Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:22, дипломная работа
Бурное развитие компьютерных и информационных технологий стимулирует развитие общества, построенного на использовании информации и знаний, и получившего название информационного общества. С таким скачкообразным повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегрирующим понятием информация-информатика, кибернетика, теория информации и другие. Эта роль непосредственно влияет на деятельность и развитие любой организации. И недавно созданный Таможенный союз не является исключением.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ» 4
ВВЕДЕНИЕ 4
Обзор литературы 5
Основные методологические подходы 6
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 7
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ 9
Архитектура системы 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ 17
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ 18
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 19
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ 21
ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 22
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 25
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
Международных Отношений
Выпускная
работа по
«Основам
информационных технологий»
Минск – 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВТО – Всемирная торговая организация
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество
ИТ – Информационный технологии
ИИС – интегрированная информационная система
ТС – Таможенный союз
SOA – сервисно-ориентированная
архитектура
Бурное развитие компьютерных и информационных технологий стимулирует развитие общества, построенного на использовании информации и знаний, и получившего название информационного общества. С таким скачкообразным повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегрирующим понятием информация-информатика, кибернетика, теория информации и другие. Эта роль непосредственно влияет на деятельность и развитие любой организации. И недавно созданный Таможенный союз не является исключением.
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
При написании данной работы был проведен анализ различных информационных источников.
Особое внимание было уделено изучению внутренних документов Таможенного союза, таких как Таможенный кодекс, Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 года, Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года №472 "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации".
Обобщая полученную информацию стоит отметить, что применению информационных технологий в Таможенном союзе уделяется должное внимание. Об этом можно судить по созданию ответственного Координационного совета по информационным технологиям при Таможенном союзе. И хотя первое заседание Координационного совета состоится лишь в январе 2011 года, уже проделана огромная работа в области внедрения информационных технологий в деятельность Таможенного союза.
В ходе исследования данной темы применялись методы:
Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Указанная цель может быть достигнута решением следующих задач:
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами –членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи надёжной интеграции информационных систем в рамках Таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные характеристики Системы:
• Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
• Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
•
в Системе должен поддерживаться
регламентированный доступ участников
к общим информационным ресурсам,
необходимым для
• архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
• Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;
• Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;
• Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);
• Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии – Методы защиты – Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).
Создаваемая Система состоит из центрального узла Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).
Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
Интеграционный шлюз – программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.
Интеграция услуг
и сервисов, предоставляемых Системой
уполномоченным органам государств-членов,
организуется на принципах сервисно-
• удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам;
•
web-служб и маршрутизации
Рисунок 1
Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.