Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:55, реферат
Определяя место таможенно-тарифного механизма в системе государственного управления внешней торговли, часто выделяют административные и финансовые инструменты регулирования. К последним относят и таможенную номенклатуру, поскольку номенклатура является инструментом государственного регулирования внешней торговли, воздействующим преимущественно через стоимостные показатели.
Пример. Набор садовника, состоящий из лопаты, вил и кирки, должен классифицироваться в товарной позиции 82.01, поскольку каждый предмет в отдельности прямо удовлетворяет описанию данной позиции. В пределах товарной позиции 82.01, лопаты охватываются субпозицией 8201.10, вилы - 8201.20, а кирки - субпозицией 8201.30. Исходя из шестого правила, для классификации этого набора необходимо воспользоваться Правилом 3, чтобы в пределах товарной позиции 82.01 классифицировать данный набор на уровне субпозиции. По Правилу 3 (б) для этого необходимо определить, какой из трех товаров придает набору основное свойство. Если окажется, что ни одно изделие из трех не придает набору основное свойство, то указанный набор следует классифицировать в субпозиции 8201.30, что предписано Правилом 3 (в), поскольку эта товарная субпозиция является последней в порядке возрастания кодов среди других товарных субпозиций.
Таким образом, в соответствии с Основными правилами интерпретации ГС, сначала определяется товарная позиция, потом в пределах выбранной товарной позиции в соответствии с Правилами с 1 по 5 выбирается субпозиция первого уровня (с одним дефисом), далее, субпозиция второго уровня (между субпозициями с двумя дефисами) и так далее применительно к ГС-производным номенклатурам, уровень за уровнем, пока не будет достигнут последний уровень и не установлен окончательно n-значный код товара.
Основные
правила интерпретации
Согласно
статье 10 Конвенции о ГС, споры
между сторонами относительно толкования
или применения ГС разрешаются по
мере возможности посредством
Необходимо отметить, что до этих споров доходит крайне редко. Гораздо чаще имеют место латентные споры, когда таможенные администрации двух государств по-разному предписывают классифицировать одни и те же товары. Такие скрытые споры, разумеется, разрешаются в национальных судах, а не Комитетом по ГС, однако в СТС частные лица в принципе могут инициировать обсуждение проблемы через Международную торговую палату (МТП), которая приглашается как представитель частного сектора для участия во всех заседаниях Комитета по ГС в качестве наблюдателя. Международная торговая палата регулярно консультирует Комитет по вопросам классификации товаров и предоставляет иную техническую информацию.
Два вспомогательных, но очень авторитетных источника толкования международно-правовой основы таможенно-статистических номенклатур, вырабатываются в рамках СТС ВТО.
Первый
из них, Пояснения к ГС, представляет
собой четыре тома комментариев к
НГС, публикуемых Всемирной
Каждый раз, когда в номенклатуру НГС вносятся существенные изменения, СТС издает дополнения к Пояснениям. Таким образом, всего вышло три редакции - первоначальная 1988 г., а также 1996 и 2002 г. Пояснения к ГС в третьей редакции уже переведены на русский язык. Кроме того, в Пояснения вносятся текущие поправки по итогам почти каждой сессии Комитета по ГС.
Характерно, что в Пояснениях СТС могут содержаться указания и относительно классификации товаров на уровне национальных товарных номенклатур, то есть на уровне седьмого и более знаков, используемых в тарифно-статистической системе участника Конвенции.
Хотя Пояснения не являются юридически обязательными для участников Конвенции и не рассматриваются как источник международно-правового регулирования отношений по интерпретации ГС, общепринята точка зрения, что Пояснения должны приниматься во внимание и рассматриваться при толковании ГС как "убедительный прецедент". В отдельных странах Пояснениям к ГС придается та же юридическая сила, что и самой ГС.
Второе вспомогательное средство интерпретации ГС - Сборник (Компендиум) классификационных решений Комитета по ГС, представляет собой компиляцию решений (мнений), вынесенных Комитетом по ГС относительно классификации конкретных товаров. Необходимость их принятия продиктована различными затруднениями при классификации, а также разногласиями между таможенными органами разных государств.
Все решения издаются в форме классификационных заключений Комитета по ГС и периодически публикуются СТС ВТО на английском и французском языках в форме дополнений, которые вносят изменения в Сборник классификационных заключений Комитета по ГС. Хотя в суде Сборник имеет определенное доказательственное значение, в нем самом содержится предупреждение, что он носит рекомендательный характер и импортерам при ввозе товара надежнее получить предварительное классификационное решение у таможенной администрации страны назначения.
Один из последних перечней поправок к Сборнику классификационных решений был принят на 32-й сессии Комитета по ГС, проходившей в ноябре 2003 г. в штаб-квартире СТС ВТО в Брюсселе. Интересно, что из 17 поправок только 3 касаются сырьевых продуктов, остальные вызваны трудностями классификации промышленных и высокотехнологичных изделий групп 84 ("реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части"), 85 ("электрические машины и оборудование, их части"), 87 ("средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности") и 95 ("игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности").
Существует и еще одна форма публикации классификационных решений Комитета по ГС - в форме ссылки на вынесенное решение в докладах, принимаемых на сессии Комитета.
Гармонизированная система по замыслу ее создателей всегда должна отвечать требованиям времени и меняющейся структуре международной торговли. С этой целью в Конвенции о ГС предусмотрена специальная процедура внесения поправок как в саму Конвенцию, так и в приложение к ней.
Еще на Первой сессии Комитета по ГС стороны условились обновлять НГС не реже чем раз в четыре-пять лет. Технологические изменения, а также сдвиги в структуре международной торговли, о которых говорится в Преамбуле Конвенции, отслеживает Комитет по ГС. По итогам этого мониторинга Комитет в соответствии с п. 1 (а) ст. 7 Конвенции предлагает любые поправки к ней, которые представляются ему желательными, с учетом, в частности, потребностей пользователей, а также изменений в технологии и структуре международной торговли.
Международно-правовая основа внесения поправок в НГС - статья 16 Конвенции. Механизм, введенный этой статьей, отражает, с одной стороны, используемый в СТС принцип консенсуса при разрешении всех противоречий (путем общего согласия и учета различных мнений), а с другой стороны, жестко устанавливает сторонам сроки, в которые участники Конвенции о ГС обязаны привести в соответствие с поправками к НГС свои таможенно-статистические товарные номенклатуры.
Проекты поправок готовит Комитет по ГС, учрежденный Конвенцией (ст. 6). Комитет состоит из представителей каждой стороны Конвенции, а также представителей остальных государств - членов Всемирной таможенной организации, которые не являются участниками Конвенции о ГС. В него также могут входить представители государств, не являющихся членами СТС ВТО, представители соответствующих межправительственных и международных организаций и эксперты, если их участие признано необходимым.
Комитет по ГС собирается два раза в год в штаб-квартире Всемирной таможенной организации в Брюсселе. Решения по вопросам, вынесенным на рассмотрение Комитета по ГС, принимаются путем голосования, которому предшествует обсуждение и прения. Право голоса принадлежит только стороне Конвенции о ГС, так что если от имени нескольких государств стороной Конвенции является таможенный или экономический союз, то совместно все страны этого союза имеют в Комитете, как и в Совете, только один голос. Поправки к НГС принимаются, если за них проголосовало большинство в две трети. Однако, прежде чем предложенные поправки к ГС вступят в силу, они должны быть приняты и рекомендованы участникам Конвенции о ГС Советом.
Роль Совета таможенного сотрудничества заключается в рассмотрении предложенных Комитетом по ГС поправок и рекомендации их сторонам Конвенции о ГС. Совет обязан вернуть поправки на повторное рассмотрение в Комитет по ГС, если этого потребует хотя бы один член СТС ВТО. Первоначально несогласная сторона может снять свое возражение. Любая рекомендованная поправка считается принятой по истечении шести месяцев с момента уведомления Генеральным секретарем об указанной поправке при условии, что до конца этого периода не было выдвинуто никаких возражений. Если несогласный член СТС ВТО успел снять свои возражения до истечения этих шести месяцев с момента уведомления, то рекомендация о поправках считается принятой.
Сроки
вступления принятой поправки в силу
для каждой стороны начинают течь
с момента получения
Вступление поправки в силу для данной стороны означает необходимость внести соответствующие изменения в свою статистическую и таможенную либо в таможенно-статистическую номенклатуру. Сторона, которая присоединяется к Конвенции, обязана применять НГС полностью, со всеми поправками, вступившими в силу на момент присоединения к Конвенции о ГС.
Техническая сторона обновления ГС связана с деятельностью не только Комитета по ГС. Так, каждая сессия Комитета предваряется заседанием рабочей группы, которая проверяет юридическое содержание предложенных поправок к ГС и проектов классификационных решений (заключений), которые были одобрены в целом на предыдущей сессии Комитета по ГС. Проверенные таким образом тексты поправок и заключений направляются на рассмотрение и окончательное утверждение на очередном заседании Комитета.
Для изучения вопросов обновления ГС в структуре Комитета создан Подкомитет по пересмотру ГС. Подкомитет обобщает предложенные проекты поправок к НГС, которые внесены сторонами Конвенции и отражают изменения в технологии и структуре международной торговли, предлагает собственные поправки и дает заключения. Подкомитет по пересмотру ГС состоит из тех же представителей, что и Комитет по ГС, собирается два раза в год в штаб-квартире СТС-ВТО в Брюсселе.
Подкомитет по пересмотру работает по принципу консенсуса. Если по какому-либо вопросу не удается прийти к общему мнению, то разные подходы к решению проблемы вместе с обосновывающими их доводами выносятся на рассмотрение Комитета по ГС. Все поправки, предлагаемые Подкомитетом по пересмотру ГС, направляются в Комитет по ГС для утверждения.
В разработке
проектов поправок к НГС активное
участие также принимает
Особое место занимает Секретариат Совета, а точнее, его отдел по номенклатуре и классификации. Этот отдел занимается координацией деятельности Комитета по ГС и двух вышеуказанных Подкомитетов, а также готовит материалы для обсуждения на заседаниях этих органов СТС. Кроме того, отдел дает неофициальные разъяснения представителям таможенных органов различных стран по вопросам классификации товаров по ГС.
В НГС поправки вносились в 1996 и 2002 г. Последние по времени рекомендации поправок к ГС были приняты на 93/94 сессиях СТС ВТО, проходивших в Брюсселе с 24 по 26 июня 1999 г., и вступили в силу 1 января 2002 г.
Информация о работе Гармонизированная система описания и кодирования товаров