе по принятию мер по сохранению груза после аварии транспортного средства, сортировке груза, переупаковке, реализации поврежденного груза и т.п.).

     Не  являются страховыми случаями и не подлежат возмещению убытки, происшедшие  вследствие:

  • нарушения норм публичного права;
  • неисполнения служащими страхователя своих должностных инструкций;
  • эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в том числе рефрижераторных установок при перевозке грузов, тредующих специального температурного режима перевозки;
  • использования транспортных средств без тентов в случаях, когда грузы, перевозимые без упаковки или на транспортном средстве без тента, подвержены порче и повреждению; 
  • несоответствующей упаковки или укупорки грузов, а также отправления их в поврежденном состоянии;

     Если  в заявлении на страхование ответственности  не были указаны нижеследующие пункты, то не подлежат удовлетворению претензии по следующим перевозкам: грузов цистернами или рефрижераторами; тяжеловесных грузов, одно место которых весит более 24000кг; табачных изделий; алкогольной продукции.[4c.93]

        Ответственность страховщика по договору страхования начинается с момента принятия страхователем груза к перевозке или экспедированию и продолжается в течение грузоперевозки. Если грузоперевозка началась до вступления договора в силу, то она не покрывается данным страхованием. Если грузоперевозка началась во время действия договора страхования, а заканчивается после окончания срока его действия, то весь период перевозки покрывается страхованием.

  При наступлении страхового случая страхователь обязан:

  • максимально быстро (в течение 24 ч) сообщить о случившемся в компетентные органы (полиция, милиция, ГАИ, пожарная охрана и др.);
  • в установленный срок, после наступления страхового случая, уведомить страховщика о случившемся в письменной форме с указанием: обстоятельств, возможных причин и времени страхового случая, характере и размере нанесенного ущерба;
  • принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по уменьшению возможных убытков, строго при этом выполняя все указания страховщика;
  • содействовать страховщику в расследовании причин и обстоятельств страхового случая, предоставить необходимые документы;
  • немедленно информировать страховщика о заявленных претензиях, исках.[3c.148]

     К заявлению о страховом случае страхователь обязан приложить полный комплект претензионных документов: претензионное письмо и претензии-требования таможенных органов о возмещении убытков; страховой полис; товарно-транспортную накладную CMR, подписанную грузополучателем; счет-фактуру (инвойс) о контрактной стоимости груза и транспортных расходах; копии грузового манифеста; копии тахографического диска (тахограмма); копии неотрывных листов книжек Международной дорожной перевозки (МДП); копию КАРНЕТА-ТИР; акт осмотра поврежденного груза, подписанный представителями страхователя и страховщика; акт незавмсимой экспертизы, составленный специализированной организацией по закону страны места происшествия и освидетельствованию недостачи или повреждения груза; расчет (калькуляция) размера ущерба, заявленного пострадавшей стороной. 
 
 
 
 
 

       Страхование ответственности экспедиторов грузов

     В современных условиях развития внешнеэкономической  деятельности все более значимую роль приобретает транспортно-экспедиционное обслуживание, представляющее собой  комплекс работ по подготовке и обеспечению  перевозочного процесса.

     Сложность этого вида деятельности заключается  в том, что экспедитор, принимая на себя обязательства по организации  доставки груза, также берет на себя ответственность за сохранную и  своевременную доставку груза в  пункт назначения. С целью наиболее полного обеспечения безопасности национальных экспедиторов и исключения рисков при выполнении ими своих  обязанностей по договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание страховые компании предлагают страхование ответственности экспедиторов грузов. Этот вид страхования нельзя смешивать со страхованием ответственности  автоперевозчиков грузов (страхование  CMR).

     Понятие ответственности экспедиторов несколько  шире понятия ответственности грузоперевозчиков, которое ограничено рамками Конвенции  КДПГ. Это объясняется тем, что  спектр предоставляемых экспедитором работ и услуг охватывает все  стадии перемещения груза с момента  подготовки товара к транспортировке (временное хранение товара до отгрузки, упаковка и разупаковка, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и  т.д.) до момента сдачи его получателю.

     Подобная  путаница связана также с тем, что страхование ответственности  экспедиторов, являясь необходимым  элементом деятельности транспортных компаний развитых стран, не стало пока общепринятой практикой в нашей  стране. Страхование экспедиторской деятельности является добровольной формой страхования.

     Тем не менее, значение этого вида страхования  постоянно возрастает в связи  с давлением, оказываемым на экспедиторов их клиентами и западными партнерами, которые, в соответствии с обычной  международной практикой, требуют  подтверждения международного признанного  страхового покрытия перед тем, как доверить свой груз новым и часто не проверенным на практике экспедиторским компаниям. Связано это с тем, что клиенты, особенно при заключении долгосрочных соглашении или при перевозке дорогостоящих грузов, рассчитывают на предоставление экспедитором финансовых гарантий компенсации возможного ущерба, нанесенного по его вине.

     Обычно  такой гарантией является полис  по страхованию ответственности  экспедиторов грузов, так как в  большинстве западноевропейских стран  этот вид страхования является обязательным для экспедиторов.

     Наиболее  типичными примерами неисполнения договорных обязательств, которые покрываются  страхованием ответственности экспедиторов, являются ущерб, причиненный Заказчику в связи с утратой или повреждением груза, а также за задержку в доставке груза и прочие финансовые убытки Заказчика, оговоренные в договоре транспортной экспедиции, при условии, что:

  • обстоятельства, вызвавшие утрату, повреждение или задержку, имели место во время нахождения груза в ведении страхователя или лица, нанявшего страхователя для выполнения договора транспортной экспедиции;
  • не будет доказано, что страхователь принял все необходимые меры для избежания таких обстоятельств и их последствий;
  • обязанность возместить ущерб, понесенный Заказчиком, возлагается на страхователя договором транспортной экспедиции.

     При этом страхованием покрывается ответственность  страхователя за действия и упущения своих служащих или агентов, если они действуют в пределах служебных  обязанностей, или любого другого  лица, услугами которого страхователь пользуется для выполнения договора транспортной экспедиции, как если бы такие действия и упущения были совершены им самим.

     Груз  считается принятым страхователем (экспедитором) в ведение при условии, если он выдал грузовладельцу либо лицу, которое поручило ему организацию  и выполнение перевозки груза, экспедиторский документ, удостоверяющий наличие договора транспортной экспедиции и принятие им груза в свое ведение и под  свою ответственность. Таким документом может быть, в частности, один из документов Международной федерации  экспедиторских ассоциаций (FIATA): расписка (сертификат) экспедитора о приемке груза (FIATA-FCR), сертификат экспедитора на перевозку груза (FIATA – FCT), мультимодальный транспортный коносамент (FIATA-FBL) либо СМR-накладная, в графе 16 которой экспедитор указан в качестве перевозчика.[5c.234]

     Иным  основанием для признания факта  нахождения груза в ведении страхователя (без оформления экспедиторского  документа или наличия иного  документального подтверждения  принятия экспедитором груза в свое ведение) считается наличие между  страхователем (экспедитором) и заказчиком договора на транспортно-экспедиторское обслуживание, предусматривающего ответственность  экспедитора за сохранность и  своевременность доставки груза. При  этом обязательным условием является наличие договорных отношений между  страхователем (экспедитором) и фактическим  перевозчиком и документа, подтверждающего  принятие груза перевозчиком от грузоотправителя для выполнения перевозки.[5c.248]

     Возмещению  подлежат также расходы по расследованию  обстоятельств происшествия, предотвращению или уменьшению размера убытков  и защите интересов страхователя. К ним относятся расходы по оплате услуг экспертов, сюрвейеров, адвокатов, судебные издержки в связи  с претензионными делами по застрахованным рискам, а также расходы по уменьшению суммы возможного ущерба, например, по очистке или ремонту поврежденного  груза, пересылке груза по правильному  адресу, его реализации и т. д.[5c254]

     Договор страхования заключается на срок от месяца до года включительно.

     Страховой тариф равен от 3% до 10% от размера  вознаграждения, полученного экспедитором за период страхования от Заказчиков за оказанные услуги.

     В настоящее время Белорусская  ассоциация международных экспедиторов (БАМЭ) с целью унификации документов, используемых в перевозках по рекомендации ФИАТА, рассматривает вопрос по применению транспортного коносамента ФИАТА  для смешанных перевозок (перевозок  несколькими видами транспорта).[1c.68]

     Коносамент  ФИАТА разработан в качестве смешанного или мультимодального документа, покрывающего всю перевозку, осуществляемую более  чем одним видом транспорта, то есть автомобильным, морским, железнодорожным, авиационным и т.д.

     Экспедиторы, выступающие в качестве оператора  смешанной перевозки и выписывающие смешанный транспортный коносамент ФИАТА, являются ответственными и за груз и за осуществление его перевозки.

     Поскольку экспедитор в этом случае выступает  в качестве принципала и принимает  на себя вполне определенные обязательства, он должен застраховать свою ответственность  в соответствии с требованиями коносамента  ФИАТА. В качестве критерия, дающего  право на выдачу коносамента ФИАТА, в части 3 «Инструкции Секретариата ФИАТА по использованию коносамента  ФИАТА для смешанных перевозок» предусматривается обязательное страхование  экспедиторской деятельности

     Экспедиторы, получившие страховое покрытие, гарантируют  возмещение расходов, которые могут  возникнуть в результате страхового случая в связи с выдачей коносамента  ФИАТА. Этот вид страхования также  выступает гарантией для банков, которые должны акцептировать выданные экспедитором коносаменты ФИАТА.

     В связи с выше указанными требованиями УСП «Белвнешстрах» совместно с  БАМЭ проводит работу по организации  и внедрению обязательного страхования  пользователей смешанного транспортного  коносамента ФИАТА. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

  При CMR-страховании ответственность перевозчика за утрату или повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия, переохлаждения или перегрева груза, угона транспортного средства с грузом, а также финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза и вред, причиненный перевозимым грузом третьим лицам, перекладывается на страховщика. Данный вид страхования покрывает ущерб третьим лицам, нанесенный грузом, а не транспортным средством. Страхование ответственности перевозчика, безусловно, является важной составляющей международных перевозок, однако не является обязательным. В то же время во многих западных странах CMR-страхование — один из необходимых элементов работы транспортных компаний, который обеспечивает уверенность и спокойствие перевозчика, а также сведение убытков до минимума при наступлении непредвиденной ситуации.

Информация о работе Страхование гражданской ответственности перевозчиков и экспедиторов