Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России.
Введение. 3
1 Общая характеристика страхового рынка.. 6
1.1 Понятие, место и функции страхового рынка.. 6
1.2 Структура страхового рынка.. 11
3 Проблемы и перспективы развития страхового рынка России 31
Заключение. 45
Список литературы.. 48
Содержание
Введение. 3
1
Общая характеристика
1.1
Понятие, место и функции
1.2 Структура страхового рынка.. 11
3
Проблемы и перспективы
Заключение. 45
Список
литературы.. 48
Введение
Страхование
- одна из древнейших категорий общественных
отношений. Зародившись в период
разложения первобытнообщинного строя,
оно постепенно стало непременным
спутником общественного
Рискованный
характер общественного производства
- главная причина беспокойства каждого
собственника имущества и товаро-
На
пути к отечественному страховому рынку
нет простых решений. Они взаимосвязаны
с социально-экономической
Неизменно возрастает роль страхования в развитии экономики современной России как базового элемента функционирования инфраструктуры рыночных отношений. Речь идет о двух параллельных процессах: внедрении страхового механизма в экономическую инфраструктуру и создание самой инфраструктуры страхового дела в России.
Именно
страхование повышает инвестиционный
потенциал и дает возможность
увеличить состояние и
Необходимо формирование надежного, эффективного механизма страховой защиты — это не проблема только расширения деятельности страховых организаций. Это задача современного общества в целом, один из непременных факторов рыночной экономики, какую бы ориентацию она ни выбирала. Социальная направленность экономики предъявляет требования к определенной структуре форм и видов страхования.
Целью
данной курсовой работы является комплексное
изучение страхового рынка России.
1. Структура страхового рынка
Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.
Страховые
организации — институциональна
Спрос на страховые продукты предъявляет страхователь. Это — юридическое или дееспособное физическое лицо, страхующее имущество или заключающее со страховщиком договор личного страхования или страхования ответственности. Страхователь уплачивает страховые взносы и имеет право на получение страховки при наступлении страхового случая.
Товаром страхового рынка является страховой продукт. Страховой продукт — центральное понятие страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.
Продвижение страховых продуктов на страховом рынке и их реализацию преимущественно осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховыми брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховой брокер не является участником страхового договора. Его обязанность состоит в оказании посреднической услуги и содействие исполнения договора страхования.
Функционирование страхового рынка предполагает наличие профессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых выступают сюрвейеры и аджастеры. Сюрвейеры —инспектора или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качестве сюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодействие которых со страховщиком строится на договорной основе. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования. Аджастеры — это уполномоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).
Для защиты своих интересов, разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбора и публикации страховой статистики и других совместных целей страховые организации создают объединения (ассоциации) страховщиков. Объединения страховщиков создаются как на региональном, так и на национальном уровне. Кроме того, объединяются и специализированные страховые организации. Такие объединения страховщиков не могут заниматься страховой деятельностью.
Между тем страховые компании объединяются для проведения некоторых страховых операций в страховой пул. Такое объединение страховщиков позволяет увеличить финансовые возможности для принятия на страхование крупных рисков. Заключение договора страхования со страховым пулом для страхователя означает, что на стороне страховщика находятся все участники пула. Однако при наступлении страхового случая страхователь вынужден урегулировать претензии с каждым из страховщиков в отдельности. Такая форма организации страховых отношений называется сострахованием.
Защищают свои интересы и страхователи, создавая объединения страхователей. Такие объединения выражают интересы пострадавших страхователей от недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь, участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др.
Важным
звеном страхового рынка выступает
система государственного регулирования,
необходимость которого связана в первую
очередь с защитой прав и интересов страхователей,
предотвращением их финансовых потерь
вследствие неплатежеспособности страховой
организации.
3 Проблемы и перспективы
развития страхового рынка
Одной из проблем страхового рынка России является проблема открытия рынка. В ноябре 1999 г. был принят и введен в действие федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Новая редакция закона по сути стала компромиссом между требованиями о либерализации рынка, с одной стороны, и защиты нарождающегося отечественного страхового бизнеса - с другой. Самая главная законодательная новация заключалась в отмене действовавшего с 1992 г. 49%-ного ограничения на долю участия иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховщиков. Мало кто ожидал скорого захвата российского рынка после ноября 1999 г. транснациональным капиталом. По сути дела, иностранные страховые компании уже давно присутствуют на нем, сами управляют некоторыми страховыми компаниями, но подлинно радикальных изменений на нем до сих пор не отмечено. До настоящего момента так и не нашлось кампании, которая воспользовалась бы разрешением создавать страховой бизнес в России, на 100% принадлежащий нерезидентам.
Таким образом, масштабы присутствия зарубежного капитала в российском страховом секторе отнюдь не внушают опасений. Кроме того, подход российских компаний к нерезидентам будет наверняка выборочным и почти каждая из них уже успела позаботиться об установлении дружественных связей с одним из западных страховщиков, с которыми она будет сотрудничать и дальше, после более широкого открытия российского рынка. А некоторые региональные страховщики, возможно, предпочтут партнерство со страховщиками из дальнего зарубежья, не прибегая к посредничеству московских компаний.
При улучшении макроэкономической ситуации спрос на услуги как отечественных, так и зарубежных страховщиков возрастает, поскольку увеличивается общий «страховой пирог», что не делает столь уж неизбежным кардинальный передел рынка, которого так опасаются. Велика вероятность реализации оптимистического сценария, согласно которому вся страховая индустрия в целом, независимо от национальной принадлежности и происхождения, будет с напряжением, в нормальной конкурентной обстановке обслуживать растущие общеэкономические потребности в страховании.
Потребители
занимают наиболее важное положение
в рыночных отношениях. Можно с
уверенностью утверждать, что и в
ближайшей, и в долгосрочной перспективе
единственным заслуживающим внимания
источником развития российского страхового
рынка будут являться денежные средства,
которые потребители страховых
услуг будут тратить на страхование.
Это тем более важно, что в
силу причин как макроэкономического,
так и внутриотраслевого
Поэтому
состояние платежеспособного
При
сохранении основ экономической
политики государства едва ли можно
рассчитывать на то, что платежеспособный
спрос предпринимателей и населения
на ресурсы, товары и услуги будет
расти в среднем не более 1 - 2% в
год. Эта оценка имеет еще большее
отношение к спросу на страховые
услуги, потребность в которых
не относится к разряду
Особенность настоящего момента состоит в том, что отечественные страховщики всячески хотят буквально силой «затащить» российских предпринимателей и население в страхование, лоббируя широкомасштабное развитие обязательных видов страхования в нашей стране. Мы думаем, что это бесперспективно. Связана такая оценка с тем, что в обществе просто нет и не будет денег для оплаты широкого перечня видов обязательного страхования. Это путь либо очень богатых стран, либо стран с высокой долей участия государства в экономике. Современная Россия ни к тем, ни к другим странам не относится.
Надо
понять, наконец, что закон недостаточно
принять, - необходимо обеспечить условия
для того, чтобы он реально работал.
В настоящее время, когда в
России отсутствуют главные
Еще
более серьезная проблема состоит
в том, что падают производительные
силы отечественного страхования. Эксперты
приводят данные о том, что неуклонно
сокращается число