Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Существует множество точек зрения на архитектурное проектирование, с различными определениями и трактовками, как процесса, так и объекта проектирования. Тем не менее, какую бы метафору проектной деятельности мы не выбрали в качестве примера, общим и неизменным будет для них наличие двух полярных фигур – проектировщика по одну сторону и заказчика – жителя – по другую сторону процесса.
Существует множество
точек зрения на архитектурное проектирование,
с различными определениями и
трактовками, как процесса, так и
объекта проектирования. Тем не менее,
какую бы метафору проектной деятельности
мы не выбрали в качестве примера, общим
и неизменным будет для них наличие двух
полярных фигур – проектировщика по одну
сторону и заказчика – жителя – по другую
сторону процесса. Отношение к заказчику
определяет для архитектора пределы области
творческого поиска, а в итоге и уровень
объекта, который станет либо стимулирующим,
либо угнетающим для общей культурной
ситуации, в которую он будет вписан (рис.1).
Рис. 1 Взаимосвязанность культурной значимости проекта и представления о потенциальном заказчике, имеющиеся в сознании проектировщика
К чему бы ни прибегал архитектор в ходе проектирования, его ключевые действия, относимые именно к проектному этапу, сводятся к тому, что при помощи репертуара средств (media) и кодов, он из ничего – в противоположность отсутствию – являет видимое воплощение идеи, будь то концепция пространства или же образ сооружения. Таким образом, пройдя интуитивную, ментальную, вербальную стадии, идея обретает вид. В отличие от литературной, философской или музыкальной, именно визуальное воплощение является для архитектуры ключевым – проектным этапом.
С точки зрения
жителя – заказчика – архитектура
является объектом, воспринимаемым во
всей полноте ощущений, однако главный
объем информации доставляется зрением
[1, с.65]. Архитектурный объект безусловно
и неизбежно видим. Следует признать, что
логика зрительного восприятия в жизненной
ситуации не может быть полноценно выражена
теми изображениями, которые приняты в
профессиональной деятельности архитектора.
Фасады, планы, разрезы, детали, аксонометрии
и даже перспективные ракурсы и, более
того, четырёхмерные «пролёты» дают исчерпывающую
информацию о форме и структуре, однако
не позволяют передать логику жизненного
восприятия сооружения. Кроме того, использование
электронных медиа создаёт тенденцию
к уменьшению творческого участия человека
с его уникальной способностью видеть
(рис. 2).
Рис. 2 Проектирование, лишённое человеческого участия, превращается из творческой деятельности – в производственную.
По словам П.Флоренского, архитектура предполагает «движение всем телом» [2, с.167], и в ходе этого движения сложный объект постепенно и последовательно, ракурс за ракурсом, вид за видом, отпечатывается на роговице глаза, выстраиваясь в сознании в последовательность, которая и будет составлять впечатление человека об архитектурном объекте: деталь, характерная текстура, сочетание фигур, отражение, надпись, смена пространственной насыщенности и т.д.
Единственное, помимо архитектуры, искусство, предлагающее человеку аналогичное переживание пространства – кино. Кинематографическое – условное – движение камеры компенсирует фактическую пассивность зрителя, заменяя реальное движение тела в пространстве [3, с.31]. Принцип монтажа, также как и использование крупных планов, соответствует движению взгляда с его постоянными перебросками от фрагмента к фрагменту и довольно узкой областью чёткого восприятия.
Можно привести
массу примеров того, как признанные
мастера кинематографа в своих
произведениях очень точно
Рис. 3 Кадры из фильма А.Хичкока «Окно во двор» (1954)
Выделение, предназначенное взгляду, подразумевающее по логике наличие чего-либо, что не надлежит видеть, глубоко укоренилось в классической архитектурной традиции, начиная с древнейших её образцов и до наших дней.
Достаточно сказать, что это основа как культовой архитектуры, которая служит своего рода обрамлением сакральных – недоступных взгляду зон, так и светской – с её неизбежным разделением на парадную и чёрную стороны. Этот момент разделения как раз и позволят нам исследовать визуальные коды кино и архитектуры как явления одного порядка. Структурная общность кино и архитектуры – в необходимости последовательно во времени сочетать наиболее выразительные виды, избавляясь каким-то образом от менее выразительных и второстепенных.
Задача кинорежиссёра – эстетическая – заключается в выборе из массива отснятого материала наиболее выразительных фрагментов, которые, будучи объединёнными посредством монтажа, образуют целостное произведение.
Задача архитектора – несводимая к одной лишь эстетике – заключается, тем не менее, в том, чтобы объединить в структуре объекта выразительные виды в последовательности наиболее вероятной для восприятия, сочетающиеся также с уже созданными видами, которые либо соотносятся с существующими маршрутами, либо же предполагают создание нового специфического маршрута восприятия. Естественно, монтаж в том виде, в каком он существует в кино в архитектуре, невозможен, однако существует масса специфических способов разграничения, акцентирования, маршрутизации, отделения одного вида от другого. Среди них можно с уверенностью назвать большинство градостроительных приёмов, используемых в оформлении пространственных переходов: перекрёстки, арочные переходы и др. Также очень характерным моментом, аналогичным монтажному стыку фильма, является простой вход в здание, переход из комнаты в комнату. В зрительном восприятии эти виды, так или иначе, будут выстроены в непрерывную целостную последовательность.
Рис. 4 Кадр
из фильма А.Сокурова «Русский ковчег» (www.kiniart.ru) |
Ярким примером тому может служить фильм А.Сокурова «Русский ковчег», сделанный без единого монтажного стыка – как говорят кинематографисты, снятый одним планом. И, тем не менее, монтаж в фильме присутствует, пусть не в техническом, а в художественном смысле. Камера движется вглубь здания государственного Эрмитажа, и переход из комнаты в комнату, из пространства в пространство задаёт фильму необходимый ритм – размеренный и медитативный, но отнюдь не однородный и не примитивный. Фактически, авторами монтажной концепции этого фильма являются архитекторы, спроектировавшие знаменитое здание (рис. 4).
Кино является для архитектуры ценным источником знания о логике восприятия пространств и объектов в самых разных жизненных ситуациях. Тем не менее, этому опыту сегодня не уделяется в профессиональной культуре должного внимания, в особенности, если говорить о российской архитектуре. Само отношение к кино как развлечению, приравнивающее архитектора к среднестатистическому кинозрителю, в корне неправильно, поскольку заведомо обедняет и многократно уменьшает тот объём конструктивно полезной для проектной практики информации, которую просмотр фильма может предоставить.
К архитекторам древности необходимое знание приходило в ходе многовекового опыта, однако сегодня, когда изменилась динамика и принципы существования и развития культурного опыта и нет многих сотен лет на эксперименты, имеет смысл использовать опыт других искусств с максимальной интенсивностью.
Кино, освобождённое от трюков и преобладания развлекательной функции, становится мощным инструментом кодирования визуальной информации, используемой в ходе архитектурного проектирования. Не удивительно, что ещё на заре кино были высказаны предположения о высоком потенциале, заложенном в творческом взаимодействии двух искусств. Сегодня для этого есть полный набор технических возможностей в интуитивно понятном, доступном виде и на необходимом уровне технического совершенства.
Однако главной основой взаимосвязанности двух искусств является структурная общность визуальных кодов. Момент организации визуального ряда, основанный на отделении видимого (предназначенного взгляду) от невидимого (непредназначенного взгляду) в кино, является основой всего произведения. В архитектуре это показатель того, что проектируемый объект рассчитан на восприятие. Вопрос о визуальном коде архитектуры, основанном на оппозиции видимое/невидимое – если его задавать в контексте современной постмодернистской визуальной культуры, обеспечиваемой электронными медиа – приобретает неожиданно острое звучание.
С одной стороны, постмодерн, который отменяет любые границы, сводя на нет саму идею сакральности и закрытости, с другой – электронные медиа, усложняющие структуру реальности, фрагментируя некогда понятные и целостные объекты, а затем причудливо объединяя фрагменты.
Проект Майкла
Янсена “Virtual Reality Interface”(V.R.I.) – пример
того, как нейтральное, с точки
зрения трёхмерного пространства, здание
может быть преображено в восприятии одного
единственного зрителя – хозяина дома.
Фасад в данном случае превращается не
более чем в shall – оболочку, в то время
как образная экспрессивная нагрузка
переносится в виртуальное пространство
и существует, как некая скрытая суть (рис.
5)
Рис.5 “Virtual Reality Interface”(V.R.I.). Арх.– Майкл Янсен (www.arcspace.com)
В этом свете меняется сама концепция архитектурного объекта: оставаясь формально целостным, он, тем не менее, состоит из обособленных элементов внутреннего и внешнего, никак не связанных друг с другом. Это рождает новую форму сакральности, которая относится уже не к вопросам религиозности, а скорее – искренности.
В то же время, сегодняшнее здание – это универсальный объём, внешность которого – медиафасад, с возможностью абсолютно произвольного заполнения, а внутри – гибкая пластичная структура. При таких условиях объект тотально воспринимаем или, можно сказать, абсолютно видим. Задача архитектора, таким образом, переходит на новый уровень творческой сложности. Это уже не монтаж парадного, боковых и чёрного – дворового фасада. Основа визуального кода современной архитектуры остаётся прежней, однако исчезает прерывистость восприятия, уступая место текучести взаимной сплавленности отдельных элементов в недоступном до этого понимании целостности.
Рассечение современного архитектурного здания две части – парадную и чёрную, теперь уже совершенно невозможно без противоречия самой природе объекта, статус которого понижается в результате до анахронизма и подделки. Область невидимого фактически «уходит в толщу стен», лишая возможности спрятать непредназначенное взгляду во дворе, либо оставить без внимания и проработки задний фасад.
В итоге, динамика современной культуры и конструктивное использование опыта кино создают беспрецедентную основу для визуальной целостности, эмоциональной открытости и высокой культурной значимости современного архитектурного объекта.
Литература
Информация о работе Проблемы архитектурной визуальности в условиях современной культуры