Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зелёная карта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание

В послевоенное время в связи с возрастанием автомобильного движения в европейских странах надо было как можно быстрее создать систему, которая могла бы обеспечить две основных цели:
- защита интересов пострадавшего в результате дорожно-транспортного события в случае причинения ему убытка (вреда) иностранным гражданином;
- защита собственника транспортного средства во время путешествия по территории Европы от необходимости выполнения дополнительных требований по автострахованию, которые предполагаются национальными законами об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Содержание

Введение
Глава 1. Международная система автострахования «Зелёная карта»
1.1 Понятие «Зелёная карта»
1.2 Основные задачи и условия системы
1.3 Правило страхования по системе «Зелёная карта»
Глава 2. Участники системы «Зелёная карта»
2.1 Россия –как участник системы «Зелёная карта»
2.2 Рейтинг страховых компаний по величине сборов страховой премии по системе «Зелёная карта»
2.3Стоимость «Зелёной карты» в России
2.4 Тарифы на страхование "Зеленая карта" в Украине.
Глава 3 «Зелёная карта» Итоги 2009 года.

Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 639.70 Кб (Скачать документ)

Действует этот полис только в случае ДТП и служит для того, чтобы покрыть расходы пострадавшего, которому нанесен материальный, физический и моральный ущерб (виновнику  аварии ущерб не возмещается). Но самое  главное, что, по законам, без этого  полиса нельзя въезжать в страну, где  действует данная система, равно  как и выезжать из нее, если документ просрочен. Впрочем, на практике нередко  происходит иначе - за границу вполне реально выехать без этого  полиса, поскольку для легального пребывания транспортного средства за рубежом достаточно "автогражданки" страны пребывания (и даже не обязательно международного образца). Но если у путешественника нет никакой страховки, то, став виновником ДТП, он не сможет рассчитывать на страховое возмещение и будет вынужден компенсировать убытки пострадавшему иностранцу.

За 2007 год украинскими  страховщиками было выдано 387 тыс. полисов, а выплачено свыше 6,6 млн. евро по 2,6 тыс. требований.

Перед поездкой неплохо было бы уточнить условия по обязательному  страхованию гражданской ответственности  автомобилистов в стране, куда вы направляетесь. Например, в Бельгии, Франции, Ирландии, Люксембурге, Великобритании, Финляндии и Норвегии нет ограничений на покрытие расходов потерпевшей стороны за нанесение вреда здоровью или лишение жизни. И даже если нанесенный вами ущерб другому автомобилю или его владельцу окажется просто астрономическим, страховая фирма его возместит. В других государствах существуют лимиты. Скажем, в Литве максимальная сумма выплаты равна $10000, поэтому там особенно не рекомендуется таранить всякие "Майбахи" и "Бентли"... Кстати, наши водители довольно часто становятся виновниками ДТП за границей. Так, в Украине за 2007 год было выдано почти 387 тыс. полисов, а выплачено свыше 6,6 млн. евро по 2,6 тыс. требований.

Пограничники обязаны  проверять наличие "Зеленой Карты" при въезде в другую страну.

Тарифы на страхование зеленая карта в каждой стране являются едиными для всех участников рынка. Стоимость страховки в Украине зависит от того, какие страны намерен посетить автовладелец, а также от типа его машины (легковая, грузовая, автобус) и длительности вояжа. Полисы продаются на срок от 15 дней до 1 года. Если вам предлагают приобрести этот документ на 1, 3, 5 дней, стоит остеречься - скорее всего это подделка.

Тарифы на "Зеленые  Карты" постепенно растут и часто меняются в зависимости от колебаний курса евро. Страны, которые входят в систему "Зеленая Карта", включены в покрытие "Вся Европа". Для Беларуси и Молдовы действует более низкий тариф.

 
Стоимость «Зеленой Карты» в Украине, грн.:

Период

Вся Европа

Для Молдовы и Беларуси

15 дней

193

140

1 месяц

307

207

2 месяца

532

281

3 месяца

730

348

4 месяца

925

414

5 месяцев

1161

455

6 месяцев

1366

475

7 месяцев

1571

507

8 месяцев

1609

539

9 месяцев

1651

571

10 месяцев

1661

611

11 месяцев

1676

644

1 год

1691

676


Для поездки в Россию украинские водители сегодня покупают "внутренние" полисы ОСАГО, которые продают российские компании. Однако до 1 января 2009 года эта  страна планирует присоединиться к  системе "Зеленая Карта". Правда, это произойдет лишь при условии, что до 15 октября текущего года Россия предоставит банковскую гарантию, а  до 1 ноября - программу перестрахования, которые должны быть одобрены Советом Бюро в Брюсселе.

Есть вполне легальный  способ сэкономить на страховке, отправляясь  в Польшу на длительный срок. Вместо стандартной "Зеленой Карты" на границе у агентов польских СК можно приобрести "внутренние" полисы ответственности - они значительно  дешевле, чем традиционная страховка, действующая на территории всей Европы. Так, польская "автогражданка" (выдается на год) стоит около 400 грн., а "Зеленая Карта" на 2 месяца - 532 грн. В других странах Евросоюза подобный страховой полис стоит значительно дороже и не действует на территории государств, по которым придется ехать транзитом. Что касается Беларуси и Молдовы, то "Зеленая Карта" для них не очень дорогая, поэтому пытаться еще что-то выгадать просто нет смысла. Где купить "Зеленую Карту"

Если водители хотят быть полностью уверены, что их ответственность  застрахована на случай ДТП за границей, надежнее всего купить "Зеленую  Карту" заранее в страховой  компании в своем городе. Впрочем, приобрести ее можно далеко не в каждой СК: из более 400 зарегистрированных в Украине только 15 имеют право выдавать такой полис, а некоторые СК могут реализовывать карты на агентских условиях. Дело в том, что право осуществлять международное страхование ответственности автовладельцев, т. е. продавать "Зеленую Карту", дается только полным членам Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Аналогичные бюро действуют во всех странах, участвующих в данной системе международного страхования. Они устанавливают тарифы, а также обязаны гарантировать выплаты возмещения лицам, пострадавшим в ДТП. Соответственно, бюро определяют и требования к СК, желающим работать на данном рынке.

Рейтинг страховых компаний по страхованию  Зеленая карта показывает, что полисы проет больше, чем 15 СК - остальные выступают их страховыми агентами.

Еще один вариант - купить полис  у страховых агентов на границе, но это менее безопасно. Здесь  легко наткнуться на мошенников и  приобрести поддельный сертификат. Борясь за каждого клиента, агенты могут  предлагать скидки, но с учетом того, что тарифы едины для всех страховых  компаний, это должно настораживать. Здесь подстерегает и другая опасность: агенты, стремясь увеличить собственные  заработки, идут на хитрость: выписывают водителю сертификат на месяц, а в  отчетности страховщику указывают, что продали полис на 15 дней. Это  не создаст трудностей при въезде и выезде из- за рубежа, но в случае ДТП автовладельца ожидают нелегкие разбирательства со страховой компанией.

Для решения этих проблем  МТСБУ намерено ввести на границе  продажу полисов "Зеленая Карта" единым агентом, который будет предлагать водителям страховку всех работающих на данном рынке компаний. Но при  этом многие СК опасаются, что единый агент в первую очередь будет  обслуживать интересы крупнейших участников данного рынка. А терять есть что: только за 2007 г. водители потратили  в общей сложности 135,9 млн. грн. на покупку полисов "Зеленая Карта", а со следующего года, когда к этой системе присоединится еще и Россия, прибыли значительно вырастут. По данным МТСБУ, пилотный проект будет запущен 1 сентября текущего года. В ближайшее время объявят тендер на получение статуса единого агента, а в декабре 2008-го подведут первые итоги. И вполне возможно, что скоро покупка полиса на границе станет более простой и надежной.

                  Глава 3 «Зелёная карта» Итоги  2009 года.

Сборы российских страховщиков по системе «Зеленая карта» (международное  страхование автогражданской ответственности) в 2009 году составили 1,745 млрд. рублей, сообщили агентству «Интерфакс-АФИ» в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

За год, прошедший с  момента вступления России в «Зеленую карту», было заключено 982,678 тыс. договоров  страхования, средняя премия составила 1,776 тыс. рублей. Существенный рост числа  обращений клиентов за полисами приходился на традиционные отпускные месяцы –  с мая по сентябрь, затем к ноябрю было отмечено некоторое снижение и  последующий рост в декабре.

При этом динамика сбора  премий отличается – пик приходится на декабрь, когда россияне предпочитают отдыхать в странах, не входящих в  СНГ, где полисы куда стоят дороже.

Основным игроком рынка  продажи полисов «зеленая карта» является компания «Эрго Русь» (29%), страховщики из последующей пятерки игроков имеют доли в 3–4 раза ниже: СК «Двадцать первый век» – 11%, МСК «Айни» – 10%, «Спасские ворота» – 9%, «АльфаСтрахование» – 8%, СК «Согласие» – 7%.

На Росгосстрах (РТС: RGSC) приходится 6% сборов, на РОСНО и «Военно-страховую компанию» – по 5%, на «РЕСО-Гарантию» – 4%, «Русский мир» – 3%, на ЖАСО – 2%.

Как отметил представитель  РСА, 48% общего числа полисов страхования  приобретались для выезда на Украину, в Белоруссию и Молдавию, 52% –  во все остальные страны. При этом на группу стран Украина-Белоруссия-Молдавия пришлось 17% сбора премий.

Наибольшее число страховых  случаев произошло в Белоруссии, на Украине и в Финляндии – 353, 348 и 329 соответственно. В Германии случилось 195 ДТП, в Польше – 186, в  Литве – 82, в Италии – 64, в Эстонии  – 62, во Франции – 37. На остальные  страны пришлось 173 аварии.

Комментируя итоги функционирования системы агентству «Интерфакс-АФИ», глава российского бюро «Зеленая карта» Сергей Разуван сказал, что по итогам года страховщики по «Зеленой карте» получили премий несколько меньше, чем ожидали. Их план исходил из 50 млн. евро, а собрано было 40,6 млн. евро, отметил С.Разуван, добавив, что инвестиции во вступление в систему с российской стороны составили 22 млн. евро.

Сбор премий меньше плана  он объясняет кризисом, во время  которого люди, как правило, реже путешествуют и отправляются в дальние командировки. Также свою роль сыграла недостаточно жесткая политика таможенных проверок наличия полисов «зеленая карта».

С.Разуван обратил внимание на то, что кривая, отражающая частоту происходящих ДТП в системе «Зеленая карта», в среднем растет (без учета сезонных колебаний) как в России, так и за рубежом. Это обстоятельство обещает также в перспективе рост убыточности, если тенденции сохранятся. Показатель убыточности даже по итогам 2009 года в рамках «Зеленой карты» может существенно уточниться, сказал он.

«В настоящее время  мы начали выверку статистики заявленных убытков с другими национальными  бюро. Пока обнаружилось, что по статистике бюро «Зеленая карта» в Италии заявленных ДТП с участием россиян на 30% больше, чем нам известно. В Германии таких  заявленных случаев оказалось вдвое  больше», – сообщил он, пояснив, что  у зарубежных водителей за пределами  РФ есть право обращаться непосредственно  в бюро своей страны без извещения  российского бюро.

Одновременно глава российского  бюро предположил, что россияне, по вине которых происходили ДТП  за рубежом, не спешат признаться в  этом своему страховщику, они ждут, что пострадавший сам получит  свою выплату через национальное бюро.

С.Разуван отметил, что уровень выплат оказался по итогам года также ниже ожидаемого. «Может быть, работает правило, что новичкам везет? Во всяком случае, каких-то значимых убытков не зарегистрировано», – сказал он.

«В дорожно-транспортных происшествиях наши соотечественники становились виновными вдвое  чаще, так, по вине российских страхователей  произошло 1,071 тыс. ДТП, по вине автовладельцев других стран – 450, вина не установлена в 255 случаях», – сообщил представитель РСА.

Как пояснил С.Разуван, «тот факт, что россияне чаще признаются виновными, связан с тем, что во многих случаях ситуация трактуется не в пользу гостя страны». «Иностранные эксперты, которые консультировали нас, предупреждали об этом. Чтобы помочь соотечественникам, был создан call-центр, который в настоящее время функционирует и помогает сориентироваться в трудной ситуации», – добавил он.

В связи с авариями было выставлено 547 требований к российским страховщикам на общую сумму 1,049 млн евро, в том числе из стран Евросоюза – 318 требований на 777,5 тыс. евро. К концу 2009 года было оплачено 505 требований в объеме 960 тыс. евро.

Было отмечено 66 случаев, когда был причинен вред здоровью участникам движения, из них 34 – на Украине, в Белоруссии и Молдавии. По 24 случаям по вине российских страхователей  в ЕС было выставлено 18 требований на сумму 109,96 тыс. евро, все они были оплачены. Со смертельным исходом  в Финляндии и Польше произошло 2 случая, в обоих из них были виновны  не россияне.

Как добавил С.Разуван, был зарегистрирован один случай ДТП со смертельным исходом по вине российского водителя, но он приобрел международный полис польской компании, а не российского страховщика.

С.Разуван подчеркнул, что в ряде стран практика взыскания с виновного отличается от российской. Тем более, если это иностранец. «Во Франции нам рекомендовали создать большой резерв выплат в размере 90 тыс. евро по случаю, в котором виновником ДТП был француз. Он сам погиб в результате лобового столкновения. Все обстоятельства и вина в ДТП нарушителя были зафиксированы в полицейском протоколе. Тем не менее нам посоветовали создать резерв на случай, если семья погибшего попытается оспорить выводы полиции в суде и получить возмещение. Если суд вынесет решение о необходимости проведения выплаты – спорить бесполезно», – сообщил он.

Согласно статистике за 2009 год, в России было зарегистрировано 2020 ДТП с участием иностранных  транспортных средств с «зеленой картой», из них передано на урегулирование агентам 890 случаев. В 409 случаях потерпевшим  являлся иностранец или виновник не определен. Всего был урегулирован 721 случай, средняя выплата составила 40,87 тыс. рублей.

После вступления в систему  «Зеленая карта», где Россия имеет  статус участника переходного периода, российские автостраховщики начали проводить операции с 1 января 2009 года.

В международную систему  «Зеленая карта» входят все европейские  государства, в том числе Украина  и Белоруссия, а также Израиль, Марокко, Тунис, Иран.

 

 

 


Информация о работе Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зелёная карта