Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 10:30, доклад
Строительство дорог остается, чуть ли не самой актуальной проблемой в наши дни. Но главная проблема состоит в том, что цены на строительство дорог почти всегда очень завышены и не соответствуют их благоустройству.
«Дороги в России и за рубежом»
Студенты гр.ЭС-10-01 УГНТУ
УДК 656.13:34
Строительство дорог остается, чуть ли не самой актуальной проблемой в наши дни. Но главная проблема состоит в том, что цены на строительство дорог почти всегда очень завышены и не соответствуют их благоустройству.
Хотелось бы привести конкретный пример. Затраты на один метр трассы Москва–Санкт-Петербург еще до начала строительства превысили 1,18 млн. руб.(1 млрд. 180 млн. рублей), а в действительности они скорее всего окажутся значительно выше. Предварительная стоимость строительства 43-километрового участка дороги Москва – Санкт-Петербург оценивается в 51 млрд. руб. В ведомстве главы Минтранса настаивают, что затраты на дорожное строительство в РФ соответствуют среднемировым. Однако названная главой Минтранса смета строительства в 51 млрд. руб. заставляет предположить, что трасса Москва–Санкт-Петербург будет иметь не восемь и даже не десять полос движения, а все сорок..
Другой пример можно об удельных затратах на строительство в Сочи дублера Курортного проспекта. Затраты составили примерно 200 тыс. долл. на один погонный метр дороги.
С другой стороны Полное название трассы — совмещённая (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»…т.е. это две дороги, а не одна. К тому же трасса на всем протяжении оснащена искусственными сооружениями — т.е. мостами, подпорными стенками и т.п. И город-курорт Сочи находится в сейсмически опасной зоне (9 баллов). Значит требуется специальное оборудование. к примеру, только немецкое сейсмозащитное оборудование для моста длиной 462 метра стоит 900000 евро без доставки.
Но ведь каждая дорога
– сооружение сугубо индивидуальное,
и сказать однозначно, сколько стоит стоимость
строительства одного километра автомобильной
дороги в любой стране, практические невозможно
из-за существенной разницы в показателях
удельной стоимости строительства автодорог,
которые зависят от целого ряда объективных
факторов.
Прежде всего, стоимость строительства
автомобильной дороги зависит от ее ширины
и числа полос движения. Поэтому в США
и ряде других стран сравнение удельных
показателей стоимости автомобильных
дорог приводится к стоимости одной полосы
движения.
Показатели стоимости автомобильных дорог
существенно различаются в зависимости
от климатических условий и региона строительства.
Так, например, по данным Федерального
центра ценообразования, стоимость строительства
одного километра четырехполосной автомобильной
дороги у нас в стране может различаться
в четыре раза. Например: 144, млн. руб./км
в Костромской области и 563 млн. руб./км
– в Камчатской области.
При сравнении стоимостных показателей
автомобильных дорог различных стран
должны учитываться и различия в нормах
проектирования. Это, прежде всего, касается
норм, регламентирующих поперечный профиль
или ширину автомобильной дороги. Например,
у нас в стране, согласно ГОСТу (Р 52399-2005),
ширина проезжей части четырехполосной
дороги будет составлять 24 м, а в Финляндии
и Норвегии, где ширина обочин на 3 метра
меньше, чем у нас, этот показатель будет
19,5 м. Поэтому объемы работ, и, соответственно,
их стоимости на единицу длины дороги
будут отличаться в 1,23 раза, а для дорог
другого класса эта разница может доходить
до 40%.
При сравнении показателей стоимости
строительства дорог в разных странах
необходимо также учитывать и различные
подходы к учету этого показателя. У нас
в стране во всех отчетных данных показатель
стоимости строительства дорог учитывает
все затраты в ходе строительства. В подавляющем
большинстве стран отчетные и статистические
данные по стоимости автомобильных дорог
не учитывают затраты на выкуп земель,
которые в зависимости от условий строительства
могут составлять от 5 до 40%, а в отдельных
случаях в условиях плотной застройки
– быть сопоставимыми со стоимостью строительно-монтажных
работ.
Учитывая изложенное, для сравнения стоимости
строительства дорог специалисты, как
правило, выбирают объекты одинаковой
технической сложности со сходными условиями
строительства. В соответствии с мировой
практикой разработаны методы сравнения
удельной стоимости автомобильных дорог
с разбивкой ее на отдельные составляющие
с введением поправок на регион строительства,
наличие застройки и тому подобное. При
этом сравнение производится не на один
километр автомобильной дороги, а на один
километр полосы движения. Аналогичные
документы были разработаны и в нашей
стране.
Стоимость одного километра полосы движения
может варьироваться с учетом указанных
выше факторов, влияющих на стоимость
строительства и меняться в достаточно
широких пределах. Например, согласно
исследованиям, проведенным в США, из 39
проектов многополосных автомагистралей
стоимость одного километра полосы движения
варьируется от 1,2 млн долл./км (участок
дороги в штате Вирджиния, в равнинной
незастроенной местности без транспортных
пересечений и мостов и путепроводов)
до 117,5 млн долл./км – участок автодороги
«Big Dig» в Бостоне, проходящий по плотно
застроенной городской территории с эстакадами
и туннелями большой протяженности.
Подводя итог, следует отметить, что дороговизна дорог в России зависит в основном от вышеперечисленных факторов, не все из которых учитываются в мировой практике.