- при страховании
неработающего населения - государство
в лице местных органов исполнительной
власти,
- при страховании
работающего населения - юридические лица,
независимо от форм собственности и организационно-правовой
формы.
- Застрахованные
лица - физические лица в пользу которых
заключен договор страхования, то есть
все граждане России, а также иностранные
граждане, постоянно проживающие на территории
России.
- Страховщики
- страховые медицинские организации,
имеющие государственную лицензию на
право проведения ОМС, а также медицинские
учреждения имеющие лицензию на право
оказания медицинской помощи и услуг.
Для
реализации государственной политики
в области ОМС создаются Федеральный
и территориальные фонды ОМС как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды
обязательного медицинского страхования
предназначены для аккумулирования
финансовых средств на обязательное
медицинское страхование, обеспечения
финансовой стабильности государственной
системы обязательного медицинского
страхования и выравнивания финансовых
ресурсов на его проведение.
Финансовые
средства фонда находятся в государственной
собственности РФ, не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию
не подлежат.
- Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
(ФФОМС) создан Верховным Советом
РФ и Правительством РФ как самостоятельное
некоммерческое финансово-кредитное
учреждение и осуществляет свою деятельность
в соответствии с законодательством
РФ. Федеральный фонд ОМС освобожден
от уплаты налогов по доходам от
основной деятельности.
Основными
задачами Федерального фонда, согласно
постановлению Правительства РФ
от 29 июля 1998 г. № 857, являются:
- финансовое
обеспечение установленных законодательством
РФ прав граждан на медицинскую помощь
за счет средств ОМС в целях, предусмотренных
Законом РФ "О медицинском страховании
граждан в РФ"
- обеспечение
финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования и создание
условий для выравнивания объема и качества
медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории РФ в рамках
базовой программы ОМС
- аккумулирование
финансовых средств Федерального фонда
для обеспечения финансовой стабильности
системы ОМС
Основными
функциями Федерального фонда являются:
- осуществление
выравнивания финансовых условий деятельности
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования в рамках базовой
программы ОМС
- разработка
предложений о размере взносов на обязательное
медицинское страхование
- осуществление
в соответствии с установленным порядком
аккумулирования финансовых средств Федерального
фонда
- выделение
в установленном порядке средств территориальным
фондам ОМС, в том числе на безвозвратной
и возвратной основе, для выполнения территориальных
программ ОМС
- осуществление
совместно с территориальными фондами
ОМС и органами Государственной налоговой
службы РФ контроля за своевременным и
полным перечислением страховых взносов
(отчислений) в фонды ОМС
- осуществление
совместно с территориальными фондами
ОМС контроль за рациональным использованием
финансовых средств в системе ОМС, в том
числе путем проведения соответствующих
и целевых проверок
- осуществление
в пределах своей компетенции организационно-методической
деятельности по обеспечению функционирования
ОМС
- внесение
предложений по совершенствованию законодательных
и иных нормативных актов по вопросам
ОМС
- участие в
разработке базовой программы ОМС граждан
- осуществление
сбора и анализа информации, в том числе
о финансовых средствах системы ОМС, и
представление соответствующих материалов
в Правительство РФ
- организация
подготовки специалистов для системы
ОМС
- изучение
и обобщение практики применения нормативных
правовых актов по вопросам ОМС
- организация
научно-исследовательских работ в области
ОМС
- участие в
международном сотрудничестве по вопросам
ОМС
- ежегодно
в установленном порядке представление
в Правительство РФ проектов федеральных
законов об утверждении бюджета Федерального
фонда на соответствующий год и о его исполнении.
Финансовые
средства Федерального фонда являются
федеральной собственностью, не входят
в состав бюджетов, других фондов и
изъятию не подлежат.
Финансовые
средства Федерального фонда образуются
за счет:
- части страховых
взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов
и иных организаций на ОМС в размерах,
устанавливаемых федеральным законом
- ассигнований
из федерального бюджета на выполнение
федеральных целевых программ в рамках
ОМС
- добровольных
взносов юридических и физических лиц
- доходов от
использования временно свободных финансовых
средств
- нормированного
страхового запаса Федерального фонда
- поступлений
их иных источников, не запрещенных законодательством
РФ.
Страховые
взносы (отчисления) в Федеральный
фонд перечисляются хозяйствующими
субъектами и иными организациями
в соответствии с установленным
порядком.
Временно
свободные финансовые средства ФФОМС
в целях защиты их от инфляции размещаются
в банковских депозитах и могут
использоваться для приобретения высоколиквидных
государственных ценных бумаг.
Доходы
от использования временно свободных
финансовых средств и нормированного
страхового запаса ФФОМС могут быть
направлены на финансирование только
тех мероприятий, которые осуществляются
в соответствии с задачами Федерального
фонда.
Затраты
на содержание ФФОМС, создание и поддержание
его материально-технической базы
осуществляется в пределах средств,
предусмотренных на эти цели бюджетом
Федерального фонда.
Финансовые
средства, не израсходованные в истекшем
году, изъятию не подлежат и при
утверждении ассигнований из федерального
бюджета на следующий год не учитываются.
Федеральный
фонд вправе осуществлять приносящую
доходы деятельность. Полученные от такой
деятельности доходы, а также доходы
от использования имущества, находящегося
в оперативном управлении, и приобретенное
за счет этих доходов имущество в
установленном порядке поступают
в распоряжение Федерального фонда,
учитываются на балансе и направляются
для реализации уставных задач Федерального
фонда.
ФФОМС
ежегодно разрабатывает бюджет и
отчет о его исполнении, которые
по представлению Правительства
РФ утверждаются федеральным законом.
Управление
ФФОМС осуществляется коллегиальным
органом - правлением и директором фонда.
Состав
правления Федерального фонда утверждается
Правительством РФ. Срок полномочий правления
3 года.
Контроль
за деятельностью Федерального фонда
осуществляет ревизионная комиссия.
Правление
Федерального фонда по мере необходимости,
но не реже одного раза в год, назначает
аудиторскую проверку деятельности
Федерального фонда, осуществляемую специализированной
организацией, имеющей соответствующую
лицензию. Отчет о результатах
этой проверки представляется в Правительство
РФ.
1.5.
Территориальные фонды и их филиалы
Порядок
создания и деятельности ТФОМС регламентируется
Положением о территориальном фонде
обязательного медицинского страхования.
Территориальный
фонд является юридическим лицом
и осуществляет свою деятельность в
соответствии с законами РФ. Это
самостоятельное государственное
некоммерческое финансово-кредитное
учреждение, подотчетное органам
представительной и исполнительной
власти. Территориальный фонд освобожден
от уплаты налогов по доходам от
основной деятельности.
Руководство
деятельностью ТФОМС осуществляется
правлением и его постоянно действующим
исполнительным органом - исполнительной
дирекции, возглавляемой исполнительным
директором.
Состав
правления утверждается органами законодательной
власти территорий. Председатель избирается
правлением. Исполнительный директор
назначается администрацией территории.
Для
выполнения своих задач ТФОМС
может создавать в городах
и районах филиалы, которые осуществляют
свою деятельность в соответствии с
Положением, утверждаемым исполнительным
директором Территориального фонда.
Территориальный
фонд:
- аккумулирует
финансовые средства Территориального
фонда на ОМС граждан
- осуществляет
финансирование ОМС, проводимого страховыми
медицинскими организациями, имеющими
соответствующие лицензии (далее - страховщиками),
заключившими договоры ОМС по дифференцированным
подушевым нормативам, устанавливаемым
правлением Территориального фонда
- осуществляет
финансово-кредитную деятельность по
обеспечению системы ОМС
- выравнивает
финансовые ресурсы городов и районов,
направляемые на проведение ОМС
- предоставляет
кредиты, в том числе на льготных условиях,
страховщикам при обоснованной нехватке
у них финансовых средств
- накапливает
финансовые резервы для обеспечения устойчивости
системы ОМС
- разрабатывает
правила ОМС граждан на соответствующей
территории
- осуществляет
контроль за рациональным использованием
финансовых средств, направляемых на ОМС
граждан
- согласовывает
совместно с органами исполнительной
власти, профессиональными медицинскими
ассоциациями тарификацию стоимости медицинской
помощи, территориальную программу ОМС
населения и вносит предложения о финансовых
ресурсах, необходимых для ее осуществления
- вносит предложения
о страховом тарифе взносов на ОМС
- согласовывает
с органами государственного управления,
местной администрацией, профессиональными
медицинскими ассоциациями, страховщиками
тарифы на медицинские и иные услуги по
ОМС
- осуществляет
взаимодействие с Федеральным фондом
ОМС и другими территориальными фондами
ОМС
- предоставляет
ФФОМС информацию о финансовых ресурсах
системы ОМС и другую информацию в пределах
своей компетенции
- проводит
разъяснительную работу по вопросам, относящимся
к его компетенции
- осуществляет
другие мероприятия по организации ОМС
граждан.
Контроль
за деятельностью Территориального фонда
осуществляет ревизионная комиссия.
Правление
территориального фонда по мере необходимости,
но не реже оного раза в год, назначает
аудиторскую проверку деятельности
ТФОМС, осуществляемую специализированной
организацией, имеющей соответствующую
лицензию. Отчет о результатах
этой проверки представляется органам
исполнительной и представительной
власти.
Отчет
о доходах и использовании
средств ТФОМС, а также о результатах
его деятельности ежегодно заслушивается
соответствующими органами представительной
и исполнительной власти и публикуется
в средствах массовой информации.
Движение
финансовых средств Территориального
фонда ОМС:
1.6.
Страховые медицинские организации (СМО)
Именно
страховым медицинским организациям
(СМО) по закону отводится непосредственная
роль страховщика. СМО получают финансовые
средства на осуществление ОМС от
ТФОМС по душевым нормативам в
зависимости от численности и
половозрастной структуры застрахованного
ими контингента населения и осуществляют
страховые выплаты в виде оплаты медицинских
услуг, предоставляемых застрахованным
гражданам.
По
Положению о страховых медицинских
организациях, осуществляющих ОМС, в
качестве СМО может выступать
юридическое лицо любой формы
собственности и организации, предусмотренной
российским законодательством, и имеющее
лицензию на проведение ОМС, выдаваемую
департаментом страхового надзора.
СМО
вправе одновременно проводить обязательное
и добровольное медицинское страхование
граждан, но не вправе осуществлять другие
виды страховой деятельности. При
этом финансовые средства по обязательному
и добровольному страхованию
учитываются СМО раздельно. СМО
не имеют права использовать средства,
перечисляемые им на реализацию ОМС,
в коммерческих целях.
СМО
выступают в качестве посредника
между гражданами, лечебно-профилактическими
учреждениями (ЛПУ) и финансирующими
организациями - территориальными фондами
ОМС. Свою страховую деятельность СМО
строят на договорной основе, заключая
четыре группы договоров:
- Договоры
страхования с предприятиями, организациями,
иными хозяйствующими субъектами и местной
администрацией, иными словами, со всеми
страхователями, обязанными платить страховые
взносы в ТФОМС. По таким договорам определяется
контингент застрахованных в данной СМО.
- Договоры
с ТФОМС на финансирование ОМС населения
в соответствии с численностью и категориями
застрахованных.
- Договоры
с медицинскими учреждениями на оплату
услуг, предоставляемых застрахованным
данной СМО гражданам.
- Индивидуальные
договоры ОМС с гражданами, т.е. полисы
ОМС, в соответствии с которыми предоставляется
бесплатная медицинская помощь в рамках
территориальной программы ОМС.