Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:02, доклад
Для выяснения проблемных областей организации строительства в России и, соответственно, определения возможных направлений совершенствования деятельности целесообразно обратиться к так называемому бережливому строительству — новому направлению менеджмента качества в строительстве, которое с середины 1990-х гг. получает все большее распространение. При проведении такого анализа особенный интерес представляет уровень новизны предлагаемых подходов по сравнению с тем, что уже известно, и степень ее возможного воздействия на конечные результаты выполнения проекта строительства.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Для выяснения проблемных
областей организации строительства
в России и, соответственно, определения
возможных направлений
Как было отмечено выше,
для осуществления
В рамках бережливого производства предложено своеобразное руководство (guidelines) по организации строительного производства [5]. Это руководство носит самый общий характер, и его не следует рассматривать как список требований, которые обязана выполнять каждая строительная организация. В документе обозначены темы, над которыми полезно поразмышлять каждому участнику проекта. В ходе изучения руководства компания должна задать самой себе простой вопрос: делаем ли мы что-нибудь для организации бережливого производства?
Для структуризации
своих предложений по организации
строительства его основатели возвращаются
к вопросу о целях
Хотя и эти
цели могут показаться вполне естественными,
они требуют более подробного
рассмотрения, т.к. бережливое строительство
обращает внимание на массу деталей,
которые попадают в поле зрения руководителей
отечественных предприятий
1. Максимизация ценности, создаваемой в проекте
Важнейшая цель любого
проекта состоит в том, чтобы
в итоге потребитель приобрел
ценность, которая бы окупала средства,
потраченные на реализацию проекта.
Иными словами, потребитель должен
быть уверен в том, что он правильно
потратил свои деньги. Данный принцип
просто провозгласить, но осуществить
его на практике очень сложно. Именно
поэтому сторонники бережливого
строительства разрабатывают
Таблица 1
Направления максимизации ценности в проектах строительства | ||
Организация строительства таким образом, чтобы потребитель (заказчик) максимально полно достигать своих целей |
1. Структуризация работы с целью максимизации ценности, создаваемой в данном проекте |
|
2. Постановка, анализ и расширение понимания целей, которые преследует потребитель |
| |
3. Повышение результативности
временной производственной |
| |
Поставки продукции в срок, снижение вариабельности времени цикла |
1. Минимизация сбоев (disruptions) в производственном процессе |
|
2. Организация быстрого
реагирования на сбои |
|
* Система «Последний планировщик» более подробно описана в статье Черных Е.А. «Оперативное планирование и качество строительства: отечественный и зарубежный опыт»[3].
Данная таблица представляет собой карту, в которой отражены направления поиска новых возможностей для совершенствования работы строительных организаций в области максимизации ценности для потребителей. Публикации на эту тему раскрывают и детализируют способы улучшения работы по конкретному направлению. Разумеется, в рамках одной статьи невозможно осветить все вопросы, поэтому выделим наиболее принципиальные моменты.
Вопрос о максимизации ценности, создаваемой в проекте, актуален прежде всего на этапах прединвестиционной подготовки, предпроектной подготовки строительства. Именно на этих этапах выясняют, что конкретно требует заказчик и другим заинтересованные стороны, а результаты этого анализа фиксируют в соответствующей документации (вплоть до рабочих чертежей). Эти моменты могут показаться очевидными, но есть большое количество нюансов, которые далеко не всегда учитывают в практической деятельности.
Во-первых, максимизация ценности затруднена из-за того, что у любого проекта строительства, как правило, имеется большое количество заинтересованных сторон: заказчик, инвестор, генподрядчик, подрядчики, генпроектировщик, поставщики, эксплуатирующие органы, местные объединения и граждане и многие другие. Возникает вопрос: на чьи интересы должны сделать акцент участники проекта? Первый приходящий в голову ответ: максимизировать нужно ценность для организации, которая непосредственно платит деньги данному участнику. Однако практический опыт показывает, что это приводит к субоптимальному функционированию всей расширенной строительной организации. Иными словами, за те же деньги можно было бы создать большую ценность для всех участников проекта или ту же ценность при меньших затратах.
Так возникает задача
согласования интересов участников
проекта. На практике этого достигают
посредством организации
Пожалуй, самый проблемный
момент такого взаимодействия вызван
процедурой отбора участников проекта.
В значительном числе случаев, особенно
в российской практике, отбор осуществляется
на основании единственного
Другая принципиальная
проблема состоит в том, что даже
в тех случаях, когда критерии
максимизации ценности четко определены,
участники проектов должны быть готовы
к тому, что восприятие ценности
и соответствующие требования будут
неоднократно меняться по ходу проекта,
какими бы тщательными ни были предшествующие
проработки. Разумеется, в таких
ситуациях есть соблазн оправдаться
условиями договора, положениями
проектной документации: раз это
нигде не записано, то и о выполнении
изменившихся требований не стоит и
говорить. Однако передовые компании
вопрос ставят иначе: с самого начала
взаимодействие участников проекта
нужно выстраивать таким
С сожалением приходится
констатировать, что совместная работа
на таких принципах по-прежнему встречается
в практике российских строителей весьма
редко. Зачастую отношения между
участниками строительства
Многие возможности для максимизации ценности, создаваемой в проекте, выявляют и фиксируют на предпроектном этапе и этапе проектирования, но это вовсе не означает, что ценность для потребителя нельзя увеличить и на этапе собственно строительства. Например, ценностью в глазах участников проекта могут обладать такие дополнительные составляющие, как своевременность и точность предоставления информации о ходе реализации проекта; диалог между участвующими в проекте по многочисленным вопросам технологии, техники, управления строительством, в результате чего люди приобретают новые ценные знания; PR; хорошие отношения с местной общественностью и властями, а также другие компоненты ценности. Эти аспекты создания ценности могут показаться незначительными, однако практика показывает, что они оказывают серьезное влияние на восприятие ценности участниками проекта и повышают уровень удовлетворенности заинтересованных сторон.
Наконец, еще один важный аспект — это взаимная связь двух задач: максимизации ценности и снижения потерь. Когда, например, подрядная организация снижает свои потери, повышает качество, производительность посредством тех или иных мер, она получает выгоду прежде всего для себя. Однако часто упускают из виду, что успехи данной организации в этом направлении распространяются на все ее окружение. Другими словами, получая выгоду, такая организация автоматически помогает и другим, т.е. увеличивает ценность, создаваемую в проекте. Здесь находит свое отражение одна из важнейших идей менеджмента качества: снижение потерь, вариабельности и затрат означает одновременное повышение уровня качества, воспринимаемого потребителем. Большому числу российских строительных компаний эту истину еще только предстоит осознать в полной мере.
2. Минимизация
потерь в проектах
Центральная идея бережливого
производства — поиск и применение
систематических методов
Следуя этой концепции,
энтузиасты бережливого строительства
разрабатывают различные
Таблица 2
Направления минимизации потерь в проектах строительства | ||
Снижение количества дефектов в поставляемой продукции |
1. Повышение качества
поставляемой продукции и |
|
2. Улучшение качества промежуточной продукции |
| |
Управление материалами и информацией как потоками, сокращение времени циклов |
1. Структуризация работы как потока |
|
2. Управление работами как потоками |
Использование системы «Последний планировщик» для управления строительным производством | |
3. Снижение уровня запасов (количества времени, в течение которого материалы, информация, работы находятся в очередях) |
| |
4. Снижение затрат времени на проведение проверок |
| |
5. Сокращение времени
выполнения производственных |
| |
6. Сокращение времени, затрачиваемого на переделку |
| |
7. Сокращение срока,
затрачиваемого на перемещение
материалов и передачу |
| |
Извлечение большей пользы с использованием меньшего количества ресурсов |
1. Повышение производительности
используемых ресурсов, согласование
с требованиями создания |
|
2. Снижение затрат на приобретение ресурсов, материалов и информации |
| |
3. Сокращение затрат на использование ресурсов, материалов и информации |
|