Страхование в древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:36, доклад

Описание

Принято считать, что наиболее отчетливо по сравнению с другими народами древности взаимное страхование в постоянных организациях уставного типа было развито в Древнем Риме. Оно широко применялось в различных профессиональных союзах и коллегиях. Римские профессиональные корпорации представляли собой орга-низации, объединявшие своих членов на основе общественно-эконо-мических, религиозных, бытовых и личных интересов. Одной из основных целей этих коллегий, с учетом того большого значения, которое у древних народов имел культ предков и погребения, являлось обеспечение своим членам достойного, признаваемого приличным погребения (похоронная процессия, памятник и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

Страхование в древнем Риме.docx

— 19.09 Кб (Скачать документ)

Страхование в древнем Риме

Принято считать, что наиболее отчетливо по сравнению с другими  народами древности взаимное страхование  в постоянных организациях уставного  типа было развито в Древнем Риме. Оно широко применялось в различных  профессиональных союзах и коллегиях. Римские профессиональные корпорации представляли собой орга-низации, объединявшие своих членов на основе общественно-эконо-мических, религиозных, бытовых и личных интересов. Одной из основных целей этих коллегий, с учетом того большого значения, которое у древних народов имел культ предков и погребения, являлось обеспечение своим членам достойного, признаваемого приличным погребения (похоронная процессия, памятник и т.д.). Помимо этого ставились задачи выполнения и других функций взаимопомощи, в том числе оказание материальной поддержки в случаях болезни, увечья и др. В соответствии с существовавшими правилами члены профессиональных коллегий при поступлении в них уплачивали соответствующий единовременный, а затем ежемесячные взносы. Так, согласно Уставу ланувийской коллегии (г.Ланувиум), основанной в 133 году н.э., предусматривалось, что члены ее при вступлении должны внести 100 сестерциев и амфору (около 24 литров) доброго вина, а затем ежемесячно по 5 ассов (сестерций — серебряная монета, содержащая 4 асса)1. В случае смерти члена коллегии из ее кассы (фонда) выплачивалась (с определенной долей условности будем называть ее страховой) сумма в размере 300 сестерциев, из которых удерживалось 50 сестерциев для раздачи участникам похоронной процессии. Целевое назначение оставшейся страховой суммы состояло в достойной организации погребения. Примечательно, что это целевое назначение обеспечивалось рядом правовых гарантий. Во-первых, на получение страховой суммы вправе был претендовать только наследник по завещанию, а не по закону. Подобное установление объяснялось тем, что только лицо, избранное самим умершим, может наилучшим образом соблюсти целевое назначение полученных денег. Причем данная сумма не выдавалась законному наследнику даже при отсутствии завещания. Похороны в подобных случаях осуществлялись самой коллегией (за счет причитающейся суммы). Во-вторых, предусматривалась неприкосновенность страховой суммы для кредиторских взысканий, т.е. из нее не могли удовлетворяться долговые имущественные обязательства умершего. Интересна следующая деталь, касающаяся святости страховой суммы. Вопреки общему положению римского права о том, что все результаты сделок, совершенных рабом, принадлежат господину, по-следний не имел права на страховую сумму раба. И это при том, что как собственник раба господин был вправе отказать в предоставлении его тела для погребения. Если раб не оставлял распоряжения относительно лица, которому надлежало выдать данную сумму, коллегия совершала за счет этой суммы символическое погребение, т.е. хоронила умершего раба в изображении. В Уставе ланувийской коллегии предусматривались и основания (случаи) утраты права на получение страховой суммы. К ним относились: самоубийство и просрочка к моменту смерти ежемесячных взносов свыше установленного срока (6 или 10 месяцев). Помимо ремесленных и других профессиональных коллегий, взаимное страхование в Древнем Риме проводилось в военных и религи-озных организациях. Средневековое страхование на первых порах носило те же черты, что и античное, т.е. оно было во многом аналогично по своему характеру страхованию в профессиональных коллегиях и организациях ра-бовладельческого общества и прошло в своем развитии те же стадии: 1) от взаимопомощи вообще, без дифференциации по отдельным видам несчастных случаев, по формам и размерам взаимной поддержки — к известной конкретизации и даже специализации взаимопомощи, с уточнением круга страховых случаев, форм и размеров страховых выплат; 2) от последующей раскладки убытка или отдельного, причитающегося к уплате пособия — к системе периодических, твердо определенных страховых взносов, к предварительному аккумулированию страхового фонда.


 

 

 

 

Средневековое страхование, которое можно обозначить как гильдийскоцеховой этап становления страхового дела, характерно более тесными, универсальными взаимоотношениями членов объединений. Гильдии возникли в Западной Европе в период раннего феодализма (X—XII вв.). Наиболее распространенным видом гильдии был союз купцов, сохранявших, однако, каждый коммерческую самостоятельность. Купцы объединялись в гильдии для солидарной защиты и поддержки в пути и на рынке, для устранения конкурентов, проведения ценовой политики т.н. средневековое страхование. 
Торговые гильдии, возникшие первоначально в целях защиты в пути, позже приобрели постоянный характер. Гильдия являлась не только торговой компанией, но и братством, ставившим разнообразные задачи — религиозные, военные и товарищеские. Эта организация обязывала своих членов помогать друг другу, взаимно поддерживать в случае болезни, смерти . 
Средневековые цеха также являлись не только экономическими союзами, но и религиозными и социальными. Цех помогал членам в несчастных случаях, заботился о них в случае болезни или неспособности к труду вследствие старости. Все члены шли за гробом своего умершего товарища. Цех обязан был поддерживать оставшуюся семью, а при случае и воспитывать сирот .  Интересно, что и здесь первой заботой являлось обеспечение приличного погребения, и только позже появилась забота о поддержке оставшихся. Нужные для этого средства собирались путем раскладки. Важнейшим шагом на пути образования самостоятельной отрасли средневекового страхования явилось то, что забота об обеспечении сирот была отделена от прочих задач и возложена на состоявшие в связи с цехами вдовьи и сиротские кассы, учреждения, доступные также и для посторонних лиц. 
Для развития страхования в новейшем смысле слова имеет существенное значение тот период, когда страховые операции получили коммерческий характер, когда предприниматель-страховщик, противостоя множеству страхователей, стал вести дело для получения прибыли. Этот процесс прежде всего совершился в морском страховании в XIV в. в Италии, которой принадлежала тогда гегемония в торговле по берегам Средиземного моря. Морское средневековое страхование развилось из морского займа. Это особый вид сделки, освобождавший купца (корабельщика) полностью или частично от большого риска, падавшего на него. 
Отношения маклеров с транспортерами концентрировались на бирже, куда стекались все сведения об опасностях отдельных морских путей, о годности кораблей, о качествах экипажа. 
В той же Италии, ставшей родиной морского страхования, возникла в XIV в. сделка, напоминавшая с внешней стороны страхование жизни, но по существу от него отличная. Имеется в виду страховое пари. Два лица заключали пари по поводу какого-либо события, лежащего вне сферы их интересов. Таким событием могло быть рождение мальчика или девочки в известной семье, смерть определенного лица в условленный срок. Особенно часто объектом такого пари являлась жизнь лиц высокого положения, например, кардинала, папы, короля и т. д. Это явление было так широко распространено, что правительства разных государств нашли нужным запретить законом этот вид пари. 
Из ряда запретительных мер можно назвать английский закон 1774 г., известный под именем Gambling Act, запрещавший заключение страхования на жизнь лица или по поводу другого события, в котором выгодоприобретатель не имел никакого интереса. 
Италия явилась колыбелью и другого института, интересного для нас тем, что в нем зародилось и развилось понятие капитализации процента, составляющее фундамент новейшего страхования. Имеем в виду учреждения вроде наших ссудных касс. Основная мысль этих учреждений, поддерживаемых церковью, была гуманна. Они были созданы для того, чтобы облегчить тем и другим лицам, нуждающимся в деньгах, получение ссуды, а с другой стороны, освободить их от неизбежных потерь, вытекающих из некредитоспособности отдельного должника как средневековое страхование. Получившие ссуду уплачивали ее небольшими ежемесячными взносами, куда входила и доля на покрытие расходов по управлению. Думали, что нужные для этих учреждений капиталы притекут в изобилии от богатых, христиански настроенных людей. Эта надежда оказалась обманчивой; для привлечения денег пришлось прибегнуть к выдаче процентов по вложенным капиталам. 
Дальнейшим шагом по пути осуществления идей капитализации явились государственные займы, известные под именем тон-тин. Сущность тонтинного займа заключалась в том, что известное лицо передавало государству, городской общине капитальную сумму и получало право на пожизненную ренту. Участники займа разделялись на классы; ежегодно одинаковая сумма распределялась государством между членами данного класса, так что рента каждого возрастала с вымиранием группы. При организации тонтин начали принимать во внимание возраст вступающих в тонтину.

 


Информация о работе Страхование в древнем Риме