Лекция по "Таможенному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:18, лекция

Описание

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.

Работа состоит из  1 файл

тп2003.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

Предмет, методы и принципы там.права.

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Целевой признак связан с задачей обеспечения эффективного управления в там.сфере: отношения административно правового характера, отношения финансово правового характера, отношения договорного характера. Премет там.правового регулирования – отношения, возникающие при осуществлении там.политики в связи с помещением товаров под конкретную там.процедуру, другими словами, предмет – общее отношение в там.сфере.

Методы  там.права.

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в  действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере. 1.Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. 2.Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений.

Там.право  имеет 3 основных способа  правового регулирования.

1.Предписание – позитивное обвязывание, сводится к возложению на лиц обязанностей: передать, сделать и т.п. 2.Дозволение – заключается в предоставлении лицам права на свои собственные активные действия. 3.Запрещение – предполагает обвязывание лиц воздержаться от совершения определенных действий. Цель там.права – регулирование там.правовых отношений. К задачам относится: нормативно правовое обеспечение там.политики, регламентация прав и обязанностей субъектов там.правовых отношений, установление ответственности за нарушение там.правовых отношений.

Выделяют 2 базовых функции  т.рпава: 1.регулятивная – воздействие на общественные отношения через установление прав и обязанностей их участников. 2.охранная – воздействие на участников отношений, которая побуждает их соблюдать там.правовые нормы.

Принципы  там.права: 1.общественные принципы – принцип уважения прав и свобод, принцип законности, координация и взаимодействие гос.органов, принцип научности, принцип приоритета правовых норм, принцип юр.равенства; 2.отраслевые – охрана гос. и общественной безопасности, защита эк.интересов РФ, принцип единства территории, принцип единства ставок там.пошлин, принцип дифференциации правового регулирования там.процедур.

Источники там.права.

Формирование  ТС началось с подписания соглашения о ТС между РФ и Белоруссией(6.01.95г.). Соглашение было подписано тремя странами – РФ, Беларусией и Казахстаном(20.01.95г.)Договор о присоединении республики Таджикистан – 26.02.99г. Протокол о присоединении республики Узбекистан – 25.01.06г. В целях оптимизации формирования ТС и единого проиводства решением глав гос-в участников ТС решено, что регулирование будет осуществляться на базе трех стран – РФ, Беларуси  и Казахстана.

Этапы формирования ТС.

01.01.2010 года - введение  единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования

01.07.2010 года - а)  введение в действие Таможенного кодекса таможенного союза; б) перенос контроля на внешнюю границу Республики Беларусь и Российской Федерации; в) введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин; г) отмена на границе с Республикой Казахстан таможенного оформления товаров, происходящих из Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан. 

01.07.2011 года - перенос  контроля на внешнюю границу  Республики Казахстан при сохранении  пограничного контроля на границе  Республики Казахстан и Российской  Федерации.

В процессах  гос.строительства появляется новый  правовой институт – наднациональное регулирование. Представлен – Комиссией там.союза. Однако исходя из заявления руководителей гос-в можно предположить, что институт будет развиваться и принимать новые формы. Если в качестве моделей построения будет взята модель ЕС, то в перспективе можно ожидать не только расширение системы регулирующих органов, но и появление наднациональных исполнительных органов и наднациональных представительных органов, обладающих правом создания законодательных актов – Европарламент.

Комиссия ТС.

- это единый  постоянно действующий регулирующий  орган ТС. Основная задача: обеспечение  условий функционирования и развития  ТС. В Комиссию входят – по  одному представителю от каждой  стороны (зам.главы правительства  или член правительства, наделенный  полномочиями). Заседания проходят не реже одного раза в месяц. Представительство осуществляется поочередно. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решение, имеющее обязательных характер для сторон. Комиссия может принимать рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решение Комиссия, имеющее обязательный характер, вступает в силу не ранее месяца со дня их опубликования.

ТК  ТС.

Изменение в  терминологии – нет т.брокера, есть т.предсавитель, нет т.режимов, есть т.процедуры. 2 новые формы т.контроля. Вместо т.ревизии теперь т.проверка. Появился порядок задержания тов. и док-в на них при проведении там.контроля. Декларирование производится только в двух формах – письменной и электронной. Изменены сроки проведения ТО различных операций (сроки уплаты т.пошлин, сроки выпуска тов. и т.п.)

Понятие, виды методов там.права.

Под методом  права понимается его внешняя  форма выражения. Под методом  там.права понимается формы юридических, закрепление правовых норм.Правовоую основу деятельности ТО составляют нормативно правовые акты, которые рассматриваются в качестве методов там.права.

Виды  методов там.права: там.закон о ТС, иные правовые акты, нормативно правовые акты в области ТД и ФТС.

Источники: 1.Конституция РФ (12.12.93г.) – основной метод права, 2.Нормативно правовые акты уже не существующих гос-в СССР и РСФСР, 3.ТКРФ (в части, не противоречащей ТКТС), 4.Другие кодифицированные нормативно правовые акты – КОАП РФ, УПК РФ, УК РФ, 5.Иные ФЗ РФ – Об основном регулировании ВТД, Об оружии, О наркотических средствах и психотропных веществах и т.п., 6. Приказы, указы, распоряжения – имеют наименьшую силу среди подзаконных нормативных актов, 7.Акты юр.нормативной власти, 8. Соглашения – занимают особое место.

Нормы там.права. Понятие, структура, особенности.

Таможенно правовые нормы – установленные гос-м нормы поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи с перемещением тов. и трансп.средств через там.границу РФ. Признаки норм там.права: 1.всеобщность – распространяется на всех участников отношений, связанных с перемещением тов. и трансп.средств через границу, 2.общеобзательность – нормы права обязательны для всех участников там.отношений, 3.юр.ответственность – за неисполнение норм там. права наступает юр.ответственность, предусмотренная ТК, УК, КОАП.

Совокупность  правовых норм, регулирующих отдельный  круг однородных и взаимосвязанных  отношений, образует обособленную группу – нормативно правовой институт. Подавляющее  большинство там.правовых норм имеет  императивный характер, что выражается в категорических предписаниях, действиях независимо от усмотрения субъектов права.

Виды  там.правовых норм.

1.Материальные  – закреплен объем прав и  обязанностей, ответственность субъектов там.правоотношений; 2.Процессуальные – определяют порядок реализации юр.прав и обязанностей, установленных нормами материального права; 3.Процедурные – ими устанавливаются материальные, процессуальные и правотворческие процедуры.

В связи с существованием основных ф-ции права выделяют регулятивные и правоохранительные нормы.

Регулятивные  – определяют субъективные права  и юр.обязанности участников т.правоотношений, условия их возникновения, их действия.

Правоохранительные  – определяют условия применения к субъекты мер гос.принудительного воздействия, характер и их содержание.

По  направлению поведения  участников т.правоотношений их разделяют на обязывающие, запрещающие и  управомочивающие.

Обязывающие –  возлагают прямую юр.обязанность  лица совершать те или иные действия. Формой их выражения являются предписания.

Запрещающие –  возлагают на лицо прямую юр. ответственность  не совершать или иные действия. Форма – запреты.

Управомочивающие  – содержат юр.разрешения лица совершать  те или иные действия или воздержаться от их совершения по собственному усмотрению. Форма – дозволение.

По степени  определенности формы деляется на определенные (точно формулируют правила поведения  и их исполнителей) и неопределенные (или бланкетная – отсылки к  нормам иных отраслей права)

Строение.

Каждая правовая норма имеет логическую и реальную (фактическую) структуру. Логич.структуру  образуют: гипотеза, диспозиция и санкция. Реальную структуру образуют: гипотеза и либо диспозиция, либо санкция.

Соблюдение там.правовых норм – это следование субъектов права, должностных лиц ТО, участников ВЭД ее предписаниям, а так же воздержание от совершения запрещенных нормой действий. Использование там.правовой нормы – это осуществление субъектами правоотношений должностными лицами ТО и участниками ВЭД своих прав, предусмотренных этой нормой.

Толкование  норм там.права.

Толкование необходимо для точного и правильного  применения норм там.права и заключается  в четком усвоении их смысла и содержания. Каждая норма права содержится в  законе. Необходимо глубоко изучать законы, в которых данная норма содержится. Среди ученых юристов нет единого подхода к проблеме видов толкования законов. Одни говорят о нормативном толковании законов, другие – об официально, неофициальном и грамматическом толковании, а третьи – о тех и других вместе взятых.

Виды  толкований.

Официальное –  толкование законов уполномоченными  на то гос.органами и должностными лицами. Этот вид толкования закрепляется законодательно и подлежит бесспорному исполнению. Судебное толкование является особым видом официального толкования. Оно дается судом в ходе рассмотрения т.дела или случая. Такое толкование содержится в регении или приговоре суда и обязательно только по рассмотренному там.делу. Такое толкование встречается в монографиях, пособиях, учебниках по т.праву. Однако мнение ученых в сфере ТД могут помочь практическим сотрудникам.

Кроме того в  системе права выделяют исторический, системный и грамматический виды толкования законов. Эти виды так  же можно применять при уяснении смысла положений  т.права.

Таможенные  правоотношения и  их особенности.

Там.правоотношения – это регулируемые нормами там.законодательства отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров  или транспортных средств через  ТГРФ.

Группы там.правоотношений: 1.первичные – непосредственно связанные с перемещением тов. и трансп. средств через ТГ РФ.(помещение под процедуры, транзит, т.контроль, уплата платежей); 2.вторичные – являются производными от первичных и соотносятся с фактором перемещения тов. и трансп. Средств опосредованно.

Т.правоотношения могут возникать как в момент перемещения тов. через ТГ, так и до, и после такого перемещения.

Особенности там.првоотношений: 1. т.правоотношения являются отношениями организационными. Организует их гос-во в лице гос.органов, которые в пределах своей компетенции  путем издания различных нормативных актов  становятся организаторами и координаторами  там.политики в целом; 2. правоотношения имеют государственно властных характер и одним из субъектов выступают ТО; 3. т.правоотношения всегда носят правовой характер, т.к. их прекращение изменение и возникновение регулируется соответствующими нормативными актами; 4. часть там.правоотношения регулируется финансовыми и правовыми нормами, представляющими собой денежные отношения.

Информация о работе Лекция по "Таможенному праву"