Автор работы: z**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:59, доклад
Функциональное зонирование города применяют для рационального размещения на выбранной территории элементов определенного назначения, составляющих единый планировочный комплекс города или агломерации. Оно проводится с учетом местных конкретных условий, размеров города, характера промышленности, назначения и особенностей каждой зоны, обеспечения функциональных связей между зонами и санитарно-гигиенических требований, взаимодействия с природной средой.
Функциональная организация территории и планировочная структура города
Функциональное
зонирование города применяют для
рационального размещения на выбранной
территории элементов определенного
назначения, составляющих единый планировочный
комплекс города или агломерации. Оно
проводится с учетом местных конкретных
условий, размеров города, характера
промышленности, назначения и особенностей
каждой зоны, обеспечения функциональных
связей между зонами и санитарно-гигиенических
требований, взаимодействия с природной
средой. Зонирование должно обеспечивать
оптимальные условия жизни, производственной
деятельности населения и эффективность
использования городской
Выделяются следующие основные функциональные зоны: селитебная, промышленная, коммунально-складская и внешнего транспорта.
Селитебная зона — для размещения жилых районов и микрорайонов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), улиц и площадей, обслуживающих зону, зеленых насаждений общего пользования. Для этого требуются сухие, возвышенные, хорошо проветриваемые, инсолируемые озелененные и обводненные территории с наветренной стороны относительно промышленных зон и выше по течению реки с созданием необходимых санитарно-защитных разрывов.
Промышленная
зона — для размещения промышленных
предприятий и связанных с
ними объектов (в том числе зеленых
насаждений для обслуживания работающих
в местах труда и территорий зеленых
насаждений санитарного назначения).
Зона создается с учетом организации
удобных транспортных и пешеходных
связей с местами расселения трудящихся,
занятых на производстве, рационального
обеспечения внешним и
Коммунально-складская зона -для размещения баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.
Зона внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней и др.). Эта зона не должна пересекать другие зоны.
Для уменьшения вредного воздействия объектов, имеющих загрязняющие отходы и выбросы, требуется создание специальных санитарно-защитных зон зеленых насаждении и открытых пространств.
В малых городах
— научно-исследовательских
Членение территории
на зоны должно учитывать два противоположных
требования — сближения в интересах
создания удобств и изоляции (отдаления)
территорий, соседство которых
При соответствующем
обосновании в зоне могут размещаться
объекты и другого
В некоторых случаях с учетом местных условий обособленно от основных зон располагают больницы, высшие и специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, крупные спортивные комплексы.
Селитебная, промышленная,
коммунально-складская и
Зеленые насаждения входят в каждую из этих зон. Учитывая большое социальное и оздоровительное значение озелененных территорий, а также их большую роль в решении проблем окружающей среды, представляется целесообразным выделить в качестве самостоятельной функциональной зоны города зону парков (парковую систему).
Территория, прилегающая
к городу (пригородная зона), предназначается
для его развития и формируется
в зависимости от потребности
города в размещении объектов хозяйственного
обслуживания, создания условий для
отдыха населения, улучшения микроклимата,
состояния воздушного бассейна и
санитарно-гигиенических
Схема функционального зонирования города
1— центр
города;
2— селитебная зона;
3— промышленная зона;
4— коммунально-складская зона;
5— зона внешнего транспорта;
6— санитарно-защитная зона;
7— городской парк;
8— спорткомплекс;
9— граница города
От функционального
зонирования территории города и
основных направлений его развития
зависит формирование непрерывной
системы озелененных
В соответствии
со схемой функционального зонирования
территории города решается и его
архитектурно-планировочная
Основным градостроительным
документом, характеризующим архитектурно-
Функциональная организация малого города (население 10 тыс.жителей)
1 — двух-четырехэтажная
застройка;
2 — одноэтажная застройка;
3 — территория общегородского центра;
4 — учреждения бытового обслуживания
и пешеходные пути;
5 — участки специализированных и средних
учебных заведений, школ-интернатов;
6 — районная больница;
7 — зоны коммунально-складская и внешнего
транспорта;
8 — промышленная зона;
9 — аграрно-промышленная зона;
10 — резервные промышленные территории;
11 — учреждения отдыха районного значения;
12 — зеленые насаждения.
Планировочная структура города определяется характером размещения градостроительных элементов, обеспечивающих производство, быт и отдых, и объединяющих их систем: улиц и магистралей, общественных центров и зеленых насаждений.
Планировочная структура крупнейшего города
1 — промышленные
районы;
2 — жилые районы;
3 — планировочные районы;
4 — центров;
5 — система городских магистралей и дорог;
б — территории внешнего транспорта;
7 — система зеленых насаждений и открытых
пространств;
8 — основные направления связи с городами
групповой системы населенных мест.
Основными структурными
единицами города являются: жилые
районы (в селитебной зоне); промышленные,
коммунально-складские и
В крупнейших, крупных и больших городах выделяются планировочные (городские) районы. Их размер, функциональный состав и конфигурация определяются в каждом конкретном случае исходя из градостроительной ситуации.
Общегородской центр, включающий общественные здания, является основным ядром, организующим план города. Магистральные улицы, в зоне пересечения которых находится обще городской центр, становятся главными композиционными осями городского плана. Во избежание перенасыщения центра и нарушения его нормальной жизни основные транспортные потоки пропускают вне центра города. * В больших городах, имеющих несколько городских районов, создают отдельно расположенные центры, соединенные между собой и с городским центром магистральными улицами.
1 Города в
зависимости от численности
Городские объекты — точки притяжения, соответствующие наиболее массовым направлениям потоков населения, определяют конфигурацию сети магистральных улиц и площадей.
Большое влияние на планировочную структуру и формирование плана города оказывают природные факторы: наличие водоемов (море, озеро, водохранилище, река), рельеф местности, массивы зеленых насаждений и т. д. Реки нередко становятся одной из основных композиционных осей плана города.
В зависимости
от природных и исторических условий,
профиля народнохозяйственного
развития схема планировки города может
быть: компактной (единый массив), расчлененной
(наличие реки, железной дороги), рассредоточенной
(с равновеликими территориями или
с территорией, преобладающей по
величине над другими). Схема проекта
генплана может иметь замкнутую
или линейную форму. Городам с
компактным планом, развивающимся в
ограниченных пределах радиально-кольцевых
направлений, свойственна замкнутая
структура. Для линейной структуры
характерно последовательное и свободное
развитие в требуемых направлениях
без коренной реконструкции существующих
районов. Однако линейная планировка города
с продольной композиционной осью развития
центра ведет к определенной растянутости
и удаленности отдельных
Планировка городов, расположенных на берегах крупных водоемов, отличается тяготением города к водоему, что ведет к смещению общегородского центра в сторону воды.
Каждая из применяемых
в городе систем улиц (прямоугольная;
прямоугольная в сочетании с
лучевыми или диагональными
Преобразования
планировочной структуры города
и взаимосвязанных систем должны
носить преемственный характер с
максимальным использованием исторически
сложившихся схем планировки и природного
ландшафта, с учетом сохранения зеленых
насаждений и открытых пространств,
обеспечения соответствия существующим
санитарно-гигиеническим нормам для
городских условий. Создание оптимальной
жизненной среды крупных
Планировочная структура города определяется характером размещения градостроительных элементов, обеспечивающих производство, быт и отдых, и объединяющих их систем: улиц и магистралей, общественных центров и зеленых насаждений.
Этапы формирования
1 — общественный
центр;
2 — жилая территория;
3 — озелененная территория;
4 — промышленная зона.
Информация о работе Функциональная организация территории и планировочная структура города