Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:55, реферат
В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере Советского государства - предшественника Российской Федерации.
В 1935-1938 годы
были разработаны и введены в
действие инструкции по осуществлению
контрольно-инспекторских
Вторая мировая война так
же наложила отпечаток на деятельность
таможенных органов. Таможни, захваченные
фашистами, были разрушены, многие их сотрудники
погибли на фронте. Однако и в таких условиях
таможенники продолжали свою деятельность,
сконцентрировавшись на пресечении незаконного
провоза товаров.
В годы Великой
Отечественной войны
В период 30-60-х
годов XX века СССР практически был
изолирован от внешнего мира, что, естественно,
сказывалось на торговых и таможенных
отношениях. Послевоенные десятилетия
не были отмечены серьезными изменениями
в организации таможенного
К товарам, происходящим или ввозимым
из стран, в торговле с СССР которые применяют
режим наибольшего благоприятствования
(РНБ), применялись минимальные ставки
таможенных пошлин, а к товарам, происходящим
или ввозимым из стран, которые во взаимной
торговле с СССР не применяют этого режима,
- максимальные ставки пошлин.
С 1 января 1965 года Совет Министров СССР
отменил таможенные пошлины на товары,
экспортируемые из дружественных стран
Азии, Африки и Латинской Америки.
Новый Таможенный
кодекс СССР был принят 5 мая 1964 года
. Впервые в Кодексе вводилось понятие
таможенного режима. Таможенный кодекс
предусматривал три таможенных режима:
режим экспорта, режим импорта и режим
транзита.
Таможенный кодекс СССР юридически закреплял
сложившуюся практику и подтверждал, что
управление таможенным делом относится
к ведению Министерства внешней торговли
и осуществляется через входящее в его
состав ГТУ.
К основным функциям таможенных учреждений
относились: контроль за соблюдением государственной
монополии внешней торговли, совершение
таможенных операций и борьба с нарушениями
таможенных правил и контрабандой.
Устанавливалась 2х-звенная система управления
таможенным делом:
-ГТУ;
-Таможни и таможенные посты.
Нижестоящим звеном были признаны таможни, основная функция которых сводилась к контролю за соблюдением государственной монополии. «При всей важности и всеобщности этот контроль выражает... принципиальное начало товарооборота с заграницей.
Однако до
80-х годов таможенная служба входила
в состав различных ведомств и
только в середине 80-х годов таможенное
ведомство приобрело
На протяжении 70х начало 80х годов таможенное законодательство пополнялось отдельными правовыми актами, напрвалеными на предотвращение контрабанды валюты и культурных ценностей, рационализацию процедуры таможенного оформления, уточнение таможенного тарифа.
В связи с принятием Конституции СССР 1977 года были изменены некоторые таможенные правила. В частности, были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следовавших через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля.
Постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года был утвержден новый Таможенный тариф СССР, который предусматривал значительное расширение списка товаров, беспошлинно ввозимых в СССР.
Середина 80х годов ознамевалась началом реформы таможенных органов.
В начале 1986
года ГТУ было преобразовано в
самостоятельный орган
Однако основные
функции таможенных органов остались
прежними. На них было возложено
осуществление контроля за соблюдением
государственной монополии
Правовой статус и порядок деятельности ГУГТК определялся Положением о ГУГТК при СМ СССР и Инструкцией о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР.
Общее руководство
в области таможенного дела осуществлял
Совет Министров СССР. А также
Совет Министров СССР определял
основные направления развития таможенной
политики. Непосредственное оперативное
руководство таможенным делом также
было возложено на Государственную внешнеэкономическую
комиссию СМ СССР. Существенные изменения
таможенной политики Советского Союза
приходятся на конец 80-х и начало 90-х годов.
Это было связано с начавшейся в 1986 году
новой экономической реформой.
Отмена государственной монополии на
внешнюю торговлю и либерализация внешнеэкономической
деятельности потребовали внесения изменений
в таможенное законодательство СССР. Нормативные
правовые акты по таможенному делу стали
составляться с учетом международно-правовых
стандартов и требований в таможенной
сфере.
Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.
С 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР). После перехода к новым формам управления внешней торговлей 1989 г., и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.
В период с 1986 по 1991 годы происходило организационно-правовое развитие таможенной системы. Был закреплен отход от принципа государственной монополии внешней торговли. Вместе с тем, новый механизм регулирования внешнеэкономических связей не начал действовать. Отсутствовала законодательная база для радикального реформирования организации таможенного дела. Функции таможенных органов практически не изменилась.
В
1988 году вводится обязательное
декларирование товаров в
Нельзя не согласиться с известным мнением,
что Кодекс явил собой прорыв из долгих
лет застоя в свободу бизнеса и «внес большой
вклад в развитие отечественного таможенного
законодательства. Отдельные его формулировки,
определения… представляются более емкими
и точными по сравнению даже с ныне действующим
Кодексом.
Предусматривалось образование двух
координационных центров – Таможенно-тарифного
совета и координационного совета по борьбе
с международным незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ.
Таможенный кодекс юридически закреплял
сложившуюся к этому времени структуру
таможенных органов: от таможен – через
региональные таможенные управления –
до Таможенного комитета.
В то
же время Кодекс и Закон
не были полностью свободны
от элементов командно-
Прекращение
существования Союза ССР и
правопреемство Российской
Итак,
таможенная система в результате революции
была практически полностью разрушена.
А с конца 1917 года начал свою деятельность
Департамент таможенных сборов.
Внешняя торговля была национализирована,
закреплялось новое содержание деятельности
советской таможни.
Ввиду реализации идеи о государственной
монополии внешней торговли таможенный
контроль превратился в ее вспомогательный
инструмент.
В 20-х годах ХХ века были принятые первые
Таможенный тариф (1924) и Таможенный кодекс
(1928), закрепившие основы таможенного дела
и статуса таможенных органов на несколько
десятилетий.
Однако уже в 30-х годах наметилась тенденция
к снижению роли таможенного дела.
В 1932-1934 годах был детально регламентирован
ускоренный пропуск через границу грузов
обобществленного сектора и порядок централизованного
осуществления расчетов по таможенным
пошлинам.
Были ликвидированы таможенные склады
для временного хранения экспортных и
импортных грузов и сокращено число таможенных
служащих.
Сложившаяся к концу 30-х годов структура
таможенных органов с незначительными
изменениями просуществовала до середины
80-х годов.
В период 30-60-х годов XX века СССР практически
был изолирован от внешнего мира, что,
естественно, сказывалось на торговых
и таможенных отношениях. Только в 60-х годах
началось реформирование таможенной системы.
В 1961 году был принят новый Таможенный
тариф, а в 1964 – новый Таможенный кодекс.
Следующее реформирование начало осуществляться
в 80-х годах ХХ века, и фактически закончилось
только в начале нового века, уже в России.
Международное
экономическое сотрудничество —
объективный процесс развития многообразных
экономических связей между государствами.
Посредством
Информация о работе История таможенной политики и таможенного дела СССР