Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:29, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение источников таможенного права.
Задачами контрольной работы являются:
* Дать понятие источнику таможенного права;
* Рассмотреть классификацию источников таможенного права;
* Изучить таможенные нормы, особенности их толкования и применения;
* Рассмотреть пределы действия правовых актов таможенного законодательства
Введение
1. Источники таможенного права
1. Понятие источника таможенного права
2. Виды источников таможенного права
2. Таможенные нормы, особенности их толкования и применения
3. Пределы действия правовых актов таможенного законодательства
Заключение
Список использованной литературы
«Комплексный характер таможенного права обусловливает использование отдельных норм, которые содержатся в актах иных отраслей права. Так обстоит дело с ответственностью за преступления в таможенной сфере, ответственность за совершение которых предусмотрена Уголовным кодексом (УК) РФ»9.
УК
устанавливает следующие
Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г. регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение.
Кодекс содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи (с 16.1 до 16.22) относительно конкретных административных правонарушений в области таможенного дела. К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ; нарушение зоны режима таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ.
Указанные статьи гл. 16 Кодекса об административных правонарушениях предусматривают различные виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил, в т.ч. предупреждение; наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере, предусмотренном данными статьями, конфискацию предметов административного правонарушения, товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудием совершения административного правонарушения.
Статья 23.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что дела об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе от имени таможенных органов рассматривать:
1) председатель ФТС и его заместители;
2)
начальники региональных
3)
начальники таможен и их
4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
Обжалованию решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц посвящена гл. 7 первого раздела Таможенного кодекса РФ. Институт обжалования служит гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления таможенного дела.
Кроме федеральных законов РФ, в т.ч. и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ. В пункте 3 ст. 3 ТК РФ 2003 г. указано, что отношения в таможенной сфере, кроме Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов - актов таможенного законодательства, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 3 ТК РФ гласит о том, что на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, Правительство России регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров. Кроме того, Правительство имеет право вводить новые таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ.
Статья 5 ТК РФ 2003 г. посвящена правовым актам Федеральной таможенной службы . В ней указано, что в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС России в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела.
Однако необходимо отметить, что Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг.
Особое место среди источников таможенного права занимают международные договоры. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России составляют содержание ее правовой системы.
Источниками таможенного права являются акты органов судебной власти. В первую очередь речь идет о решениях Конституционного Суда РФ.
Помимо
актов Конституционного Суда могут
рассматриваться и решения иных
органов судебной власти: Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного суда
РФ.
Содержанием правовых норм являются определенные правила, изложенные в соответствующих разделах, главах, статьях, пунктах правовых актов. Содержанием правовых норм, в том числе и таможенных, являются общие и общеобязательные правила, определяющие условия их реализации, субъектов регулируемых отношений, их права, обязанности либо правомочия, а также неблагоприятные последствия, которые наступают за неисполнение обязанности или нарушение установленного правила.
Структурными элементами таможенной нормы являются «гипотеза, диспозиция, санкция»10.
Важным элементом процесса установления всякой правовой нормы является ее толкование, в результате чего определяется место правовой нормы в системе права, пределы действия, логические связи с другими нормами и т.д.
При применении и толковании правовых норм могут быть обнаружены противоречия между ними, для разрешения которых выработаны следующие правила: противоречия между общей и частной (конкретной) нормой разрешаются в пользу общей нормы, а между общими, обычными и специальными (исключительными) нормами – в пользу исключительных норм.
Таможенные
нормы, закрепленные в правовых актах
и регулирующие сходные правовые
отношения, в совокупности составляют
содержание правовых институтов.
Сфера действия правовых актов таможенного права определяется пределами их действия во времени, в пространстве и по лицам, вовлеченным в таможенные правоотношения.
«Акты таможенного законодательства, иные правовые акты применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие, в соответствии с п. 1 ст. 4 ТК РФ, как правило не имеют обратной силы. В п. 2 этой статьи предусмотрены два случая, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты России имеют обратную силу:
Что касается действия во времени, то федеральные законы РФ, как правило, вступают в юридическую силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если при их принятии не установлен другой срок.
Некоторые особенности вступления в юридическую силу установлены Таможенным кодексом РФ для актов таможенного законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 4 ТК РФ акты таможенного законодательства вступают в юридическую силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Такие подзаконные нормативные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении десяти дней со для официального опубликования, за исключением следующих случаев, когда установлен:
Правовые акты таможенного права действуют в пределах таможенной территории России. Это понятие закреплено в ст. 2 ТК РФ: таможенная территория включает в себя всю территорию России. Пределы таможенной границы, как правило, совпадают с Государственной границей России.
Пределы
действия правовых актов
таможенного права
определяются и по
лицам – физическим и юридическим.
Лица, в свою очередь, подразделены на
две группы – российские и иностранные
лица. Российскими лицами являются юридические
лица с местонахождением в России, созданные
в соответствии с законодательством России,
а также физические лица, постоянно проживающие
в России, в том числе зарегистрированные
на территории России в качестве индивидуальных
предпринимателей. Все иные лица отнесены
к группе иностранных.
Заключение
Итак, подведем итоги.
Под источниками таможенного права понимаются формы юридического закрепления правовых норм, регулирующих деятельность таможенных органов и иных органов по осуществлению таможенной политики.
Рассматривая характеристику видов правовых источников таможенного права необходимо указать на особенности из закрепления в Таможенной кодексе Российской Федерации. Анализ положений ст. 3 и 5 ТК РФ позволяет выделить следующие группы источников:
Содержанием правовых норм являются определенные правила, изложенные в соответствующих разделах, главах, статьях, пунктах правовых актов. Содержанием правовых норм, в том числе и таможенных, являются общие и общеобязательные правила, определяющие условия их реализации, субъектов регулируемых отношений, их права, обязанности либо правомочия, а также неблагоприятные последствия, которые наступают за неисполнение обязанности или нарушение установленного правила.
Сфера действия правовых актов таможенного права определяется пределами их действия во времени, в пространстве и по лицам, вовлеченным в таможенные правоотношения.
Правовые
акты, составляющие содержание таможенного
права, представляют внешнюю форму
юридического закрепления правовых
норм.
Список
использованной литературы