Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:40, курсовая работа
Экскаватор – это распространенный вид землеройной техники. Она отличается своей мощностью, надежности и эффективной работоспособности экскаваторы завоевали всеобщее признание во всех странах. Экскаваторы являются незаменимым помощником в выполнении земляных работ.
• 2 Классификация
o 2.1 По возможности поворота рабочего оборудования относительно опорной поверхности
2.1.1 Полноповоротные
2.1.2 Неполноповоротные
o 2.2 По типу шасси
2.2.1 Навешиваемые на тракторы
2.2.2 На автомобильном шасси
2.2.3 Пневмоколёсные
2.2.4 Гусеничные
2.2.5 Шагающие
2.2.6 Железнодорожные
2.2.7 Плавучие
o 2.3 По типу двигателя
o 2.4 По типу механических передач (приводов рабочего оборудования)
2.4.1 С групповым механическим канатным приводом (механические)
2.4.2 С индивидуальным электрическим приводом лебедок (электромеханические)
2.4.3 С гидравлическим приводом
2.4.4 Рабочее оборудование
• 3 История развития
• 4 Примечания
• 5 Литература
• 6 См. также
• 7 Ссылки
Привод колёс шасси может осуществляться как от двигателя рабочего оборудования через механические или гидравлические передачи (гидромоторы), так и от отдельного двигателя.
Гусеничные
Современный гусеничный экскаватор |
Экскаватор DEMAG Bagger - один из самых крупных в своем классе |
Экскаваторы гусеничные
При выполнении более больших объемов
работ необходимы экскаваторы гусеничные.
Применяются гусеничные экскаваторы для
работ на грунтах с низкой несущей способностью,
такие как мелиоративные и торфяные работы
в болотистой местности. Преимущество
экскаваторов гусеничных перед колесными
экскаваторами является высокая проходимость.
Без гусеничных экскаваторов не могут
обходиться нефтегазовая промышленность,
лесопромышленные предприятия и т.п.
Экскаваторы
погрузчики
Самые практичные и распространенные
экскаваторы – это экскаваторы-погрузчики.
Экскаватор-погрузчик представляет собой
полноценный фронтальный погрузчик и
колесный экскаватор в одной машине. Это
существенно экономит денежные средства
при приобретении и обслуживании экскаватора-погрузчика.
Экскаватор-погрузчик предназначен для
выполнения землеройных работ, для погрузки-разгрузки,
а также переработки разнородных материалов
(различные виды грунтов и горных пород,
камни, щебень, песок и т.д.). Экскаватор-погрузчик
эксплуатируется в бульдозерном режиме,
производит отсыпку земляных валов, насыпей.
Экскаватор-погрузчик выполняет планировку
площадок, рытье котлованов и траншей.
Экскаватор-погрузчик может выполнять
и функции самосвала, транспортируя грузы
в ковше на небольшие расстояния. Главные
черты экскаватора-погрузчика – маневренность
и многофункциональность. Экскаватор-погрузчик
выгоден тем, что способен свободно переезжать
своим ходом с объекта на объект без дополнительной
транспортировки и затрат на нее.
Основная масса экскаваторов-погрузчиков
в наше время составляют экскаваторы на
базе тракторов МТЗ-82. Также экскаваторы-погрузчики
монтируются на базе тракторов ЮМЗ, ЗТМ
и др.
К многим экскаваторам-погрузчикам имеется
дополнительное навесное оборудование,
что делает экскаваторы универсальным
и эффективным видом спецтехники. Стандартный
копающий или погрузочный ковш экскаватора-погрузчика
можно заменить на челюстной, грейдерный
ковши, гидромолот, зуб-рыхлитель, сварочную
установку, устройство вилочного погрузчика
и т.д.
Экскаваторы
бульдозеры
Экскаваторы-бульдозеры оснащаются поворотными
и неповоротными бульдозерными отвалами.
Экскаваторы-бульдозеры применяются для
ремонта и обслуживания коммуникаций,
благоустройства и озеленении территорий,
земляных работ, планирования площадок,
рытья и засыпки котлованов, ям, траншей
и т.д. Современные колесные экскаваторы,
экскаваторы гусеничные, экскаваторы-погрузчики
и экскаваторы-бульдозеры мобильны, экономичны,
высокопроизводительны, имеют хорошую
ремонтопригодность и способность работать
в умеренных климатических условиях (-400С
до +400С).
Экскаваторы имеют собственное специальное шасси с гусеничным движителем. Выполняются полноповоротными. Обладают высокой проходимостью и малым удельным давлением на грунт при большой массе. Могут работать на слабых и переувлажнённых грунтах, в том числе на торфоразработках. Имеют скорость хода 2-15 км/ч. К месту работ перевозятся тягачами на специальных тралах.
Рабочий диапазон объёмов ковша весьма широк: от миниэкскаваторов с объёмом ковша 0,04 м³ до карьерных с объёмом ковша 10 м³. Имеются также особо тяжёлые карьерные гусеничные экскаваторы с объёмом ковша 26 м³ производства фирмы DEMAG (Германия).
Рабочее оборудование: прямая
лопата, обратная лопата, драглайн. Может
использоваться с грейфером, челюстным
захватом, гидравлическим молотом для
рыхления грунта. Получили широкое
распространение в
Шагающие
Основная статья: Шагающий экскаватор
Поворотная платформа
с оборудованием шагающего
Железнодорожные
В качестве шасси экскаватора
используется железнодорожная платформа.
Применяются для ремонтных
Плавучие
Плавучий одноковшовый экскаватор — земснаряд
Рабочее оборудование (драглайн или грейферное) установлено на понтоне. Применяются для погрузочно-разгрузочных работ, добычи песка, гравия из водоемов, дноочистительных и дноуглубительных работ. От плавучих кранов, оборудованных грейферами, плавучие экскаваторы отличаются меньшей высотой и упрощённой конструкцией стрелы.
По типу двигателя
Работает паровой экскаватор
Паровые экскаваторы — в качестве двигателя используется паровая машина. Были распространены в начале 20-го века. В настоящее время не выпускаются. Моментно-скоростные характеристики паровой машины и рабочего оборудования экскаватора хорошо согласовываются, что упрощает механические передачи.
Экскаваторы с двигателями внутреннего сгорания — наиболее распространённый тип. Экскаватор имеет собственный двигатель, чаще всего дизельный. Это обеспечивает автономность работы. Диапазон мощности двигателей, устанавливаемых на современные экскаваторы весьма широк (см. размерные группы).
Моментно-скоростные характеристики двигателя внутреннего сгорания и рабочего оборудования экскаватора несогласованы. Это требует применения на механических экскаваторах согласующих передач (редукторов, гидротрансформаторов). У гидравлических экскаваторов согласование обеспечивается гидравлическими передачами.
Электрические экскаваторы — для привода рабочего оборудования используются электрические двигатели, получающие энергию от внешней сети или от собственного дизель-электрического агрегата. Электрический привод с питанием от внешней сети применяется для карьерных экскаваторов. Такие экскаваторы экономичны и не загрязняют атмосферу карьера. Электрический привод с питанием от собственного дизель-электрического агрегата применяется в плавучих экскаваторах.
Экскаваторы, работающие во взрывоопасной среде (в шахтах) первичного двигателя не имеют. Их гидравлическое оборудование питается жидкостью высокого давления от внешней маслостанции.
По типу механических передач (приводов рабочего оборудования)
С групповым механическим канатным приводом (механические)
Лебёдки механического экскаватора
Тяговое усилие к рабочим органам передаётся посредством канатов (или цепей), движимых лебёдками. Привод лебёдок осуществляется от двигателя экскаватора посредством механических передач (зубчатых, цепных, фрикционных, червячных).
Универсальный экскаватор с механическим приводом оборудуется трехбарабанной лебёдкой. Стреловой барабан лебёдки используется для привода (подъёма и опускания) стрелы. Подъёмный барабан используется для подъёма ковша (или возврата рукояти при работе обратной лопатой). Тяговый барабан используется для подтягивания ковша к экскаватору (при работе драглайном, обратной лопатой). При работе прямой лопатой тяговый барабан связан с механизмом напора рукояти.
Механический канатный привод широко применялся на экскаваторах в прошлом. В современных моделях его применение сокращается по следующим причинам:
На современных моделях канатный механический привод применяется только для драглайна или грейфера.
С индивидуальным электрическим приводом лебедок (электромеханические)
Тяговое усилие к рабочим органам передаётся посредством канатов (или цепей), движимых лебёдками. Привод каждой лебёдки и вспомогательных механизмов осуществлется индивидуальным электрическим двигателем. Такой привод применяется на тяжелых карьерных (в том числе и шагающих) и промышленных экскаваторах.
С гидравлическим приводом
В экскаваторах с гидравлическим приводом (гидравлические экскаваторы) усилие на элементах рабочего оборудования создается гидроцилиндрами и гидродвигателями. Двигатель экскаватора приводит во вращение гидравлический насос, создающий давление рабочей жидкости в напорной магистрали гидросистемы. Через систему гидрораспределителей полости гидроцилиндров (гидродвигателей) соединяются с рабочей или сливной магистралями гидросистемы, что обеспечивает перемещение рабочего оборудования. В нейтральном положении (при запертых полостях гидроцилиндров) положение рабочего оборудования фиксируется. Для транспортировки экскаватора с помощью буксира предусмотрена возможность перевода гидроцилиндра стрелы и гидромотора механизма поворота в нейтральный транспортный ("плавающий") режим.
В настоящее время гидравлические
экскаваторы имеют
Примечания
Литература