Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 10:43, статья
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло 18 лет тому назад. За истекшие годы это региональное международное интеграционное объединение, являющееся по статусу международной межправительственной организацией, добилось в своем развитии определенных успехов. Оно оформилось структурно, имеет солидную международно-правовую основу в виде 1300 международных договоров, зарекомендовало себя серьезной международной организацией, в рамках которой его участники сотрудничают в различных областях - политической, экономической, гуманитарной, правоохранительной и других.
Международно правовые основы экономического сотрудничества государств в рамках СНГ
Статьи - Евразийская интеграция
14.10.2010
16:17
Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло 18 лет тому назад. За истекшие годы это региональное международное интеграционное объединение, являющееся по статусу международной межправительственной организацией, добилось в своем развитии определенных успехов. Оно оформилось структурно, имеет солидную международно-правовую основу в виде 1300 международных договоров, зарекомендовало себя серьезной международной организацией, в рамках которой его участники сотрудничают в различных областях - политической, экономической, гуманитарной, правоохранительной и других.
По словам Председателя Исполнительного комитета - Ответственного секретаря СНГ С.Н.Лебедева, многочисленные разносторонние контакты между представителями стран Содружества, растущие объемы торгово-экономических связей убедительно говорят о том, что СНГ функционирует, развивается, совершенствуется. Подтверждением тому являются и важные программные документы, подписанные главами государств СНГ в последние годы.
Прежде всего, речь идет о Концепции дальнейшего развития СНГ, принятой в Душанбе в октябре 2007 г., и Плане основных мероприятий по ее реализации, которые имеют стратегическое значение и призваны адаптировать Содружество к современным условиям, повысить результативность его деятельности.
Основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
Приоритетом
СНГ сегодня является экономическое
сотрудничество. Полноценное торгово-
Экономические связи на пространстве СНГ должны основываться на рыночных принципах, взаимном уважении и взаимной выгоде. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.
В Концепции
поставлена задача осуществления комплексных
действий в сфере экономики и
выработки Стратегии
При этом основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:
- завершение
введения полномасштабного
- либерализация
условий и дальнейшее развитие
взаимной торговли, отмена действующих
ограничений и изъятий из
- разработка
согласованной линии
- развитие
взаимодействия в области
- углубление
сотрудничества в области
- многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов;
- развитие
производственных
- развитие
военно-экономического
- разработка
и реализация крупных
- создание
эффективных механизмов
- создание
финансово-промышленных групп,
- интеграция в мировую экономику;
- создание
сети информационно-
- создание
благоприятных правовых, экономических
и организационных условий для
расширения лизинговой
В соответствии
с положениями Концепции
Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований и анализа экономической ситуации, сложившейся в государствах - участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов.
Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств - участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики государств - участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.
Реализация Стратегии отвечает жизненно важным интересам каждого государства - участника СНГ, является для них приоритетом и призвана содействовать гармоничному развитию хозяйственной жизни.
Основой
Стратегии являются добровольность
и самостоятельность государств
- участников СНГ в определении
направлений и глубины участия в интеграционных
процессах, последовательность и этапность
реализации мероприятий по развитию экономического
сотрудничества.
Место СНГ в мировой хозяйственной системе
СНГ является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций - глобализации и регионализации.
Эффективное
использование комплекса
В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.
СНГ обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств - участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.
В 2007 г. в СНГ было произведено 3,1 % мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств - участников СНГ составлял 3,6 % общемирового показателя.
Имеющийся
значительный потенциал является достаточной
основой для увеличения объемов
производства, обеспечения экономической
устойчивости и повышения благосостояния
граждан государств - участников СНГ.
Оценка экономической ситуации в СНГ
Государства
- участники СНГ при подготовке
Концепции дальнейшего развития
Содружества Независимых
В настоящее время главы государств - участников СНГ провозгласили взаимное экономическое сотрудничество своим приоритетом, определив полноценное торгово-экономическое взаимодействие необходимым условием устойчивого развития.
Результаты социально-экономического развития государств - участников СНГ в текущем десятилетии свидетельствуют о переходе их экономики к периоду динамичного роста.
В 2007 г. экономическая ситуация в государствах - участниках СНГ складывалась благоприятно, сохранялись довольно высокие темпы экономического роста. В большинстве государств темпы роста основных макроэкономических показателей превышали уровень 2006 г. В среднем производство валового внутреннего продукта (ВВП) увеличилось на 9 %, промышленной продукции - на 7 %, инвестиции в основной капитал - на 20 %, перевозки грузов - на 5 %, розничный товарооборот - на 16 %.
Рост
ВВП в значительной мере был обусловлен
положительной динамикой
Экономический рост способствовал увеличению реальной заработной платы, реальных располагаемых доходов населения. Стабильно развивался потребительский рынок. В большинстве государств - участников СНГ постепенно снижается уровень безработицы.
Укрепились
государственные финансы и
К позитивным результатам экономического сотрудничества следует отнести укрепление национальной экономики, проведение значительных социально-экономических преобразований в условиях переходной экономики, создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.
Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет восстановления и развития экономических связей, функционирования зоны свободной торговли и безвизового режима между большинством государств - участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых экономических связей в производстве продукции и сфере услуг. Вместе с тем ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого разрешения для всех государств - участников СНГ. В рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.