Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:19, реферат
Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений.
Считается, что страхование зародилось еще в период разложения первобытно- общинного строя и стало в последствии непременным спутником общественного производства. Возникновение общественного разделения труда, натурального обмена, имущественного неравенства, частной собственности породило опасение, «страх» владельцев имущества за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
1. Введение
2. Страховой рынок Республики Казахстан
3. Страхование в рыночной экономике
4. Список использованной литературы
Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений.
Считается, что страхование зародилось еще в период разложения первобытно- общинного строя и стало в последствии непременным спутником общественного производства. Возникновение общественного разделения труда, натурального обмена, имущественного неравенства, частной собственности породило опасение, «страх» владельцев имущества за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества. Это потребовало бы затрат значительного времени и неизбежно снизило бы уровень жизни, эффективность деятельности людей из-за отвлечения определенного объема созданных ценностей, продуктов труда. Кроме того, и созданные запасы могли быть уничтожены такими неблагоприятными событиями.
Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать хозяйствующим субъектам два важных вывода. Во-первых, о том, что неблагоприятные, разрушительные события имеют случайный характер наступления во времени и пространстве, т.е. затрагивают не всех владельце имущества одновременно и повсеместно, а только незначительную их часть. Во- вторых, ущерб, причиняемый такими чрезвычайными, неблагоприятными событиями, неравномерен как для повторяющихся событий, так и для пострадавших хозяйствующих субъектов. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба сглаживает последствия стихии и других случайностей. При этом, чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет возмещение ущерба от стихийных и других случайных разорительных событий на основе солидарного распределения между всеми заинтересованными в этом хозяйствующими субъектами, лицами.
СТРАХОВОЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Новое время выдвигает, как известно, новые идеи, причем нередко прямо противоположные только что господствовавшим. Если менее 10-ти лет назад отказ от государственного страхования считался недопустимым, то в настоящее время, напротив, нередко ставится под сомнение необходимость сохранения в какой-либо форме государственного воздействия на развитие страхования.
Начало возникновения в Казахстане института страхования совпадает со временем приобретения независимости нашим государством. Становление страхового рынка происходит в условиях экономически переходного периода.
Такие макроэкономические явления, как спад производства, неплатежеспособность предприятий, инфляция, безработица, банкротство нерентабельных предприятий, прямо повлияли на его состояние. В начале 90-х годов зарождавшиеся страховые компании не имели опыта, солидных финансовых средств, что в принципе оправдывает те действия (порой скоропалительные), которые привели к закономерному краху большинства страховщиков, и в то же время уход этих страховых компаний породил волну недоверия, неприятия страхования как такового у большинства населения Республики Казахстан.
Конечно, в то время неудачи страховых компаний объяснялись не столько малым опытом, сколько финансовой неустойчивостью самого государства (рублевая зона, собственные деньги, обвальное падение курса национальной валюты).
Развитие государства, совершенствование финансовой системы, привели к тому, что на данный момент у нас в республике практически сформировался страховой рынок, который продолжает развиваться ускоренными темпами. В рамках реализации Государственной программы развития страхования в
Республики Казахстан на 2000 – 2002 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 491, проделана значительная работа по созданию новой законодательной базы и современной инфраструктуры национального страхового рынка.
Сохраняется тенденция к повышению уровня финансовой устойчивости страховых организаций, которые размещают свои активы в наиболее ликвидные финансовые инструменты.
Динамика количества страховых организаций
Таблица 1
|Количество страховых |годы |
|организаций | |
|(на конец года) | |
| |1995 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |
|Всего |53 |58 |71 |70 |42 |38 |34 |
|С иностранным | | |9 |7 |4 |5 |4 |
|участием | | | | | | | |
Динамика основных показателей страхового рынка и деятельность всех страховых организаций за последние 5-ть лет приведены в Таблице2.
Таблица2
|Показатели |годы |
| |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |
|Совокупный размер |1 685,3|2 469,3|4 617,0|5 325,7|5 758,3|
|собственного капитала | | | | | |
|Страховые резервы |3 126,7|3 859,9|2 280,8|7 934,7|9 926,5|
|Активы |5 330,3|7 296,7|8 347,2|14 |19 |
| | | | |820,5 |324,3 |
|Страховые премии |4 138,8|5 862,0|8 155,3|13 |15 |
| | | | |413,0 |987,2 |
|I. Страхование жизни |30,9 |36,8 |1,5 |77,4 |131,9 |
|II.Общее страхование |4 107,9|5 825,2|8 153,8|13 |15 |
| | | | |335,6 |855,3 |
|1. Обязательное страхование |1 542,9|1 340,8|1 124,9|1 175,8|1 190,5|
|2. Добровольное личное |712,4 |902,4 |1 106,8|1 737,3|1 323,5|
|страхование | | | | | |
|3. Добровольное имущественное|1 852,6|3 582,0|5 922,1|10 |13 |
|страхование | | | |422,5 |341,3 |
|Страховые выплаты |1 203,8|993,7 |1 120,5|2 229,5|1 506,5|
|I. Страхование жизни |16,8 |4,2 |5,2 |0 |16,6 |
|II.Общее страхование |1 187,0|989,5 |1 115,3|2 229,5|1 489,9|
|1. Обязательное страхование |486,7 |524,8 |495,7 |607,8 |527,8 |
|2. Добровольное личное |350,1 |286,9 |269,5 |663,6 |403,0 |
|страхование | | | | | |
|3. Добровольное имущественное|350,2 |177,8 |350,1 |958,1 |559,1 |
|страхование | | | | | |
|Передано по договорам |1 114,0|2 738,2|5 881,6|8 651,1|11 |
|перестрахования | | | | |646,2 |
Особенности формирования современного рыночного сектора, и в частности темпы приватизации и разгосударствления, отразились на структуре спроса на страховые услуги. Страховые организации предлагают потребителям широкий спектр услуг. Однако при этом устойчиво снижается доля страхования интересов населения, в котором приоритетную роль всегда играло долгосрочное страхование жизни и пенсионное. Перспективы повышения спроса на указанные виды страхования следует связывать только со стабилизацией экономической ситуации в республике, подъемом производства и ростом благосостояния населения. Для возрождения этого сегмента страхового рынка необходим новый подход к формированию механизмов страхования жизни с учетом инфляционных процессов и возможностей инвестирования средств. Если говорить об объеме страхования физических лиц, то можно отметить, что готовность страховаться среди жителей города Алматы невысока. Только 31% населения города в настоящее время имеют страховой полис, при этом 29% застрахованных не помнят наименование страховой компании, услугами которой они воспользовались.
В 2002 году закончился срок исполнения государственной программы развития страхования. Несмотря на устойчивую тенденцию роста основных показателей страхового рынка, пока еще нельзя говорить о кардинальных изменениях в этом секторе финансовых услуг.
Несмотря на высокие темпы роста, часть задач, предусмотренных программой, остались невыполненными. Страховой рынок в стране по-прежнему не играет значительной роли в экономике и жизни населения, перечень услуг у многих страховых организаций остается ограниченным. Возможности страховых организаций не отвечают растущим потребностям экономики и рынка финансовых услуг, в сфере перестрахования страховая индустрия до сих пор ориентирована в основном на иностранные рынки.
В соответствии с программой предполагалось, что к концу 2002 года в сфере страхования жизни будут действовать 5 – 10 страховых организаций, в сфере по общим видам страхования 15 – 20 страховых организаций, а так же будут созданы 2 – 3 специализированные перестраховочные организации.
Необходимость обеспечения большей устойчивости и повышения требований со стороны Национального банка РК к размеру собственного капитала страховой организации привело к значительному сокращению их числа за счет более мелких и слабых фирм. Количество фирм сократилось, однако увеличить число организаций, занимающихся страхованием жизни, и создать перестраховочные компании, не удалось.
Страхование жизни, в последние годы, является бесспорным лидером в мире по объемам собираемой премии и темпам роста. Например, в России, которую нельзя отнести к разряду стран с высоким уровнем развития рынка страховых услуг, на страхование жизни приходится порядка двух третей от общего объема страховых услуг. У нас на этот вид услуг по итогам 2002 года приходится 0,8 % от общей суммы страховых платежей. Судя по тому, что этим видом страхования занимается только одна страховая компания, добиться заметного прогресса, похоже, не удается. Это можно, с большой доле достоверности, отнести и к рынку развития услуг по перестрахованию, основной объем которых передается зарубежным компаниям.
Рост экономики наряду с действиями уполномоченного органа способствовали развитию страхового рынка в стране. В последние годы
Национальным банком проделана определенная работа по решению накопившихся проблем страхового рынка. В частности, в области совершенствования и развития законодательной и нормативно-правовой базы, решения проблем повышения устойчивости рынка и защиты страхователей. Повышения требования к страховщикам позволило сократить количество мелких фирм, увеличить капитализацию действующих компаний, их устойчивость. Увеличение активов страховых компаний сопровождалось улучшением их структуры и качества. Тем не менее, состояние дел на отечественном страховом рынке нельзя признать удовлетворительным. Такая ситуация связана с рядом причин объективного и субъективного характера.
Основной из причин, препятствующих ускоренному развитию рынка, является недостаточная развитость обязательных видов страхования. В августе
2003 года создана Межведомственная комиссия по вопросам введения обязательных видов страхования, которой предстоит решить накопившиеся проблемы в этой сфере. На рассмотрение парламента в августе направлен проект закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств - перевозчиков перед пассажирами. Еще несколько проектов законов по обязательному страхованию представлены в парламент в IV квартала, а остальные предполагается передать в следующем году. Принятие новых законов позволит активизировать рынок.
Однако в силу известных причин рассмотрение законов может растянуться на достаточно длительное время.
К числу причин неудовлетворительного состояния дел на рынке страховых услуг относят также низкую платежеспособность хозяйствующих субъектов и населения. Вероятно, эта причина является одной из главных. Проблема низкой активности населения в страховании, связана с крайне низким уровнем доходов большей части населения, что заставляет их расходовать деньги в первую очередь на питание, одежду и коммунальные услуги. Естественно, что услуги страховщиков при этом не являются приоритетными.
Недостаточный уровень страховой культуры и недоверие населения к институту страхования жизни также считается одной из проблем рынка. И для этого есть все основания. Информация о деятельности страховых организаций продолжает оставаться крайне ограниченной и недостаточной. Потенциальные клиенты в условиях отсутствия рейтинговых компаний практически не имеют возможности получить своевременную информацию о страховых организациях.
Закрытость рынка не способствует повышению доверия и заинтересованности населения в страховании.
Указанные причины наряду с ограниченными возможностями страховщиков и необходимостью совершенствования законодательной и нормативной базы препятствуют более динамичному развитию рынка. Сохраняются вопросы, связанные с налогообложением страховщиков и страхователей. Актуальным остается заключение, данное в программе на 2000-2002 годы, что страховой рынок в Казахстане «практически находится на начальном этапе своего развития». Функциональные возможности отечественной страховой индустрии пока еще не сопоставимы с соответствующими показателями развитых стран.
СТРАХОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Страхование, как форма взаимопомощи, возникло еще на заре человечества. Его прототипом считают заемные операции древних греков. Еще
Демосфен писал о подобной практике в морской торговле древних. Ссуды выдавали для аренды корабля. Затем, в случае успешного плавания, возвращали с процентами или не возвращали вовсе, если случалось бедствие на море.
Процент был установлен настолько высокий, что накопленный капитал можно было использовать для покрытия морских рисков.
Позднее отношения между капиталистом и судовладельцем стали обратными.
Судовладелец платил определенную сумму капиталисту и, если судно достигало цели без происшествий, то судовладелец терял эту сумму; в случае аварии, причинения ущерба капиталист обязан был возместить убытки судовладельцу. Со временем эти функции капиталиста взяли на себя торговые фирмы, которые с помощью маклеров стали заключать сделки страхования судов с их владельцами.
Вся информация о судах, их надежности, об экипажах и опасностях морских путей концентрировалась на торговых биржах и позволяла таким фирмам оценивать риски и устанавливать приемлемые страховые тарифы. Так возникло коммерческое страхование. В тот же период появилось и понятие «страховой полис».
Схожими с современными страховыми компаниями были союзы крестьян для взаимного обеспечения на случай пожаров или падежа скотины, впервые появившиеся в Исландии в XII веке.
Следующим замечательным шагом развития страхового дела стало появление в Европе в конце XV века общество взаимного страхования – так называемых огневых товариществ (Brangilden) – уникальность которых, как некоммерческих образований, была отмечена крупным теоретиком страхования немецким профессором А.Манэсом, писавшим в 1910 г.: «Акционерные общества применяются почти во всех отраслях экономики. Взаимные общества – почти исключительно в страховании». А с конца XVII века появляются акционерные компании. Первая такая компания – «Голландско-остиндское товарищество» - была основана в 1602 году. Однако, ввиду отсутствия точных научных методов ведения статистики о несчастных случаях, размерах несчастий, смертности и пр., страхование оставалось хоть и прибыльным, но довольно рискованным делом. В Европе страхование имущества началось со страхования домов от рисков пожара. В основном оно осуществлялось в городах с достаточно неплохой системой водоснабжения. Страховые компании формировали собственные пожарные команды, которые были призваны тушить пожары в домах, застрахованных в «родной» страховой компании. Свидетельством страхования служили железные пластины, на которых было выгравировано название компании, крепившееся к стенам застрахованных домов. С тех пор имущественное страхование является ежегодной статьей расхода для граждан стран с развитой рыночной экономикой.
Следующий этап, сыгравший важную роль в развитии страхования, начался в конце XVII – начале XVIII вв. с появлением в Англии и практическим применением теории вероятностей и таблиц смертности. Эти достижения в области научного знания заложили фундамент для математического обоснования условий страхования жизни. Развитие капитализма, машинного способа производства в этот период создало объективные предпосылки для интенсивного развития страхования. Насыщенность производства дорогостоящей техникой, значительные затраты на изготовление товаров, вероятность экономических потерь в результате конкуренции и аварий, пожаров, остановок производства обусловливали повышенную потребность в страховании имущества предприятий.
Наличие у рабочих и служащих одного источника средств для существования (заработной платы) и возможность его утраты вследствие безработицы, вероятность несчастного случая, наступления инвалидности также усиливали потребность в страховании работающих.
Во второй половине XIX в. начинается включение государств в страховую деятельность, огосударствление и монополизация страхования (Италия,
Уругвай), а также законодательное регулирование страховой деятельности. В начале ХХ века в экономически развитых странах (Англия, Германия,
Швейцария, Италия) вводится государственное страхование работающих, а в 20- х годах ХХ века – обязательное страхование от безработицы.
В России страхование начинает распространяться с середины XVIII века.
В Риге в 1765 году было создано первое общество взаимного страхования от огня. Через 20 лет была установлена государственная монополия на страхование, созданы государственные страховые общества. Они занимались страхованием зданий, товаров, страхованием жизни. В 20-х годах XIX века государственное страхование почти прекратилось. Основными страховщиками стали акционерные общества, общества взаимного страхования и земские управы как органы местного самоуправления (начало земскому страхованию было положено Новгородским и Ярославскими земствами).
Первые мероприятия советской власти в области организации страхования характеризуются восприятием определенных традиций предреволюционной практики страхования в России. В этих и дальнейших мероприятиях отразилось немало проблем, характерных и для современного состояния страхового рынка.
Из литературных источников известно, что толчком к разработке и принятию декрета Правительства (Совнаркома) Российской федерации от 6 октября 1921 года «О государственном имущественном страховании» послужило письмо В.И. Ленину от крестьян Весьегонского уезда Тверской губернии. В письме говорилось о возобновлении страхования от огня и организации нового вида страхования – скота от падежа.
Тверская губерния относилась к тем территориальным единицам, где земское страхование проводилось в течение длительного времени, и было весьма эффективным. Поэтому желание крестьян восстановить прежнее страхование было закономерным. Конечно, названным декретом не просто воссоздавалось прежнее страхование, но расширялась его сфера, и менялись некоторые условия. В декрете от 6 октября 1921 года не было прямого указания о государственной страховой монополии. Монопольное право Госстраха было записано позднее, в Положении о Народном Комиссариате финансов СССР от
12 ноября 1923 года, а также в постановлении Совнаркома СССР от 11 ноября
1924 года. Утверждение монополии Госстраха завершилось с утверждением 18 сентября 1925 года законодательным путем Положения о государственном страховании СССР. Но еще сохранялось взаимное кооперативное страхование.
Однако уже вскоре после закрепления монополии Госстраха стало очевидно, что она не всегда позволяла эффективно решать вопросы страховой защиты интересов нашей страны. Начался, может быть, малозаметный, медленный и, тем не менее, явный процесс демонополизации страхового дела. Относится это к страхованию экспортно-импортных грузов. Стимулировало процесс существовавшее недоверие ряда западных стран к нашей государственной монополии. Для укрепления доверия к советскому страхованию и более оперативного заключения договоров Госстрахом при участии Наркомвнешторга и
Центросоюза в Лондоне в 1925 году было создано Черноморско- Балтийское генеральное страховое общество («Блекбалси»), а в 1927 году в Германии
(Гамбург) создается Черноморско- Балтийское транспортное общество
(«Софаг»). «Блекбалси» и «Софаг» страховали импорт СССР из ведущих западноевропейских государств и Америки; Госстрах страховал весь экспорт, а также часть импорта, преимущественно из приграничных стран. Последующее расширение внешнеэкономических связей обусловило создание в 1947 году
Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) на базе прежнего
Управления иностранных операций (УИНО) Госстраха СССР.
ЛИТЕРАТУРА
| |Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 18 |
| |декабря 2000 г. № 126-II |
| |Страхование в Республике Казахстан (том1). Сборник |
| |нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана».|
| |– Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000. |
| |Страхование в Республике Казахстан (том2). Сборник |
| |нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана».|
| |– Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000. |
| |А.А. Гвозденко: Финансово-экономические методы страхования – М.: |
| |Финансы и статистика, 2000. |
| |А.Н. Зубец: Страховой маркетинг - М.: Издательский дом «АНКИЛ», |
| |1998. |
| |О.Э. Лер: Страховой рынок Казахстана – Алматы: Каржы-каражат, |
| |1996. |
| |О.Э. Лер: К цивилизованному страховому рынку. – Алматы: |
| |Каржы-каражат, 1997. |
| |О.Э. Лер: Страхование транзитной экономики – Алматы: Гылым, 1998.|
| |Страховое дело: Под.ред. Л.И. Рейтмана – М.: Банковский и |
| |биржевой НКЦ, 1992. |
| |А.К. Шихов: Страхование – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени ТУРАРА РЫСКУЛОВА
Кафедра: «Экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Развитие страхового дела в Республике Казахстан»
Выполнила:
Студентка 1 курса (2 года)
Заочного отделения
Факультета «Финансы и кредит»
Филимонова Надежда
Содержание
1. Введение
2. Страховой рынок Республики Казахстан
3. Страхование в рыночной экономике
4. Список использованной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийская Академия
Институт Евразия
Реферат
По дисциплине Страхование
На тему « Страховой рынок Республики Казахстана»
Деканат специальности «Экономика и финансы»
Выполнила студентка специальности
«Финансы» 2(2) з/о
Умбеталиева Альбина
Проверил: преп. Тукжанова Б.Г.
г Уральск – 2011г