Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:42, реферат
10 % всех применяемых в дорожном строительстве битумов модифицируются полимерами разных классов. Наиболее широко для этой цели используются термоэластопласты (около 80 % всех БМП), полимеры, изменяющие свои свойства в зависимости от температуры и обладающие, благодаря своему строению,высокой эластичностью. Типичными представителями этого класса являются полимеры типа СБС (стирол-бутадиен-стиролы). Вторыми по масштабам использования являются термопласты-полимеры, свойства которых также зависят от температуры, но которые не придают битумам ощутимой эластичности.
Введение 4
1. Некоторые исторические сведенья 5
1.1 Первые испытания 5
1.2 Период эффективного развития полимерных вяжущих 6
2. Использование полимерных модификаторов в
производстве асфальтобетона 8
3. Виды и характеристики модификаторов. 9
3.1 Полимерный модификатор Полидом 9
3.2 Полимер KRATON 11
3.3 Полимеры Элвалой 13
4. Особенности структуры битумов, модифицированных полимерами 16
5. Сдвигоустойчивость и трещиностойкость асфальтополимербетонов 20
6. Водоустойчивость асфальтополимербетонов 22
7.Вывод
Исследования показали, что при модификации битума 3-4 % Полидома
прочность и теплостойкость асфальтобетона увеличивается почти вдвое, что
обеспечивает его повышенную сдвигоустойчивость. В соответствии с полученными результатами средняя плотность асфальтобетонов на основе
модифицированного битума выше, чем у асфальтобетонов на исходных
битумах и возрастает с увеличением содержания модификатора, а водонасыщение, соответственно, снижается.
Асфальтобетон на Полидоме проявляет характерную для всех полимерасфальтобетонов особенность - меньшую температурную чувствительность. Коэффициент температурной чувствительности
определялся как отношение прочности асфальтобетона на сжатие при
температуре 50 °С к этому же показателю при 0 . При оптимальном содержании Полидома он увеличился в среднем вдвое, что позволяет
прогнозировать повышенную тепло- и трещиностойкость таких
полимерасфальтобетонов.
Битум,
модифицированный Полидомом,
Полимерасфальтобетон, содержащий Полидом, имеет более высокие показатели прочности, водо- и теплостойкости по сравнению с обычным асфальтобетоном. Он также характеризуется значительно меньшей температурной чувствительностью и пониженным темпом теплового
старения.
Доказана возможность упрощенной технологии приготовления полимерасфальтобетонов путем непосредственного введения Полидома в смеситель с последующим перемешиванием смеси при температуре 170 °С в
течение 15-20 с [3].
3.2 Полимер KRATON
Полимеры Kraton (Kraton Polymers) - это высококачественные термопластичные эластомеры, которые улучшают эксплуатационные характеристики промышленных изделий широкого спектра применения. В последние годы технология применения полимеров структуры стирол-бутадиен-стирол для модификации битумов успешно применяются российскими предприятиями.
Битум - дешевый термопластичный материал, используемый как связующее дорожных покрытий, водонепроницаемых крыш, адгезивов, герметиков и технических товаров. Рассматривая битум как строительный или конструкционный материал, следует отметить его твердость и хрупкость при низких температурах, мягкость и высокую текучесть при высоких температурах. Добавление полимера KRATON D значительно улучшает свойства и эксплуатационные характеристики битума при экстремальных температурах. Полимербитумная смесь становится мягкой и более гибкой при низкой температуре и более вязкой при высокой температуре. Соответственно, адгезия и когезия модифицированного битума увеличиваются.
Полимер KRATON
D состоит из блоков полистирола и полибутадиена.
В ходе синтеза молекулярная масса полимера
контролируется с высокой точностью. Полистирольные
и полибутадиеновые блоки получают путем
полимеризации из растворов мономеров
стирола и бутадиена. Взаимодействуя друг
с другом, они образуют полистирол-полибутаеновые
двойные блоки, полистирол-полибутадиен-
Полистирол и полибутадиен расслаиваются при низкой температуре, образуя разделенные микроскопические домены. В отдельных полимерах KRATON D полистирол образует твердые "острова" в "море" полибутадиена. Каучуковые молекулы полибутадиена связывают полистирольные "острова", образуя при этом трехмерную сетку. Полибутадиен и полимер KRATON D сохраняют эластичность при температуре минус 60 °C, тогда как полистирольные домены остаются жесткими вплоть до температуры стеклования полистирола (примерно +100 °C). Таким образом, данный полимер обладает свойствами каучука в широком температурном диапазоне.
При нагревании продукта до температур, превышающих температуру стеклования полистирола, полимер становится пластичным. Полученную вязкую массу можно подвергать различным быстрым деформациям, например, формованию. Отходы производства могут быть расплавлены и легко подвергнуты повторному формованию.
В смесях с битумом полибутадиен способен адсорбировать масляные компоненты в количествах, превышающих его собственный вес в десятки раз. Полистирольные домены также адсорбируют масла, особенно ароматической природы. Структура пространственной сетки образуется уже при пятипроцентном содержании полимера KRATON D, придавая продукту эластичность и обуславливая его совместимость в широком температурном диапазоне. Влияние содержания полимера KRATON D и образование пространственной сетки на эксплуатационные параметры показано на рис. 2, где приведена зависимость температуры размягчения по методу "кольца и шара" (КиШ) от содержания полимера. Как следует из графика, ощутимые изменения в эксплуатационных параметрах наблюдаются при увеличении содержания полимера, приводящего к образованию сетки.
Улучшение характеристик битума при добавлении полимеров KRATON D наиболее ощутимо в следующих применениях: " модификация полимерами KRATON D битумных связующих в дорожной отрасли; " модификация битума полимерами KRATON D при производстве гидроизоляционных материалов; " модификация битума полимерами KRATON D при производстве герметиков, применяемых в горячем виде или адаптированных к использованию при температурах окружающей среды;” модификация битума полимерами KRATON D при производстве адгезивов [4].
3.3 Полимеры Элвалой
Введение небольшого количества Элвалой в исходный битум придает ему свойства эластичности и приводит к увеличению температуры размягчения битумного вяжущего, также существенно растет когезия и повышается сцепление с гранитной крошкой. В отличие от СБС полимеров, которые физически диспергируются в битуме, Элвалой вступает в химическую реакцию с битумом. После модификации битума полимером Элвалой не происходит расслаивания, благодаря чему возможно длительное хранение и транспортировкабитума.
Дороги построенные на основе битума модифицированного полимером Элвалой® успешно эксплуатируются с 1991 г. Элвалой
разработан специально для модификации битумных материалов и совместим с широким ассортиментом марок битума.
Основные параметры. Предотвращает растрескивание Основным результатом высокого перепада температур являются трещины, идущие перпендикулярно осевой линии дороги. Одна из основных причин применения битума, модифицированного полимером Элвалой заключается в том, что это дает возможность получить дорожное покрытие стойкое к холодному растрескиванию и одновременно сохраняющее прочность при высоких температурах.
Замедляет колеобразование Элвалой обеспечивает высокую стойкость к колееобразованию даже при высоких нагрузках и жаркой погоде, что особенно важно при интенсивном движении грузового транпорта. Элвалой увеличивает интервал пластичности битумного вяжущего на 15 - 30°С. Битумы модифицированные полимером Элвалой обладают адгезией к минеральному наполнителю в несколько раз выше, чем немодифицированные битумы, благодаря чему дорожное покрытие более прочное, а выкрашивание минимальное.
Стойкость к старению. Акрилатные функциональные группы в полимере Элвалой придают битумному вяжущему гибкость и эластичность. Поскольку главная этиленовая цепь является насыщенной, она обладает относительной стойкостью к окислению и старению по сравнению с материалами на бутадиеновой основе.
Технологичность.Для смешивания не требуется коллоидная мельница. После модификации при хранении не происходит расслаивания благодаря реакции между битумом и модифицированный полимером Элвалой® при траспортировке и приготовлении асфальтобетонной смеси ведет себя как обычный битум и не прилипает к оборудованию [5].
4 ОСОБЕНОСТИ СТРУКТУРЫ БИТУМОВ, МОДИФИЦИРОВАННЫХ ПОЛИМЕРАМИ
Существует две технологические схемы производства БМП. Приоритетной технологией производства БМП в России является получение их смешением вязкого битума с маточным раствором полимера в индустриальных маслах или гудроне [2]. Монопольной технологией производства БМП на Западе и в Украине является непосредственное смешение вязких битумов с полимером.
Западный
подход представляется более
простым технологически и
этом под оптимальностью подразумевается обязательность обеспечения технических свойств и приемлемой стоимости БМП. На Западе содержание полимера в дорожных битумах может быть принято большим и достигать 5%, а иногда и 7 % [3].
Объективные
сведения о процессах
БМП могут быть получены на основе рассмотрения концентрационных зави-
симостей свойств БМП, охватывающих достаточно широкий диапазон содер-
жания СБС в вяжущем. Представленные
на рис.1 зависимости могут
Пенетрация БМП интенсивно понижается с ростом содержания полимера до 3,5-5,0 %, а затем темп ее уменьшения падает. Интенсивный прирост температуры размягчения наблюдается до концентрации полимера, отвечающей 5-6 % и близкой к той, при которой начинается снижение температуры хрупкости. Однако концентрационные зависимости пенетрации и температуры размягчения не претерпевают таких резких изменений как эластичность и температура хрупкости. Кроме того, эти два показателя качества вяжущих являются сугубо эмпирическими и по их концентрационным зависимостям трудно судить о физических особенностях испытываемых объектов и процессах структурообразования в них.
Информационно полезными являются области критических переходов на
концентрационных зависимостях эластичности и температуры хрупкости. Первая критическая концентрация (Сэкр) отвечает содержанию полимера 2,5-3,0 %и соответствует достаточно резкому изменению кривой эластичности. Это может свидетельствовать об образовании в системе сопряженной асфальтено-полимерной сетки, достаточно плотной и прочной для обеспечения БМП высокой эластичности, но недостаточной, чтобы обеспечить его высокую, по сравнению с исходным битумом, деформативность при низких температурах. В этой области низкотемпературные свойства БМП определяются углеводородно-смолистой (мальтеновой) составляющей исходного битума. Стеклуясь также как в
обычном битуме, она замораживает сопряженную эластическую сетку.
Критическая концентрация полимера, выше которой наблюдается суще-
ственное понижение
Таким образом, в зависимости от концентрации полимера в БМП формиру-
ются две принципиально
различных области
когда средой системы является битум, а фазой полимер; вторая – когда средой является полимер, а фазой битум. Между этими двумя областями существует третья, переходная область с промежуточным, смешанным типом структуры. Эти представления хорошо согласуются с результатами M.Chappat [4] исследований модифицированных битумов, полученными с помощью отраженноq флуоресцентной микроскопии (рис.2). Из них следует, что в системе, состоящей из битума и полимера, происходят принципиальные структурные изменения. Они заключаются в том, что с ростом содержания полимера в системе происходит обращение фаз: полимер становиться средой, а битум фазой. Процесс происходит достаточно плавно, благодаря формированию переходной области.
Можно выделить три структурных типа модифицированных битумов: первый – это битумополимерное вяжущее (БПВ), когда матрицей является битум;
второй – полимербитумное вяжущее (ПВБ), когда определяющей свойства составляющей является полимер;
третий – переходный тип, тяготеющий к первому или второму типу в зависимости от содержания и свойств полимера, а также качества битума. В странах ЕС стандарты регламентируют определение структурных особенностей БМП микроскопичным способом.
Информация о работе Использование полимерных модификаторов в производстве асфальтобетона