История борьбы с контрабандой с древнейших времен до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:10, реферат

Описание

КОНТРАБАНДА - (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный указ) - преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ). Определение основывается на понятии "контрабанда", данном в ст. 219 ТК. До принятия ТК (1993) термин "контрабанда" обозначал также соответствующее административное правонарушение в таможенной сфере.

Содержание

Введение 4
1. История борьбы с контрабандой 5
1.1 Появление таможни. Таможенные уставы. 5
1.2 Таможенные органы советского государства 11
1.3 Контрабанда советского периода 13
1.4 Рост контрабанды в России в 90-е годы 18
2. Причины контрабанды в России 21
3. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой 22
Заключение 24
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

ИТД.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Челябинский государственный университет»

Институт  экономики отраслей, бизнеса и  администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«История таможенного дела и таможенной политики»

на тему: «История борьбы с контрабандой в России с древнейших времен до наших дней» 
 
 
 

      Выполнил: студент группы 22ТЗ-102

           Литвинова А. В.

        Проверил: Хисматуллина Н. Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск, 2011

  Содержание:

 

Введение 

     КОНТРАБАНДА - (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный  указ) - преступление в сфере таможенного  дела, заключающееся в перемещении  через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ).1 Определение основывается на понятии "контрабанда", данном в ст. 219 ТК. До принятия ТК (1993) термин "контрабанда" обозначал также соответствующее административное правонарушение в таможенной сфере.

     Контрабандой  признается также невозвращение  на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния РФ из зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем ее прорыва. Контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.

     В большинстве стран мира контрабанда  признана одним из самых опасных  видов преступной деятельности. Как  и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы.

     Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов  налогов и пошлин; низкий уровень  налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе. Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности.

     Значительных  масштабов достигла контрабанда в России. Наряду с запрещенными товарами предметом контрабанды является широкий круг нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота.

 

  1. История борьбы с контрабандой

     1.1 Появление таможни.  Таможенные уставы.

     В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

     Большое влияние на развитие таможенного  дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» — служилый человек, взимавший тамгу.

     Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

     О контрабанде знали в Древней  Руси еще в X в., но только к XII - XIII вв. ее существование было признано официально, о чем свидетельствует установление «промыта», т.е. двойной ставки мыта (пошлинного сбора) за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. Первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде XII — XV вв. и английских купцов в Московском государстве XVI - XVII вв.

     Документы свидетельствуют, что к нарушителям  применялись самые строгие наказания. Так, в судебнике князя Владимира  говорилось, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, полагалось наказание в виде конфискации товара и избиения товаропровозителя плетью. Тем не менее в Киевской Руси контрабанда не получила развития не по причине тяжести наказания за нее, а ввиду менового характера торговли, не слишком ограниченной запретительными нормами.

     Пошлины, взимавшиеся в удельное время, можно  условно разделить на четыре группы: торговые, проезжие, за обслуживание и  штрафные. При этом насчитывалось  более 30 видов сборов, относившихся к торговым, проезжим пошлинам и пошлинам за обслуживание. Из штрафных пошлин два сбора (по сути представлявшие собой две разновидности одного вида штрафа) непосредственно относились к контрабанде: протаможье и протамга. Протаможье - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне. Протамга - пеня за неявку товара в таможне.

     Начиная с середины XVI в. правительство, испытывая  недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий и др., восполняло его путем привлечения представителей высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, его материальная способность возместить причиненный им казне ущерб.

     В целом признание контрабанды  тяжким государственным преступлением  в России относится (как и в  странах Западной Европы) к периоду  образования единого национального  рынка и установления на государственной  границе таможенных барьеров в XVII в.

     25 октября 1653 г. царем Алексеем  Михайловичем был подписан Указ  «О взимании таможенной пошлины  с товаров в Москве и в  городах, с показанием по скольку  взято и с каких товаров», положивший  начало таможенной реформе. 

     22 апреля 1667 г. царем был принят Новоторговый устав, выработанный на основе соответствующего законодательства предыдущих лет, а также вследствие нового челобития купечества и при участии его представителей.

     Ограничив торговлю иностранцев в России порубежными  городами (Архангельском, Новгородом, Псковом и др.), Новоторговый устав также запретил иностранцам заниматься розничной торговлей, вступать в отношения купли-продажи с кем-либо помимо москвичей или «купецких людей того города, в коих они станут торговать»; запрещалось торговать с другими иностранцами (за исключением торговли у Архангельска под таможенным контролем и с уплатой пошлины). Нарушение этих установлений каралось конфискацией товара.

     Целый ряд товаров был запрещен к  вывозу частными лицами: по беломорской  торговле к ним относились хлеб, пенька, поташ, смольчуг, ревень и шелк-сырец, а также дорогие сорта «мягкой рухляди» (мехов). Суровое наказание предусматривалось за ввоз и продажу табака, потребление которого вплоть до вступления на престол Петра I находилось под запретом.

     В конце XVII в. в Москве были созданы  первые корчемные команды для  пресечения тайной выделки, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составлявших прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, - как контрабандисты, или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками и тех, кто платит за работу по найму вином (больше ведра).

     До 1724 г. были запрещены к ввозу или  обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые шелковые изделия, краска бакан, иглы. Лишь в 1723 г. Петр I пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. В конечном счете их совместными усилиями в 1724 г. был разработан особый Таможенный тариф для Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангельского и Кольского портов. Этот тариф отличался ярко выраженным протекционистским характером, одним из проявлений которого явились высокие пошлины на импорт товаров, вырабатываемых на русских мануфактурах (от запретительных 75 % до 50-30-25 %). В то же время в отношении большей части ввозимых товаров, облагаемых высокими пошлинами, Тариф 1724 г. предусматривал обложение по ценности, т.е. взимание пошлины в установленном тарифом проценте с цены товара, объявленной импортером в таможне. Он имел характер всеобщего установления, так как, изменив содержание и порядок таможенного оформления и таможенного контроля, заново определил составы преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела и ответственность за них. Например, подлежали конфискации корабли (вместе с находившимися на них товарами), которые «без ведома таможенного» производили погрузку (разгрузку) в неустановленных местах. Такая же санкция применялась за перемещение не предъявленных в таможне товаров с одного корабля на другой и в случае отсутствия досмотрщиков на кораблях, перевозивших товары от Кронштадта до Санкт-Петербургской таможни и обратно.

     Кроме того, вместо старого порядка наказаний за нанесение ущерба казне (в виде конфискации товара) теперь устанавливалась целая система взысканий. В пользу государства изымались утаенные (сокрытые от таможенного контроля), «не явленные» и «заповедные» (запрещенные к ввозу или вывозу частными лицами) товары; конфискация также предусматривалась за производство погрузочно-разгрузочных работ в ночное время. Она имела место и тогда, когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые» с целью занижения причитающихся к уплате таможенных платежей. Столь же строго преследовалось сокрытие одних товаров в других, более вместительных и объемистых.

     В 1731 г. был издан новый Таможенный тариф, установивший 20 и 10% - ную пошлину  на различные импортные товары. В  том же году был принят Морской  пошлинный регламент, или устав, изменивший и существенно дополнивший правила захода иностранных судов в российские порты (Санкт-Петербург, Выборг, Нарву, Колу и Архангельск). Достаточно сказать, что в нем насчитывалось 99 статей, тогда как в Уставе 1724 г. – только 41.

     Список  нарушений в нем значительно  расширен, а санкции, которые должны быть применены к нарушителям, описываются  более точно и подробно. На наш  взгляд, это можно связать с  динамичным ростом и расширением  внешней торговли России. Так, в Уставе 1731 г. устанавливались следующие меры наказания в случае правонарушений: штраф за необъявление иностранным купцом о своем прибытии в российский порт; штраф за своевольный уход судна из порта без разрешения гавенмейстера и т.д.

     С целью упрощения прохождения  таможенного досмотра всякий товар, который мог быть измерен аршином, должен был иметь на конце свинцовую меру, равную той, что принята в стране-отправительнице. При отсутствии такой меры владелец должен был представить «подлинную фактуру» (накладную), где точно указывался вес или размер товара. В противном случае весь товар подлежал перебору. Когда при досмотре обнаруживалось, что «против фактуры лишнего больше 5 % в мере или в весу», то излишек товара конфисковался. Если же к досмотру предъявлялось товара меньше, чем указывалось в «фактуре», то товарная недостача облагалась пошлиной.

     Устав позволял конфисковать иностранные  товары, направлявшиеся в продажу  без специального таможенного клейма, которым они должны были быть помечены после прохождения таможенного  досмотра.

     Все утаенные, но обнаруженные в результате досмотра товары подлежали безоговорочному  изъятию. Но корабельщика, неспособного оправдаться в связи с обнаружением контрабанды, ожидало сравнительно легкое наказание: его полагалось оштрафовать.

     Именным Высочайшим указом от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях.

     Поиск контрабанды стимулировался материально: часть конфискованных товаров передавалась в пользу задержателей.

Информация о работе История борьбы с контрабандой с древнейших времен до наших дней