Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:10, контрольная работа
Зелёная карта (англ. Green Card) — международный договор (полис) страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами - членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта.
Глава
1. Теоретическая
часть
Зелёная карта (англ. Green Card) — международный договор (полис) страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами - членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта.
«Зеленая
карта» - международная система
История возникновения «Зеленой карты» уходит в послевоенные годы. Так в 1949 году на международной конференции автостраховщиков в Лондоне были приняты рекомендации Экономического и социального совета ООН и официально основан Совет Бюро с штаб-квартирой в Лондоне. В 1951 году состоялось первое официальное Собрание Совета Бюро, на котором была одобрена модель Соглашения между национальными бюро стран-участниц системы и приняты единые стандарты для «Зеленых карт». Соглашение о «зелёной карте» вступило в силу с 1 января 1953 года. Согласно ему страховой полис по автогражданской ответственности, выданный в любой стране - члене соглашения, действителен на территории другой страны, являющейся членом этого соглашения.
В России система «Зеленой карты» начала действовать с 1 января 2009 года. Она относится к добровольным видам страхования. Функции российского бюро «Зеленая карта» возложены на Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Международные полисы имеют право продавать российские страховщики, которые являются членами российского бюро «Зеленая карта» РСА.
В некоторых странах Африки и Азии действуют свои международные системы страхования, аналогичные «Зеленой карте», а именно:
Розовая карта — в 6 странах Центральной Африки
Коричневая карта — еще в 14 странах Африки
Оранжевая
карта — в 19 арабских странах Африки
и Азии, в некоторых из которых действует
и Европейская Зеленая карта.
Согласно
Соглашению о «Зелёной карте» страховой
полис по автогражданской
Въезд на территорию этих стран автовладельцам без полиса ОСАГО («Зеленой карты»), действующего на территории стран - участниц соглашения, запрещен.
Основой действия системы «Зеленая карта» служит ряд двусторонних соглашений, заключенных на основе, так называемого, Лондонского образцового соглашения, между организациями - членами системы.
Одним из принципов системы «Зеленая карта» является требование о том, что в каждой стране, вступающей в систему «Зеленая карта», создается свое Национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности собственников автотранспортных средств.
Кроме этого, в соответствии с Европейской конвенцией «О наказании за дорожно-транспортные преступления» (ETS N 52, Страсбург, 30 ноября 1964 года), предусмотрено, что органы государственной власти страны пребывания гражданина имеют право вести судебное разбирательство по факту ДТП, учиненного таким гражданином на территории этого государства.
Как я уже говорилось, основной задачей системы «Зеленая карта» является создание эффективной защиты пострадавших в ДТП с участием автовладельцев - нерезидентов страны, в которой случилось такое происшествие. Такая система должна, прежде всего, включать механизм гарантированных выплат компенсаций пострадавшим по вине автовладельцев других стран.
Это обеспечивается выполнением определенных условий странами - членами системы «Зеленая карта»:
Во-первых, в таких странах должно осуществляться обязательное страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств (в России - ОСАГО).
Во-вторых, в каждой стране должна быть единая организация, так называемое моторное страховое бюро, которая осуществляет урегулирование убытков, причиненных автовладельцами этой страны на территории других государств, а также единая организация, которая урегулирует убытки автовладельцев - нерезидентов на территории своего пребывания (в России - Российский Союз Автостраховщиков).
В-третьих, страна - член системы «Зеленая карта», не должна осуществлять препятствий при трансфере свободно конвертируемой валюты, направляемой на страховые выплаты.
Основным преимуществом данного вида страхования является страховая защита автовладельцев в случае, если они нанесут ущерб здоровью, жизни или имуществу третьих лиц в результате ДТП.
Наличие полиса «Зеленая карта» позволяет автотуристу использовать транспортное средство на территории другой страны, входящей в эту систему, и освобождает от дополнительного страхования.
В большинстве крупных городов приобрести полис «Зеленая карта» можно в страховой фирме, которая занимается этим видом страхования. Стоимость карты может разниться в зависимости от того, у какой фирмы вы ее приобретаете.
Страховые полисы «Зеленая карта» можно приобрести в офисах и у агентов следующих страховых компаний (Нижегородская область):
Доли страховых компаний Нижегородской области по страховым выплатам на рынке страхования «Зеленая карта» представлены на рисунке 2 (Приложение 2).
Итак, исходя из данного рисунка следует, что наибольший удельный вес принадлежит страховой компании - ООО «Росгосстрах» – 68%, а наименьший удельный вес – ОАО ЖАСО – 0,4%.
Договор страхования может быть заключен на срок от 15 дней до 1 года. Срок страхования на 15 дней исчисляется календарными днями. Например: с 12.12.2010 г. по 26.12.2011 г.
Срок страхования на месяц (два месяца и т.д.) исчисляется следующим образом - число следующего месяца, аналогичное числу месяца начала срока страхования минус 1 день. Например: с 12.12.2010 г. по 11.01.2011 г.
На всей территории России установлена единая стоимость на страхование в рамках международной системы страхования «Зеленая карта». Тарифы утверждаются Российским бюро «Зеленая карта» согласно Закону об обязательном страховании и согласовываются с Министерством финансов России.
Следует иметь в виду, что стоимость полисов изменяется ежеквартально. Так Российский союз автостраховщиков (РСА) пересмотрел тарифы на международные страховые полисы «Зеленая карта» в сторону повышения, об этом свидетельствуют данные союза. Новые тарифы начали действовать с 15 октября 2011 года.
Размеры
страховых премий по международному
страхованию гражданской
Согласно новым тарифам, стоимость полиса для поездки в Европу на 15 дней для легковых машин составляет 1 550 рублей вместо 1 420 рублей, для грузовых - 2 580 рублей против 2 360 рублей, а для автобусов - 4 420 рублей против 4 050 рублей. Страховые полисы на 15 дней для поездки на Украину, в Белоруссию и Молдавию для легковых автомобилей обойдутся в 530 рублей (+50 рублей), для грузовых - 900 рублей (+80 рублей), для автобусов - 1 100 рублей (+90 рублей).
Максимальный срок действия страхового полиса - 12 месяцев. Годовая страховка легкового авто для поездки в Европу стоит 14 050 рублей против 12 880 рублей, грузовика - 23 440 рублей против 21 490 рублей, автобуса - 65 480 рублей против 60 030 рублей. Полис для поездки на легковой машине по Украине, Белоруссии или Молдавии обойдется в 3 520 рублей вместо 3 220 рублей, страховка для грузовика - в 5 980 рублей вместо 5 480 рублей, а «Зеленая карта» для автобуса - в 16 280 рублей против 14 930 рублей.
В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 июня 2011 года зарегистрированы 604 страховщика, из них 597 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования.
Общая сумма страховых премий и выплат по страхованию гражданской ответственности в рамках международной системы «Зеленая карта» за 1 полугодие 2011 года составила соответственно 1,15 и 0,11 млрд. руб. (123,7 % и 214,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 года).
По данным Таблицы 3 (Приложение 5) следует, что размер страховых выплат по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств - всего составил 0,68 млрд. руб. или 44,5%. В частности по страхованию «Зеленая карта» - 0,11 млрд. руб. или 7,2%, что в целом можно считать положительным моментом. Ведь страховые выплаты по другим видам страхования превышают данные по международному страхованию на 0,46 млрд. руб. или на 30,1%.
В Таблицах 4,5 (Приложение 6,7) представлены данные по страховым премиям и выплатам по федеральным округам. Так, сумма страховых премий по Северо – Западному федеральному округу составила – 741 263 тыс. руб. - 64,7% и занимает центральное место. На втором месте расположился Центральный федеральный округ – 347 669 тыс. руб. – 30,3 %. Сумма страховых премий по Приволжскому федеральному округ составила 8 415 тыс. руб. – 0,7%. Что в целом показывает не самое ужасное положение.
Что же касается страховых выплат, то здесь наблюдается следующая картина. Сумма страховых выплат по Северо – Западному федеральному округу составила 62 176 тыс. руб. – 56,1%, по Центральному федеральному округу – 46 276 тыс. руб. – 41,7%, по Приволжскому федеральному округу 237 тыс. руб. – 0,2%. В целом по трем ФО можно сказать, что страховые компании данных территорий ведут успешную работу по осуществлению страхования по международной системе. Суммы страховых премий превышают страховые выплаты. Причем договора страхования в большей степени заключаются с физическими лицами.
В Таблицах 6,7 (Приложение 8,9) представлены данные по страховым премиям и выплатам в разрезе субъектов РФ, но это лишь выдержка из общего списка, конкретно меня интересует лишь положение Нижегородской области.
Наибольший удельный вес страховые премии занимают в Ленинградской области (116 752 тыс. руб. – 14,5%) и Смоленской области (110 181 тыс. руб. – 9,6%). Нижегородская же область по своим данным (3 085 тыс. руб. – 0,3%) приближается к Новгородской и Свердловской областям.
Сумма страховых выплат и процент выплат по приведенным выше областям, следующие:
- Ленинградская область – 11 198 тыс. руб. – 10,1%
- Смоленская область – 11 754 тыс. руб. – 10,6%
- Нижегородская область – 31 тыс. руб. – 0,03%
Проанализировав приведенные выше цифры можно сказать о том, что в Смоленской области деятельность страховых компаний нуждается в пересмотрении своей работы с клиентами, процент страховых выплат оказался выше процента страховых премий на 1 %, что не является положительным моментом.
Проанализировав
общие данные можно смело приступить
к конкретному анализу