Зеленая карта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:10, контрольная работа

Описание

Зелёная карта (англ. Green Card) — международный договор (полис) страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами - членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Теоретическая  часть 

  1. Понятие и история возникновения

      Зелёная карта (англ. Green Card) — международный договор (полис) страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами - членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта.

     «Зеленая  карта» - международная система страхования  автогражданской ответственности, в рамках которой выплаты осуществляются в соответствии с законодательством  той страны, где случилось ДТП. В данную систему входят 44 государства, в том числе все страны Европы и ряд стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Молдавия). Географическая карта стран - участниц представлена на рисунке 1 (Приложение 1).

     История возникновения «Зеленой карты» уходит в послевоенные годы. Так в 1949 году на международной конференции автостраховщиков в Лондоне были приняты рекомендации Экономического и социального совета ООН и официально основан Совет Бюро с штаб-квартирой в Лондоне. В 1951 году состоялось первое официальное Собрание Совета Бюро, на котором была одобрена модель Соглашения между национальными бюро стран-участниц системы и приняты единые стандарты для «Зеленых карт». Соглашение о «зелёной карте» вступило в силу с 1 января 1953 года. Согласно ему страховой полис по автогражданской ответственности, выданный в любой стране - члене соглашения, действителен на территории другой страны, являющейся членом этого соглашения.

     В России система «Зеленой карты» начала действовать с 1 января 2009 года. Она  относится к добровольным видам страхования. Функции российского бюро «Зеленая карта» возложены на Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Международные полисы имеют право продавать российские страховщики, которые являются членами российского бюро «Зеленая карта» РСА.

     В некоторых странах Африки и Азии действуют свои международные системы  страхования, аналогичные «Зеленой карте», а именно:

     Розовая карта — в 6 странах Центральной  Африки

     Коричневая  карта — еще в 14 странах Африки

     Оранжевая карта — в 19 арабских странах Африки и Азии, в некоторых из которых действует и Европейская Зеленая карта. 

  1. Общая характеристика международной системы «Зеленая карта»

     Согласно  Соглашению о «Зелёной карте» страховой  полис по автогражданской ответственности, выданный в любой стране - члене соглашения, действителен на территории другой страны, являющейся членом этого соглашения.

     Въезд на территорию этих стран автовладельцам без полиса ОСАГО («Зеленой карты»), действующего на территории стран - участниц соглашения, запрещен.

     Основой действия системы «Зеленая карта» служит ряд двусторонних соглашений, заключенных на основе, так называемого, Лондонского образцового соглашения, между организациями - членами системы.

     Одним из принципов системы «Зеленая карта» является требование о том, что в каждой стране, вступающей в систему «Зеленая карта», создается свое Национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности собственников автотранспортных средств.

     Кроме этого, в соответствии с Европейской конвенцией «О наказании за дорожно-транспортные преступления» (ETS N 52, Страсбург, 30 ноября 1964 года), предусмотрено, что органы государственной власти страны пребывания гражданина имеют право вести судебное разбирательство по факту ДТП, учиненного таким гражданином на территории этого государства.

     Как я уже говорилось, основной задачей системы «Зеленая карта» является создание эффективной защиты пострадавших в ДТП с участием автовладельцев - нерезидентов страны, в которой случилось такое происшествие. Такая система должна, прежде всего, включать механизм гарантированных выплат компенсаций пострадавшим по вине автовладельцев других стран.

     Это обеспечивается выполнением определенных условий странами - членами системы «Зеленая карта»:

     Во-первых, в таких странах должно осуществляться обязательное страхование гражданской  ответственности собственников  транспортных средств (в России - ОСАГО).

     Во-вторых, в каждой стране должна быть единая организация, так называемое моторное страховое бюро, которая осуществляет урегулирование убытков, причиненных автовладельцами этой страны на территории других государств, а также единая организация, которая урегулирует убытки автовладельцев - нерезидентов на территории своего пребывания (в России - Российский Союз Автостраховщиков).

     В-третьих, страна - член системы «Зеленая карта», не должна осуществлять препятствий  при трансфере свободно конвертируемой валюты, направляемой на страховые  выплаты.

     Основным  преимуществом данного вида страхования  является страховая защита автовладельцев в случае, если они нанесут ущерб здоровью, жизни или имуществу третьих лиц в результате ДТП.

     Наличие полиса «Зеленая карта» позволяет автотуристу  использовать транспортное средство на территории другой страны, входящей в эту систему, и освобождает от дополнительного страхования.

  1. Список страховых компаний

     В большинстве крупных городов  приобрести полис «Зеленая карта» можно в страховой фирме, которая занимается этим видом страхования. Стоимость карты может разниться в зависимости от того, у какой фирмы вы ее приобретаете.

     Страховые полисы «Зеленая карта» можно приобрести в офисах и у агентов следующих страховых компаний (Нижегородская область):

    1. ОАО «Альфа Страхование»
    2. СОАО «ВСК»
    3. ОАО «ЖАСО»
    4. ОСАО «РЕСО-Гарантия»
    5. ООО «Росгосстрах»
    6. ОАО СК «РОСНО»
    7. ООО «Страховая компания «Согласие»
    8. ЗАО СК «Спасские ворота»
    9. ОАО «Страховая группа МСК»
    10. ЗАСО «ЭРГО Русь»

     Доли  страховых компаний Нижегородской области по страховым выплатам на рынке страхования «Зеленая карта» представлены на рисунке 2 (Приложение 2).

     Итак, исходя из данного рисунка следует, что наибольший удельный вес принадлежит  страховой компании - ООО «Росгосстрах» – 68%, а наименьший удельный вес – ОАО ЖАСО – 0,4%.

  1. Сроки страхования и стоимость полиса «Зеленая карта»

     Договор страхования может быть заключен на срок от 15 дней до 1 года. Срок страхования на 15 дней исчисляется календарными днями. Например: с 12.12.2010 г. по 26.12.2011 г.

     Срок  страхования на месяц (два месяца и т.д.) исчисляется следующим  образом - число следующего месяца, аналогичное числу месяца начала срока страхования минус 1 день. Например: с 12.12.2010 г. по 11.01.2011 г.

     На  всей территории России установлена  единая стоимость на страхование  в рамках международной системы  страхования «Зеленая карта». Тарифы утверждаются Российским бюро «Зеленая карта» согласно Закону об обязательном страховании и согласовываются с Министерством финансов России.

     Следует иметь в виду, что стоимость  полисов изменяется ежеквартально. Так Российский союз автостраховщиков (РСА) пересмотрел тарифы на международные страховые полисы «Зеленая карта» в сторону повышения, об этом свидетельствуют данные союза. Новые тарифы начали действовать с 15 октября 2011 года.

     Размеры страховых премий по международному страхованию гражданской ответственности, для всех стран представлены в Таблице 1 (Приложение 3), а размеры страховых премий по международному страхованию гражданской ответственности, для таких стран как, Украина, Республика Беларусь и Республика Молдавия, представлены в Таблице 2 (Приложение 4).

     Согласно  новым тарифам, стоимость полиса для поездки в Европу на 15 дней для легковых машин составляет 1 550 рублей вместо 1 420 рублей, для грузовых - 2 580 рублей против 2 360 рублей, а для автобусов - 4 420 рублей против 4 050 рублей. Страховые полисы на 15 дней для поездки на Украину, в Белоруссию и Молдавию для легковых автомобилей обойдутся в 530 рублей (+50 рублей), для грузовых - 900 рублей (+80 рублей), для автобусов - 1 100 рублей (+90 рублей).

     Максимальный  срок действия страхового полиса - 12 месяцев. Годовая страховка легкового авто для поездки в Европу стоит 14 050 рублей против 12 880 рублей, грузовика - 23 440 рублей против 21 490 рублей, автобуса - 65 480 рублей против 60 030 рублей. Полис для поездки на легковой машине по Украине, Белоруссии или Молдавии обойдется в 3 520 рублей вместо 3 220 рублей, страховка для грузовика - в 5 980 рублей вместо 5 480 рублей, а «Зеленая карта» для автобуса - в 16 280 рублей против 14 930 рублей.

  1. Оценка рынка страхования «Зеленая карта» за 1 полугодие 2011 года

       В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30 июня 2011 года зарегистрированы 604 страховщика, из них 597 страховых организаций и 7 обществ взаимного страхования.

       Общая сумма страховых премий и выплат по страхованию гражданской ответственности в рамках международной системы «Зеленая карта» за 1 полугодие 2011 года составила соответственно  1,15 и 0,11 млрд. руб. (123,7 % и 214,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 года).

       По  данным Таблицы 3 (Приложение 5) следует, что размер страховых выплат по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств - всего составил 0,68 млрд. руб. или 44,5%. В частности по страхованию «Зеленая карта» - 0,11 млрд. руб. или 7,2%, что в целом можно считать положительным моментом. Ведь страховые выплаты по другим видам страхования превышают данные по международному страхованию на 0,46 млрд. руб. или на 30,1%.

       В Таблицах 4,5 (Приложение 6,7) представлены данные по страховым премиям и выплатам по федеральным округам. Так, сумма страховых премий по Северо – Западному федеральному округу составила – 741 263 тыс. руб. - 64,7% и занимает центральное место. На втором месте расположился Центральный федеральный округ – 347 669 тыс. руб. – 30,3 %. Сумма страховых премий по Приволжскому федеральному округ составила 8 415 тыс. руб. – 0,7%. Что в целом показывает не самое ужасное положение.

       Что же касается страховых выплат, то здесь  наблюдается следующая картина. Сумма страховых выплат по Северо – Западному федеральному округу составила 62 176 тыс. руб. – 56,1%, по Центральному федеральному округу – 46 276 тыс. руб. – 41,7%, по Приволжскому федеральному округу 237 тыс. руб. – 0,2%. В целом по трем ФО можно сказать, что страховые компании данных территорий ведут успешную работу по осуществлению страхования по международной системе. Суммы страховых премий превышают страховые выплаты. Причем договора страхования в большей степени заключаются с физическими лицами.

       В Таблицах 6,7 (Приложение 8,9) представлены данные по страховым премиям и выплатам в разрезе субъектов РФ, но это лишь выдержка из общего списка, конкретно меня интересует лишь положение Нижегородской области.

       Наибольший  удельный вес страховые премии занимают в Ленинградской области (116 752 тыс. руб. – 14,5%) и Смоленской области (110 181 тыс. руб. – 9,6%). Нижегородская же область по своим данным (3 085 тыс. руб. – 0,3%) приближается к Новгородской и Свердловской областям.

       Сумма страховых выплат и процент выплат по приведенным выше областям, следующие:

       - Ленинградская область – 11 198 тыс. руб. – 10,1%

       - Смоленская область – 11 754 тыс. руб. – 10,6%

       - Нижегородская область – 31 тыс.  руб. – 0,03%

       Проанализировав приведенные выше цифры можно сказать о том, что в Смоленской области деятельность страховых компаний нуждается в пересмотрении своей работы с клиентами, процент страховых выплат оказался выше процента страховых премий на 1 %, что не является положительным моментом.

       Проанализировав общие данные можно смело приступить к конкретному анализу страховых  компаний Нижегородской области.

  1. Анализ страховых премий и страховых выплат по страховым компаниям Нижегородской области

Информация о работе Зеленая карта