Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:23, контрольная работа
Существенное повышение эффективности строительного производства обеспечивается путем постоянного совершенствования технологии, организации, управления и используемого оборудования. Одновременно основное значение в указанных видах работ приобретает не только механизация, но и автоматизация и роботизация строительного производства.
Общие положения автоматизации строительных машин и технологических процессов в строительстве ……………………………….….3
Классификация систем автоматики……………………………………….7
Классификация средств автоматизации…………………..………………9
Общее состояние автоматизации строительных машин…………….…10
Список литературы………………………………………………………………16
2.Классификация
систем автоматики
Автоматические системы, используемые в строительных машинах и оборудовании для контроля, регулирования и управления, можно классифицировать по ряду признаков.
Рис.2. Системы автоматического управления
а – по разомкнутому циклу; б – по замкнутому циклу;
в – по комбинированной схеме.
По характеру алгоритма управления различают системы по разомкнутому и замкнутому (с обратной связью) циклам, а также комбинированные системы. В первом случае в системе отсутствует обратная связь и управление является жестким. В такой системе (рис.2, а) задающий сигнал X поступает в управляющее устройство УУ, из которого сигнал управляющего воздействия УВ направляется к объекту управления ОУ для получения выходных координат Y с учетом возможного воздействия сторонних помех F. При управлении по замкнутому циклу (рис.2, б) в случае отклонения выходного параметра от заданного значения сигнал возвращается объектом управления на управляющее устройство для корректировки. Такие системы работают с изменяемыми структурой и законом управления. Комбинированное управление (рис.2, в) характеризуется наличием в системе обратной связи и резервного управляющего устройства, подключаемого параллельно первому через элемент сравнения (анализатор). Установленные на схемах знаки «плюс» и «минус» характеризуют положительные или отрицательные значения задающего воздействия.
В зависимости от числа каналов обратной связи различают одноконтурные и многоконтурные системы. В последних всегда более одной замкнутой цепи воздействия.
По
характеру применяемых сигналов
различают непрерывные и
По характеру изменения сигналов задатчика системы делят на стабилизирующие, программного управления и следящие. В стабилизирующих системах по поступающим постоянным сигналам выходные параметры поддерживаются практически с постоянными значениями (например, стабилизация температуры двигателя). В системах программного управления сигналы из задающего устройства меняются по заранее установленным законам и выходные параметры также изменяются во времени и пространстве. В следящих системах значения заранее неизвестны и из блока задающего устройства поступают случайно изменяющиеся сигналы, измеряемые соответствующими датчиками. Эти системы, в свою очередь, делятся на автономные, копирные и комбинированные.
По количеству выходных параметров различают одномерные и многомерные системы.
По
расположению измерительных и сигнальных
устройств относительно управляемого
объекта и по его расположению
относительно пульта автоматические контроль
и управление разделяют на местные
и дистанционные. Местный контроль и управление
наибольшее распространение получили
в передвижных, в том числе в строительных
машинах. Дистанционный контроль и управление
используют при одновременной работе
с несколькими машинами или для приближения
его к месту выполнения технологических
операций рабочим органом машины. При
этом значительно увеличивается роль
каналов связи, осуществляющих передачу
сигналов на расстояние. В качестве каналов
связи используются механические, гидравлические,
пневматические, электрические и комбинированные
(смешанные) передачи.
3.Классификация
средств автоматизации
Внедрение в нашей стране Государственной системы приборов (ГСП) позволило наладить выпуск датчиков, преобразователей, исполнительных механизмов и других устройств и средств автоматизации с унифицированными входными и выходными параметрами.
Все изделия ГСП составляют четыре основные группы, в каждую из которых входят определенные устройства.
К первой группе относятся средства получения информации о состоянии объектов управления, регулирования и контроля. Эти средства включают в себя измерительные элементы (датчики) и состоят из первичных измерительных (для перевода любого контролируемого параметра в физическую величину - усилие, напряжение, силу тока и т.п.) и нормирующих (для перевода выходного сигнала в унифицированный) преобразователей.
Вторая группа представлена средствами приема, переработки и дальнейшей передачи информации, полученной от измерительных элементов, а также для преобразования и передачи управляющих команд. Эта группа представляет собой усилители сигналов, каналы связи, преобразователи и сравнивающие устройства (преобразующие устройства) и состоит из устройств телемеханики, телеуправления, телесигнализации, шифраторов, дешифраторов, согласования и др.
В третью группу входят средства получения информации о задачах автоматического управления, регулирования и контроля. Они включают в себя запоминающие и программные устройства, выполненные на базе микропроцессоров и микро-ЭВМ (задающие устройства).
Четвертая группа включает в себя средства регулирования параметров контролируемых процессов (исполнительные устройства), состоящие из усилителей входных сигналов и исполнительных механизмов, преобразующих указанные сигналы в энергию механических перемещений.
Следует
отметить, что не все вышеуказанные
элементы используются во всех автоматических
системах, хотя в то же время отдельные
элементы способны выполнять сразу
несколько функций. Так, центробежный
регулятор частоты вращения вала
двигателя в системе прямого воздействия
является одновременно и измерительным,
и исполнительным элементом.
4.
Общее состояние
автоматизации строительных
машин
Постоянно растущее увеличение объемов строительных работ и ужесточающие требования по значительному улучшению их качества требуют ускоренного и широкого внедрения автоматизации в строительных машинах и технологических процессах. Для этого в НИИСтройдормаше разработан набор унифицированных приборов регулирования и управления различными машинами, входящих в ряд агрегатированных комплексов автоматической аппаратуры (АКА). Однако выпуск автоматизированной продукции по строительным и дорожным машинам и оборудованию очень неоднороден по номенклатуре, стоимости и объему производства. Значительную часть объема выпуска (53%) составляют автоматизированные мобильные строительные и дорожные машины. К ним относят самоходные стреловые краны, гидравлические экскаваторы, землеройно-транспортные и дорожные машины.
Практически одинаковый объем выпуска составляет продукция на базе автоматизированных тракторов и для промышленности строительных материалов. И всего по 4 % приходится на долю мелиоративных, торфяных и лесозаготовительных машин, строительно-отделочных машин и электроинструмента и другой продукции. Объем выпуска специализированных средств автоматизации для дорожно-строительных машин также неоднороден и в большинстве своем предназначен для защиты строительных кранов от перегрузки и для систем контроля, диагностики и управления. Рассмотрим основные разработки, внедренные в строительные и дорожные машины и оборудование.
Автоматическое управление перемещением, взвешиванием, перемешиванием, контролем за работой и порционной выдачей материалов в асфальтосмесительных и цементосмесительных установках всех типов и назначений осуществляется системой «АКА-Бетон».
Автоматизация контроля безопасности работы различных кранов и погрузчиков, ограничения их грузоподъемности, применения дистанционного и автоматического управления осуществляется системой «АКА-Кран».
Автоматизация
саморегулирования рабочих органов,
элементов управления и контроля аэродромных,
мелиоративных и дорожно-строительных
машин при возведении земляного полотна
и устройстве дорожных покрытий в части
обеспечения ровности взлетной полосы,
траншеи, дороги и покрытий, требуемых
поперечного и продольного уклонов, толщины
и плотности укладываемого материала
осуществляется системой «АКА-Дормаш».
Рис.3. Комплект
аппаратуры «АКА-Дормаш»
В комплект аппаратуры «АКА-Дормаш» входят следующие устройства (рис.3): I - «Стабилоплан» для скреперов, канавокопателей, дреноукладчиков и др.; II - «Автоплан» для бульдозеров; III - «Профиль» для автогрейдеров и профилировщиков; IV - «Стабилослой» для различных укладочных машин.
В комплекте аппаратуры используют следующие автономные системы управления:
- маятниковые датчики, установленные на борту машины, для контроля положения рабочего органа;
- копирные системы, обеспечивающие контроль положения по внешнему копиру - проволоке (тросу), бордюру, колесу, лыже, поверхности готового покрытия, радио- и световому лучу и т. п.;
- комбинированные системы, в которых контроль углового положения осуществляется автономными датчиками, а определение положения по высоте - копиром.
Все
системы, используемые в машинах различного
назначения (рис.3), комплектуют в основном
из двух разновидностей автономных маятниковых
датчиков (отличающихся между собой типом
установочного приспособления и разрешающей
способностью преобразователя), щуповым
(копирным) датчиком, подъемным устройством,
двумя разновидностями электрогидрозолотников
(при этом один вид золотника является
составным элементом другого), унифицированным
пультом дистанционного управления и
вспомогательным блоком. Вместо щупового
или маятникового датчика может использоваться
следящая система управления с дискретным
регулированием. В этом случае дополнительно
применяется унифицированное согласующее
устройство, лазерный излучатель (световой
луч вместо копира) и фотоэлектрический
приемник.
Рис.4.
Датчики контроля положения рабочего
органа машины
В датчиках углового положения (ДУП) первого поколения используется преобразователь контактного типа. В последующих конструкциях применяется датчик углового положения (ДКБ), в котором преобразование изменения угла отклонения в электрический сигнал осуществляется унифицированным бесконтактным преобразователем. Маятниковый датчик ДКБ (рис.4, а) состоит из закрепленного на валу тонкостенного цилиндра со смещенным, относительно оси вращения, центром тяжести.
Экран, связанный с чувствительным элементом, при повороте корпуса датчика (изменении угла наклона рамы машин) изменяет свое положение относительно катушек, закрепленных на корпусе, и изменяет выходной сигнал преобразующего блока.
При работе машины с внешним копирным устройством применяют датчики типа ДЩ (рис.4, б), состоящие из бесконтактного датчика и экрана, соединенного с щупом. Поворот щупа относительно тросика и соответственно экрана на угол, превышающий допустимое значение, вызывает подачу датчиком дискретного сигнала, осуществляющего управление рабочим органом. В датчике второго поколения ДЩБ используют унифицированный преобразователь аналогового типа с выходным сигналом, пропорциональным угловому перемещению щупа и необходимым для индикации отклонения и в качестве управляющего сигнала. При этом преобразователь перемещения в электрический сигнал является унифицированным и применяется в обоих типах датчиков последнего поколения.
Системы автоматического управления по положению рабочего органа машин разделяют на одно-, двух- и трехканальные. При одноканальных системах управления рабочий орган машины удерживается в заданном положении в одной плоскости: продольной у скреперов и бульдозеров, поперечной - у авто грейдеров. К таким системам относятся «Стабилоплан-1» и заменяющие их системы последующих поколений, «Стабилоплан-10» и «Копир-Стабилоплан» для скреперов, «Автоплан-1» и «Копир-Автоплан-10» - для бульдозеров, «Профиль-1» и «Профиль-10» - для легких и средних автогрейдеров. При двухканальных системах управления стабилизация положения рабочего органа обеспечивается одновременно в продольной и поперечной плоскостях. К этим системам относятся «Комбиплан» для бульдозеров, «Профиль-2» и «Профиль-20» - для средних и тяжелых авто грейдеров, «Стабилослой-1» и «Стабилослой-10» - для укладчиков покрытий.
При трехканальных системах управления, помимо фиксации положения рабочего органа в двух ортогональных вертикальных плоскостях, имеется еще и управление движением машины в плане («по курсу»). Эти системы управления «Профиломат-1», «Профиломат-2, 5, 6 и 7» устанавливаются на профилировщиках оснований и укладчиках покрытий, входящих в комплект машин типа ДС-110 для скоростного строительства автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов.