Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:58, практическая работа
В зависимости от назначения здания или сооружения и требований, предъявляемых к отделке, определяют сложность отделки и устанавливают категорию окрасочных работ. Нормативными документами на производство отделочных работ установлены три вида малярной отделки: простая, улучшенная и высококачественная.
При подготовке поверхности под масляную окраску выполняют ее проолифку, как правило, вручную с помощью кистей или валиков. Добавление в олифу пигмента в количестве 5... 10% под цвет масляного колера позволяет в процессе проолифки замечать пропуски на поверхности и тут же их ликвидировать. Обычно для проолифки поверхности используют олифу-оксоль, которая при благоприятных атмосферных условиях высыхает не более чем за 24 ч. Преждевременное закрытие пленки олифы окрасочным составом или шпатлевкой приводит к образованию пузырей и шелушению покрытия.
Подмазкой называют заполнение шпатлевочными составами (подмазочными пастами) предварительно подгрунтованных, расширенных разрезкой щелей в деревянных конструкциях, трещин в штукатурке и отдельных поврежденных мест в бетонных конструкциях. Подмазку делают вручную деревянными или стальными шпателями.
Шпатлевание поверхностей состоит в сплошном нанесении шпатлевки на загрунтованную отделываемую поверхность равномерным сплошным слоем 1...3 мм, а затем в сглаживании и снятии излишков пасты так, чтобы она заполняла только впадины. Сплошное шпатлевание производится при улучшенной и высококачественной окрасках.
Сплошное шпатлевание поверхности выполняют ручным и ме ханизированным способами.
При ручном способе шпатлевку наносят на поверхность и сглаживают вручную с помощью шпателей. В зависимости от материа-
ла, размеров и очертания поверхности используют деревянные, стальные и резиновые шпатели различных размеров и конструкций. При работе шпателями и шпателями-полутерками (рис. XIII. 23, ж) на них накладывают порцию шпатлевки, намазывают на поверхность движением в одном направлении и разравнивают движениями в разных направлениях.
Механизированным способом шпатлевку наносят воздушным распылением или подают под давлением через механизированные
шпатели.
Для воздушного распыления( применяют обычную окрасочную установку (пистолеты-распылители и удочки оборудованы специальными форсунками) либо специальную шпатлевочную установку (рис. Х1П.23,з), состоящую из компрессоров, ^нагнетательного бачка и удочки, с помощью которой наносят слой шпатлевки. Струю шпатлевки направляют под прямым углом к поверхности и движением сверху вниз наносят полосами, захватывая предыдущие на 4...5 см. Расстояние между поверхностью и распылителем должно составлять 20...30 см. Нанесенный слой шпатлевки разравнивают шпателем-полутерком или шпателем с резиновым наконечником.
При нанесении шпатлевки давлением на вертикальные поверхности применяют механизированный шпатель (рис. ХШ.23, и), представляющий собой полую плоскую лопатку, один конец которой переходит в патрубок для присоединения шланга для подачи материала. Шпатлевочный состав подают непосредственно на шпатель, которым наносят и разравнивают шпатлевку. Шпатлевочный состав подают под давлением сжатого воздуха,, для чего используют компрессор и нагнетательный бачок или растворона-сос. В последнем случае можно применять составы более густой консистенции.
При подготовке потолочной поверхности более рационален механизированный шпатель с валиком (рис. ХШ.23,ас), к которО' му шпатлевка подается по шлангу через полую рукоятку и разравнивается по поверхности основания пластмассовыми полосками закрепленными на самом шпателе.
В зависимости от предъявляемых требований к окраске поверхность шпатлюют один или несколько раз с промежуточным шлифованием и огрунтовкой.
Шлифование — это процесс обработки подготовляемой поверхности для ее сглаживания. Шлифование выполняют после каждого подмазывания и шпатлевания, а иногда (при качественной отделке) и после грунтующего и первого окрасочного слоев. Шлифуют пемзой или шлифовальной шкуркой вручную или пневмо- и электрошлифовальными машинками. Шлифовальный диск машинок имеет приспособление для крепления пемзы и шлифовальной шкурки.
3. ОКРАСКА ПОВЕРХНОСТЕЙ
Применяемые окрасочные составы по внешнему виду должны представлять собой однородную массу, без комков, а по цвету соответствовать утвержденным эталонам колерной книжки. Перед употреблением краски тщательно перемешивают. Вязкость окрасочных составов, как правило, определяют по вискозиметру ВЗ-4 (рис. ХШ.24, а). Вязкость окрасочного состава характеризуется продолжительностью вытекания его из вискозиметра. Обычно вязкость состава находится в пределах 15...180 с в зависимости от вида красок и способа их нанесения на окрашиваемую поверхность.
Для нанесения окрасочных составов используют кисти разных размеров и форм, валики с поролоновым или меховым чехлом, ручные и электрокраскопульты с удочками, компрессорные окрасочные установки с пистолетами-распылителями. Кисти применяют при небольших объемах работ для окраски труднодоступных мест. Значительно более высокое качество и производительность труда получаются при окрашивании поверхностей валиками (рис. ХШ.24, б). При окраске поверхности малярный валик погружают в краску, а затем прокатывают по установленной наклонно в специальной ванночке металлической сетке для сбрасывания излишка краски. После этого краску наносят на поверхность отжатым валиком. Краску под давлением подают внутрь валика, и через отверстия, имеющиеся в валике, она просачивается к медной сетке и слою пористой резины или меха (рис. ХШ.24, в). Валики имеют короткую или длинную ручку для окрашивания помещений без подмостей. Для окраски деталей фигурного или сложного очертания (радиаторы, столярные изделия, поручни и др.)1 пользуются профильными малярными валиками.
Принцип работы краскопульта (рис. XIII.24,г) заключается в следующем: под действием воздушного давления краска поступает к резиновому рукаву через удочку и при выходе через ее отверстие раздробляется и равномерно распыляется по окраши* ш ваемой поверхности. В электрокраскопульте давление краски создается центробежным насосом с электродвигателем. Краскопультами можно распылять только невязкие водные окрасочные составы.
Окрасочные составы любой вязкости наносят компрессорными окрасочными установками. Обычно краску при работе с установкой забирают из красконагнетательного бачка (рис. ХШ.24, д, схема /). Давление в бачке возникает за счет подачи в него сжатого воздуха, очищенного от влаги и мельчайших частиц масла. Сжатый воздух также подают к пистолету-распылителю для распыления малярного состава. При малых объемах работ малярный состав можно подавать из бачка, закрепленного на пистолете-распылителе, путем подсасывания краски из бачка (схема //), либо самотеком из бачка (схема ///). Красконагнетательный ба-
чок представляет собой герметично закрытый сосуд с малярным составом, в котором компрессором создается давление воздуха. [ Пистолет-распылитель (рис. ХШ.24, е) состоит из распылитель* ной головки, к которой подводятся окрасочный состав и сжатый воздух. Форма факела окрасочного состава может быть круглая и плоская. При окраске мелких деталей используют круглый факел, а больших плоскостей — плоский. Для правильного нанесения краски маляр должен совершать пистолетом-распылителем парал* лельные движения, направляя струю краски перпендикулярно окра»' шиваемой поверхности. Расстояние от пистолета-распылителя Йо' окрашиваемой поверхности должно быть 0,2..Ш,3 м. Преимун|е* ством пистолетов-распылителей является их высокая часовая про*
изводительность (40...500 м2), а недостатком — существенное образование тумана в зоне работы маляра. Для уменьшения тумано-образования головки пистолетов-распылителей выпускают с защитной воздушной рубашкой или применяют окраску с повышенной вязкостью.
Окраску обычно выполняют вертикальными или горизонтальными полосами так, чтобы каждая последующая полоса перекрывала предыдущую на 3...4 см.
Давление воздуха в пистолете-распылителе не должно превышать 0,4 МПа, так как при повышении давления увеличивается туманообразование, а следовательно, и расход краски.
В зависимости от высоты подачи краски устанавливают давление в нагнетательной установке. При подаче краски на высоту 20 м давление должно быть 0,4, на высоту 15 м — 0,35...0,4; на высоту 10 м — 0,25...0,3, на высоту 5 м — 0,2, на высоту до 5 м —0,15...0,2 МПа.
В строительстве
распространен также метод
Малярные работы
принимают после высыхания
4. ОТДЕЛКА ОКРАШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
После нанесения и отвердения последнего окрасочного слоя можно окончательно отделывать окрашенную поверхность.
При декоративно-художественной отделке поверхностей выполняют альфрейные работы, под которыми подразумевают набрызг, накатку, туповку, отделку по трафарету, разделку под ценные породы дерева, под шелк, мрамор и т. д.
Разделка набрызгом — это нанесение на поверхность брызг краски разных цветов. На окрашиваемую поверхность краску наносят с помощью трафаретной жесткой кисти.
Накатку по высохшей ранее окрашенной поверхности выполняют узорчатым валиком. Этот вид отделки в настоящее время применяют редко.
Туповку осуществляют с помощью губки или резинового валика, торцевание делают щетками-торцовками по свежеокрашенной поверхности. Под ценные породы дерева разделывают поверхность вместо облицовки естественным декоративным шпоном. Поверхность при разделке под дерево подготовляют, как под высококачественные краски. Окрашивают поверхность в два слоя, первый слой — грунт, второй слой — окраска, имитирующая текстуру древесины. Разделку ведут с помощью резиновых гребешков с крупны-^ ми и мелкими зубьями.
Фактурную отделку
поверхностей осуществляют путем обработки
специальным способом и инструментом
свеженанесенного слоя шпатлевки. Состав
наносят на поверхность кистями или шпателем
и обрабатывают щетками-торцовками, рельефными
или узорчатыми валиками. Фактурный слой
можно наносить на поверхность и механизированным
способом с помощью пистолетов-распылителей.
В качестве наполнителя обычно используют
мел молотый (сухой пигмент) для придания
цвета, а связующим может быть эмульсия
ПВА. После высыхания поверхности с фактурной
отделкой ее окрашивают валиками или пистолетами-
Фактурную механизированную
отделку потолков и стен под шагрень
выполняют
ющей выходное отверстие шириной 5 мм. Для распыления состава в системе поддерживают давление 0,2...0,3 МПа. Рабочую консистенцию состава определяют стандартным конусом с погружением на 12...15 см.
Декоративную масляно-песчаную окраску применяют при отделке залов и фойе театров, кинотеатров, ресторанов. Поверхность по внешнему виду напоминает отделку под сукно или бархат. Суть отделки состоит в следующем. Поверхность обрабатывают, как- под улучшенную масляную окраску: шпатлевочный слой выполняют за один раз по хорошей штукатурке, затертой мелкозернистым песком; для присыпки берут белый прозрачный мелкозернистый кварцевый песок. Присыпку песчаного слоя делают на' свеженанесенный слой масляной краски, обработанный торцовкой с помощью пескоструйного аппарата. Давление сжатого воздуха в аппарате находится в пределах 0,15...0,2 МПа. При работе насадку держат на расстоянии 50...80 см от поверхности слегка под углом. При хорошо выполненной присыпке поверхность становится матовой. Удельный расход песка на 1 м2 окрашенной поверхности' 0,6...1 кг.
В настоящее время для общественных зданий используют фактурную отделку декоративной крошкой. В качестве декоративных присыпок служат дробленые природные и искусственные материалы с размером зерен 2...5 мм: каменные — гранит, кварцит, мрамор; гранулированные — стекло, керамическая дробленая крошка. Декоративную крошку закрепляют одним или двумя слоями лака.