Интеллектуальная собственность в таможенном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание

Сказанное выше определило цель работы – исследование особенностей таможенного контроля товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- раскрыть таможенный аспект интеллектуальной собственности;

- дать общее понятие интеллектуальной собственности;

- рассмотреть порядок таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности;

- проанализировать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ…………………………………………………………………………..6
Общее понятие интеллектуальной собственности……………………...6

1.2. Порядок таможенного контроля товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности……………………………………………….9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ………………..18

2.1. Соблюдение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности……………………………………………………………………18

2.2. Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, и обладающих признаками контрафактных…………………………..21

2.3. Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в Реестр……………………………………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Работа состоит из  1 файл

Гурулева курсовая ИСПРАВЛЕННАЯ.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

       2) объект интеллектуальной собственности  исключен из Реестра.

       Решение о приостановлении выпуска товаров  подлежит отмене в день, когда стало  известно о наличии вышеуказанных  оснований.

       После отмены такого решения выпуск товаров  осуществляется в порядке, установленном  таможенным законодательством Российской Федерации.

       Если  после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским  законодательством или законодательством  об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ.

       Меры, связанные с приостановлением выпуска  товаров не применяются таможенными  органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности  и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

       Подразделения таможен и регионального таможенного  управления (РТУ), в компетенцию которых  входят вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, формируют досье  на объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, сгруппированное по правообладателям. В досье отражаются обобщенные по региону деятельности все имевшие в течение срока, на который объекты интеллектуальной собственности включены в Реестр, место факты, связанные с перемещением товаров, содержащих данные объекты интеллектуальной собственности (в том числе обладающих признаками контрафактных). Информацию, содержащуюся в досье, РТУ не позднее, чем за два месяца до окончания срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр, направляют в Федеральную таможенную службу. 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

       2.1. Соблюдение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности 

       Использование технологий интеллектуальной собственности  без надлежащих прав получило значительное распространение как среди развивающихся, так и среди развитых стран1. Поэтому помимо контроля таможенной стоимости в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенными органами применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

       Согласно  статье 12 Закона таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.

       Таможенное  законодательство таможенного союза выделяет два вида реестров объектов интеллектуальной собственности: единый для  таможенного союза таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Комиссией таможенного союза и таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами государства – члена Таможенного союза. 

       21 мая 2010 года правительствами государств-членов  таможенного союза подписано  Соглашение «О едином таможенном  реестре объектов интеллектуальной собственности». Таможенный реестр в Российской Федерации ведется в соответствии с Законом, а также Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным приказом ФТС России от 13.08.2009 № 1488.

       Главой 42 Закона определены меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с  приостановлением выпуска товаров. Любые товары, даже не включенные в реестры, являются объектами контроля со стороны таможенных органов.

       Правом  приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенных в реестр, наделяет таможенные органы РФ статья 308 Закона. Согласно п. 2 данной статьи, выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Данный срок может быть продлен в случае, если правообладатель в течение этого срока подал в ФТС России заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. В случае приостановления выпуска товаров затрагиваются права и интересы как правообладателя, так и декларанта. Особую важность приобретает защита прав декларанта, которому в случае, если не будет установлено нарушение прав правообладателя, причиняется имущественный вред (ущерб). Согласно п. 5 статьи 331 ТК ТС, ответственность за такой ущерб несет правообладатель в соответствии с гражданским законодательством2.

       Следует отметить, что статьей 14.10 КоАП РФ предусмотрена  административная ответственность  за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Вместе с тем, указанная статья не применяется в случае так называемого «параллельного» импорта, т.е. ввоза товара без разрешения правообладателя, но  не являющегося контрафактным. Меры, принимаемые таможенными органами таможенного союза, соответствуют нормам и правилам ВТО, в рамках которого заключено Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). Статьи 51-60 указанного Соглашения предусматривают возможность приостановления выпуска товаров таможенными органами, в том числе, предусматривает внесение правообладателем залога или равноценной гарантии в целях недопущения возможности злоупотребления правами. В целом, главной доминирующей идеей Соглашения о ТРИПС является требование о том, что все участники Соглашения должны предоставлять в отношении охраны интеллектуальной собственности остальным его участникам режим не менее благоприятный, чем они предоставляют своим гражданам и хозяйствующим субъектам3. Следует отметить, что среди приоритетных направлений ВЭД выделяется эффективная защита прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации и российских правообладателей за рубежом4.

       Таким образом,  при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, импортерам необходимо особое внимание уделять вопросам расчета лицензионных платежей, а также учитывать возможность принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Согласие правообладателя на ввоз таких товаров позволит избежать проблем при совершении таможенных операций; а в целях оптимизации расходов по ввозу товаров необходимо предъявить в таможенный орган детальный расчет осуществляемых платежей за использование объектов интеллектуальной собственности. 
 
 
 

      2.2. Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, и обладающих признаками контрафактных   

      Совершение  таможенных операций и проведение таможенного  контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности  и перемещаемых через таможенную границу, осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации. От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

      В случае, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, должностным лицом таможенного органа выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней. Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.

      Товары, в отношении которых принято  решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

      Решение о приостановлении выпуска товаров  принимается начальником таможенного  органа или уполномоченным им лицом  в виде резолюции на рапорте, содержащем указание признаков контрафактности  и мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом подразделения по защите прав интеллектуальной собственности таможенного органа либо иным должностным лицом таможенного органа, в должностные (функциональные) обязанности которого входит осуществление таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее - уполномоченное должностное лицо), незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается до истечения срока выпуска товаров.

      Перечень лиц, уполномоченных на принятие решения о приостановлении выпуска товаров, определяется начальником таможни.

      При отсутствии в структуре таможенного  поста подразделения по защите прав интеллектуальной собственности или  уполномоченного должностного лица решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможни или уполномоченным им лицом на основании рапорта подразделения таможни по защите прав интеллектуальной собственности, составленного на основе информации, поступившей из таможенного поста.

      В декларации на товары (далее - ДТ) в отношении  товаров, по которым принято решение  о приостановлении выпуска, проставляется  штамп "Выпуск приостановлен" с  указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска  личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров. Выпуск остальных товаров в случае их декларирования в одной ДТ осуществляется в соответствии с Кодексом и Законом независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных. При этом на основном листе ДГ проставляется штамп "Выпуск разрешен" с записью "за исключением товаров N (N) _____".

        Не позднее 1 (одного) рабочего  дня, следующего за днем принятия  решения о приостановлении выпуска товаров, таможенный орган вручает декларанту и правообладателю (их представителям) уведомления о приостановлении выпуска товаров.

      В случае невозможности вручения уведомлений  они направляются по почте заказным письмом, курьером, передаются по электронной почте или посредством факсимильной связи. В этом случае к копиям уведомлений, остающихся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа их передачи декларанту и правообладателю (его представителю).

      Уведомление должно содержать следующие данные:

      1) декларанту:

      - номер ДТ;

      - описание товара, в отношении  которого принято решение о  приостановлении выпуска, с указанием  представленных на товар документов, достаточных для их идентификации, указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;

      - выявленные признаки контрафактности;

      - срок, на который принято решение  о приостановлении выпуска товаров,  и дату его принятия;

      - наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя  (его представителя);

      2) правообладателю (его представителю):

      - наименование таможенного органа, принявшего решение о приостановлении  выпуска товаров, его почтовый  адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты и т.п.;

      - наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта  товаров;

      - место нахождения товаров, выпуск  которых приостановлен, с указанием  адреса;

      - описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием наименования объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр;

      - выявленные признаки контрафактности;

      - срок, на который принято решение  о приостановлении выпуска товаров,  и дату его принятия.

      К уведомлению могут быть приложены (отправлены по факсу, электронной почте  и т.д.) фотографии товаров, выпуск которых  приостановлен.

      По  письменному обращению декларанта и/или правообладателя (их представителей) таможенный орган представляет дополнительную информацию о товарах, выпуск которых приостановлен (о производителе, отправителе, количестве, маркировке и др.), которая может понадобиться правообладателю (декларанту) для доказывания нарушения его прав (отсутствия нарушения прав правообладателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      Информация, полученная правообладателем и/или  декларантом (их представителями) в  соответствии с абзацем первым настоящего пункта, является конфиденциальной и  не должна ими разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      С письменного разрешения таможенного  органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

Информация о работе Интеллектуальная собственность в таможенном праве