Динамика и структура международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:35, реферат

Описание

Международная торговля – форма обмена продуктами труда
в виде товаров и услуг между продавцами и покупателями различных
стран.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 15.67 Кб (Скачать документ)

  2.1.2. Динамика и структура  международной торговли

Международная торговля – форма  обмена продуктами труда

в виде товаров и услуг между  продавцами и покупателями различных

стран.

Характеристиками международной  торговли выступают объем

мирового товарооборота, товарная структура экспорта и импорта  и ее

динамика, а также географическая структура международной торговли.

Экспорт – это продажа иностранному покупателю товара с выво-

зом его за границу.

Импорт – покупка у иностранных  продавцов товаров с ввозом его

из-за границы.

Современная международная торговля развивается достаточно вы-

сокими темпами. Среди основных тенденций развития международной

торговли можно выделить следующие:

1. Происходит преимущественное  развитие торговли по сравнению

с отраслями материального производства и всего мирового хозяйства

в целом. Так, по некоторым оценкам, за период 50–ВВП мира вырос примерно в 5 раз, а товарный экспорт –  не менее чем

в 11  раз. Соответственно,  если в 2000  году ВВП мира оценивался

в 30 трлн долл., то объем международной торговли – экспорт плюс им-

порт – в 12 трлн долл.

2. В структуре международной  торговли растет доля продукции

обрабатывающей промышленности (до 75 %), из которой более 40 % –

машиностроительная продукция. Лишь 14 % составляет топливо и дру-

гое сырье, доля сельскохозяйственной продукции – около 9 %, одежда

и текстиль – 3 %.

3. Среди изменений в географическом  направлении потоков меж-

дународной торговли наблюдается повышение роли развитых стран

и Китая. Однако развивающимся странам (в основном за счет выдвиже-

ния из их среды новых индустриальных стран с выраженной экспортной

ориентацией) удалось существенно  усилить свое влияние в этой сфере.

В 1950 году на них приходилось только 16 % мирового товарооборота,

а к 2001 году – уже 41,2 %. Среди отдельных  стран лидерство в качестве

мирового экспортера продолжали удерживать США. Вторую строчку

среди ведущих мировых экспортеров  занимает Германия. В целом на

Западную Европу приходится не менее 1/3 внешнеторговых связей мира.

В последние десятилетия значительный рывок в сфере международного

обмена сделала Япония, выйдя  на первое место в мире по вывозу машин

и оборудования.

4. Важнейшим направлением развития  внешней торговли является

внутрифирменная торговля в рамках   ТНК. По некоторым данным,

на внутрифирменные международные  поставки приходится до 70 % всей

мировой торговли, 80–90 % продаж  лицензий и патентов. Так как ТНК –

важнейшее звено мировой экономики, мировая торговля является в то

же время торговлей в рамках ТНК.

5. Расширяется торговля услугами, причем несколькими способа-

ми. Во-первых, это трансграничная поставка, например, дистанционное

обучение. Другой способ поставки услуг  – потребление за рубежом –

предполагает передвижение потребителя  или перемещение его собствен-

ности в страну, где услуга предоставляется, например, услуга гида в ту-

ристической поездке. Третий способ – коммерческое присутствие, на-

пример деятельность в стране иностранного банка или ресторана. И чет-

вертый способ – перемещение физических лиц, являющихся поставщи-

ками услуги за границей, например, врачей или преподавателей. Лиде-

ром в торговле услугами являются наиболее развитые страны мира.90-х годов  ХХ века


Информация о работе Динамика и структура международной торговли