Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:18, лекция
Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.
Предмет, методы и принципы там.права.
Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Целевой признак связан с задачей обеспечения эффективного управления в там.сфере: отношения административно правового характера, отношения финансово правового характера, отношения договорного характера. Премет там.правового регулирования – отношения, возникающие при осуществлении там.политики в связи с помещением товаров под конкретную там.процедуру, другими словами, предмет – общее отношение в там.сфере.
Методы там.права.
Комплексный характер
общественных отношений, регулируемых
таможенным правом, обуславливает применение
практически всех имеющихся в
действующей системе права
Там.право имеет 3 основных способа правового регулирования.
1.Предписание – позитивное обвязывание, сводится к возложению на лиц обязанностей: передать, сделать и т.п. 2.Дозволение – заключается в предоставлении лицам права на свои собственные активные действия. 3.Запрещение – предполагает обвязывание лиц воздержаться от совершения определенных действий. Цель там.права – регулирование там.правовых отношений. К задачам относится: нормативно правовое обеспечение там.политики, регламентация прав и обязанностей субъектов там.правовых отношений, установление ответственности за нарушение там.правовых отношений.
Выделяют 2 базовых функции т.рпава: 1.регулятивная – воздействие на общественные отношения через установление прав и обязанностей их участников. 2.охранная – воздействие на участников отношений, которая побуждает их соблюдать там.правовые нормы.
Принципы там.права: 1.общественные принципы – принцип уважения прав и свобод, принцип законности, координация и взаимодействие гос.органов, принцип научности, принцип приоритета правовых норм, принцип юр.равенства; 2.отраслевые – охрана гос. и общественной безопасности, защита эк.интересов РФ, принцип единства территории, принцип единства ставок там.пошлин, принцип дифференциации правового регулирования там.процедур.
Источники там.права.
Формирование ТС началось с подписания соглашения о ТС между РФ и Белоруссией(6.01.95г.). Соглашение было подписано тремя странами – РФ, Беларусией и Казахстаном(20.01.95г.)Договор о присоединении республики Таджикистан – 26.02.99г. Протокол о присоединении республики Узбекистан – 25.01.06г. В целях оптимизации формирования ТС и единого проиводства решением глав гос-в участников ТС решено, что регулирование будет осуществляться на базе трех стран – РФ, Беларуси и Казахстана.
Этапы формирования ТС.
01.01.2010 года - введение единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
01.07.2010 года - а)
введение в действие Таможенног
01.07.2011 года - перенос
контроля на внешнюю границу
Республики Казахстан при
В процессах гос.строительства появляется новый правовой институт – наднациональное регулирование. Представлен – Комиссией там.союза. Однако исходя из заявления руководителей гос-в можно предположить, что институт будет развиваться и принимать новые формы. Если в качестве моделей построения будет взята модель ЕС, то в перспективе можно ожидать не только расширение системы регулирующих органов, но и появление наднациональных исполнительных органов и наднациональных представительных органов, обладающих правом создания законодательных актов – Европарламент.
Комиссия ТС.
- это единый
постоянно действующий
ТК ТС.
Изменение в терминологии – нет т.брокера, есть т.предсавитель, нет т.режимов, есть т.процедуры. 2 новые формы т.контроля. Вместо т.ревизии теперь т.проверка. Появился порядок задержания тов. и док-в на них при проведении там.контроля. Декларирование производится только в двух формах – письменной и электронной. Изменены сроки проведения ТО различных операций (сроки уплаты т.пошлин, сроки выпуска тов. и т.п.)
Понятие, виды методов там.права.
Под методом права понимается его внешняя форма выражения. Под методом там.права понимается формы юридических, закрепление правовых норм.Правовоую основу деятельности ТО составляют нормативно правовые акты, которые рассматриваются в качестве методов там.права.
Виды методов там.права: там.закон о ТС, иные правовые акты, нормативно правовые акты в области ТД и ФТС.
Источники: 1.Конституция РФ (12.12.93г.) – основной метод права, 2.Нормативно правовые акты уже не существующих гос-в СССР и РСФСР, 3.ТКРФ (в части, не противоречащей ТКТС), 4.Другие кодифицированные нормативно правовые акты – КОАП РФ, УПК РФ, УК РФ, 5.Иные ФЗ РФ – Об основном регулировании ВТД, Об оружии, О наркотических средствах и психотропных веществах и т.п., 6. Приказы, указы, распоряжения – имеют наименьшую силу среди подзаконных нормативных актов, 7.Акты юр.нормативной власти, 8. Соглашения – занимают особое место.
Нормы там.права. Понятие, структура, особенности.
Таможенно правовые нормы – установленные гос-м нормы поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи с перемещением тов. и трансп.средств через там.границу РФ. Признаки норм там.права: 1.всеобщность – распространяется на всех участников отношений, связанных с перемещением тов. и трансп.средств через границу, 2.общеобзательность – нормы права обязательны для всех участников там.отношений, 3.юр.ответственность – за неисполнение норм там. права наступает юр.ответственность, предусмотренная ТК, УК, КОАП.
Совокупность правовых норм, регулирующих отдельный круг однородных и взаимосвязанных отношений, образует обособленную группу – нормативно правовой институт. Подавляющее большинство там.правовых норм имеет императивный характер, что выражается в категорических предписаниях, действиях независимо от усмотрения субъектов права.
Виды там.правовых норм.
1.Материальные – закреплен объем прав и обязанностей, ответственность субъектов там.правоотношений; 2.Процессуальные – определяют порядок реализации юр.прав и обязанностей, установленных нормами материального права; 3.Процедурные – ими устанавливаются материальные, процессуальные и правотворческие процедуры.
В связи с существованием основных ф-ции права выделяют регулятивные и правоохранительные нормы.
Регулятивные – определяют субъективные права и юр.обязанности участников т.правоотношений, условия их возникновения, их действия.
Правоохранительные – определяют условия применения к субъекты мер гос.принудительного воздействия, характер и их содержание.
По направлению поведения участников т.правоотношений их разделяют на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие – возлагают прямую юр.обязанность лица совершать те или иные действия. Формой их выражения являются предписания.
Запрещающие – возлагают на лицо прямую юр. ответственность не совершать или иные действия. Форма – запреты.
Управомочивающие – содержат юр.разрешения лица совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения по собственному усмотрению. Форма – дозволение.
По степени
определенности формы деляется на определенные
(точно формулируют правила
Строение.
Каждая правовая норма имеет логическую и реальную (фактическую) структуру. Логич.структуру образуют: гипотеза, диспозиция и санкция. Реальную структуру образуют: гипотеза и либо диспозиция, либо санкция.
Соблюдение там.правовых норм – это следование субъектов права, должностных лиц ТО, участников ВЭД ее предписаниям, а так же воздержание от совершения запрещенных нормой действий. Использование там.правовой нормы – это осуществление субъектами правоотношений должностными лицами ТО и участниками ВЭД своих прав, предусмотренных этой нормой.
Толкование норм там.права.
Толкование необходимо для точного и правильного применения норм там.права и заключается в четком усвоении их смысла и содержания. Каждая норма права содержится в законе. Необходимо глубоко изучать законы, в которых данная норма содержится. Среди ученых юристов нет единого подхода к проблеме видов толкования законов. Одни говорят о нормативном толковании законов, другие – об официально, неофициальном и грамматическом толковании, а третьи – о тех и других вместе взятых.
Виды толкований.
Официальное – толкование законов уполномоченными на то гос.органами и должностными лицами. Этот вид толкования закрепляется законодательно и подлежит бесспорному исполнению. Судебное толкование является особым видом официального толкования. Оно дается судом в ходе рассмотрения т.дела или случая. Такое толкование содержится в регении или приговоре суда и обязательно только по рассмотренному там.делу. Такое толкование встречается в монографиях, пособиях, учебниках по т.праву. Однако мнение ученых в сфере ТД могут помочь практическим сотрудникам.
Кроме того в системе права выделяют исторический, системный и грамматический виды толкования законов. Эти виды так же можно применять при уяснении смысла положений т.права.
Таможенные правоотношения и их особенности.
Там.правоотношения – это регулируемые нормами там.законодательства отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров или транспортных средств через ТГРФ.
Группы там.правоотношений: 1.первичные – непосредственно связанные с перемещением тов. и трансп. средств через ТГ РФ.(помещение под процедуры, транзит, т.контроль, уплата платежей); 2.вторичные – являются производными от первичных и соотносятся с фактором перемещения тов. и трансп. Средств опосредованно.
Т.правоотношения могут возникать как в момент перемещения тов. через ТГ, так и до, и после такого перемещения.
Особенности там.првоотношений: 1. т.правоотношения являются отношениями организационными. Организует их гос-во в лице гос.органов, которые в пределах своей компетенции путем издания различных нормативных актов становятся организаторами и координаторами там.политики в целом; 2. правоотношения имеют государственно властных характер и одним из субъектов выступают ТО; 3. т.правоотношения всегда носят правовой характер, т.к. их прекращение изменение и возникновение регулируется соответствующими нормативными актами; 4. часть там.правоотношения регулируется финансовыми и правовыми нормами, представляющими собой денежные отношения.