Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:25, доклад
Традиционно считается, что страховое отношение представляет собой разновидность финансового отношения, а само страхование относится к числу финансовых институтов.
При этом данное отношение является распределительным, поскольку выражает распределение денежных средств страхователей, образующих страховое сообщество, в пользу тех из них, кто пострадал от страхового случая. В результате с экономической точки зрения имеет место расклад ущерба, причиненного одному страхователю, на всех остальных членов данного сообщества.
СТРАХОВАЯ УСЛУГА КАК ОБЪЕКТ ПРОДАЖИ
Традиционно считается, что
страховое отношение
При этом данное отношение является распределительным, поскольку выражает распределение денежных средств страхователей, образующих страховое сообщество, в пользу тех из них, кто пострадал от страхового случая. В результате с экономической точки зрения имеет место расклад ущерба, причиненного одному страхователю, на всех остальных членов данного сообщества.
Однако, как страховая практика, так и страховое законодательство упорно считают страховую премию не вкладом в страховой фонд, находящийся в коллективной собственности страхователей, а платой за страхование, производимой страхователями страховщику, где страховой фонд находится в собственности данного страховщика. В силу этого страховое отношение — это двустороннее возмездное отношение, субъектами которого выступают страховщик и страхователь.
Двусторонний и возмездный характер отношения выражается в том, что каждая из его сторон получает встречное удовлетворение. Ясно, что предоставление страхователя выражается в плате за страхование, которая выражена страховой премией.
Но здесь возникает вопрос: за что же платит страхователь? Какое же встречное удовлетворение он получает взамен страховой премии? В.С. Белых считает, что "встречное предоставление со стороны страховщика — страховая выплата.
Из этого вытекает, что страхователь платит деньги за то, чтобы получить деньги (причем в большем размере). Но самое главное, здесь нет ответа на вопрос: а за что же платил страхователь, когда страховой случай не произошел и страховой выплаты не последовало?
Другие авторы дают более тонкое объяснение. Так, С.В. Соловьева считает, что страхователь платит за услугу страховщика, которая заключается в принятии на себя оговоренных рисков <1>. Примерно так же считает и А.А. Иванов. При этом он отмечает, что «договор страхования остается возмездным и тогда, когда страховой случай не наступает, поскольку договор был заключен в расчете на встречное удовлетворение со стороны страховщика в виде получения от него страховой выплаты.
Из этого вытекает, что встречное предоставление страховщика заключается в том, что он освобождает страхователя от риска, который лежит на страхователе, а само страхование выражает переход риска наступления страхового случая со страхователя на страховщика.
Получается, что страхование не оправдало себя и было в конечном счете вообще ненужным. В чем заключается встречное предоставление страховщика в этой ситуации? Попытка А.А. Иванова объяснить ее тем, что страхователь платит в расчете на получение страховой выплаты, ответа на этот вопрос не дает — в любом случае получается, что если страховой случай не произошел, то страхователь платил деньги ни за что. С экономической точки зрения такого рода денежные отношения следует квалифицировать как неэквивалентные и односторонние.
Надо сказать, что экономическая наука не испытывает особых затруднений с вопросом, что же выступает в качестве встречного предоставления в страховых отношениях, отвечая на него в принципе однозначно: страхователь платит за страховую услугу (страховую защиту), которую ему предоставляет (оказывает) страховщик.
Так, А.Б. Крутик по поводу страховой услуги пишет: «Как и любой другой товар, она имеет потребительскую и меновую стоимость. Потребительской стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия, то есть страхового обеспечения конкретного объекта на случай определенного договором события. Меновая стоимость — это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем — во взносе или платеже» Раскрывая содержание понятия «страховой рынок», В.В. Шахов считает, что это сфера отношений, «где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее». Так же считает и Л.Н. Клоченко. В этом же духе высказывается и Н.Д. Эриашвили, который полагает, что при страховании объектом купли-продажи является такой товар, как страховая услуга. Такого же мнения придерживается и К.Е. Турбина. Т.А. Федорова указывает: «Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита — услуга, предоставляемая страховыми организациями. Как и всякий товар, страховая услуга имеет потребительскую стоимость и стоимость».
Характеризуя страховую услугу как товар, В.Б. Гомелля пишет: «Поскольку во всем мире страховые услуги (страховой продукт, на сленге страховщиков) страховщиками продаются, а страхователями покупаются за деньги, то правомерно говорить о том, что, во-первых, у них есть стоимость и цена; во-вторых, они обладают полезностью для покупателей-страхователей (в противном случае они эти услуги не покупали бы)». Наличие у страховой услуги стоимости и цены, с одной стороны, полезности и потребительской стоимости для покупателей — с другой, с точки зрения экономической теории делают страховую услугу товаром, точнее — страховым товаром. Именно этот товар в условиях рыночной экономики и является предметом спроса и предложения на страховом рынке и средством удовлетворения платежеспособной потребности в страховой защите имущественных интересов страхователей, определенных в страхуемых ими объектах.
С приведенными выше точками зрения, согласно которым страховое отношение выражает собой куплю-продажу товара особого рода, именуемого «страховая услуга», следует, по нашему мнению, полностью согласиться.