Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:57, курсовая работа
Основная цель настоящей работы–, исследовать понятие, виды, особенности ответственности в таможенном праве, виды наказаний за правонарушения и преступления в сфере таможенного дела.
Исходя из указанной цели, определены следующие задачи: рассмотреть понятие и виды таможенных правонарушений; раскрыть понятие юридической ответственности в таможенном праве; рассмотреть особенности юридической ответственности за таможенные правонарушения; проанализировать виды административных наказаний применяемых за таможенные правонарушения; проанализировать виды уголовных наказаний применяемых за таможенные преступления; проанализировать виды дисциплинарных и материальных взысканий в сфере таможенного дела; рассмотреть правоприменительную практику.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть, не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом,
совершившим административное
3) совершение административного
правонарушения в состоянии
4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение административного
правонарушения беременной
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП4.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного
поведения, несмотря на
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение
административного
5) совершение
административного
6) совершение
административного
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Лицо, которому
назначено административное наказание
за совершение административного
Материальная ответственность
в сфере государственной службы
- это самостоятельный вид
Материальная ответственность по нормам
трудового права наступает в случае причинения
ущерба юридическому лицу, в данном случае
государственному органу. Основными условиями
применения материальной ответственности
в соответствии с действующим законодательством
являются: 1) наличие прямого действительного
ущерба; 2) противоправность поведения
(действия или бездействия) должностного
лица; 3) причинная связь между поведением
должностного лица и возникшим ущербом;
4) вина должностного лица. Отсутствие
хотя бы одного из этих условий исключает
возможность возложения на государственный
служащий материальной ответственности.
Дисциплинарная же ответственность государственных
служащих урегулирована нормами различного
уровня правовых актов как по юридической
силе, так и по значению.
Основные признаки дисциплинарной ответственности:
- дисциплинарная ответственность - особый
вид юридической ответственности;
- для ее реального применения характерно
наличие трех оснований: нормативного,
фактического и процессуального, связанного
с изданием правового акта управления
по применению конкретных мер воздействия
на конкретного правонарушителя;
- дисциплинарная ответственность наступает,
как правило, за дисциплинарный проступок,
но может наступить и за совершение иных
правонарушений и даже порочащих действий;
- состоит в применении карательных санкций
- дисциплинарных взысканий;
- дисциплинарную ответственность осуществляют
субъекты линейной власти в рамках служебного
подчинения;
- урегулирована нормами административно-служебного
права.
Средством привлечения к дисциплинарной
ответственности является дисциплинарное
взыскание. Дисциплинарные взыскания
- это меры воздействия, закрепленные в
нормативно-правовых актах и налагаемые
компетентными, специально уполномоченными
субъектами линейной власти на служащих,
совершивших проступок в связи с исполнением
служебных обязанностей или совершивших
иные деяния, влияющие на их особый правовой
статус. Цель их применения двоякая: с
одной стороны - наказать виновного, с
другой - общая и частная превенция правонарушений,
- достигается как содержанием, так и процедурой
их назначения. Применение взысканий к
виновным лицам не только принуждает нарушителя
к соблюдению норм служебной дисциплины,
но и побуждает их к сознательному исполнению
служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное
воздействие не только на самого нарушителя,
но и на других служащих. Поскольку дисциплинарные
взыскания осуществляются в рамках устойчивых
коллективов, среди них много морально-правовых
санкций (замечание, выговор), санкций,
изменяющих, прекращающих связи лица с
коллективом (понижение в должности, увольнение).
Дисциплина в таможенных органах. Важным
компонентом успешной деятельности таможенных
органов является соблюдение строгой
дисциплины их сотрудниками. Правовой
основой в этой сфере служит Дисциплинарный
устав таможенной службы РФ, утвержденный
Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г.
Его положения распространяются на сотрудников
таможенных органов. В Уставе определена
сущность служебной дисциплины в таможенных
органах, права и обязанности начальников
таможенных органов по укреплению дисциплины,
порядок применения поощрений и наложение
дисциплинарных взысканий.
Служебная дисциплина состоит в строгом
выполнении всеми сотрудниками таможенных
органов должностных обязанностей, установленных
законодательством РФ, нормативными правовыми
актами ФТС РФ, правилами внутреннего
трудового распорядка в таможенных органах,
должностными инструкциями сотрудников,
приказами начальников таможенных органов,
а также условиями контракта о службе
в таможенных органах.
Виды дисциплинарных взысканий сотрудника
таможенных органов: 1)замечание; 2)выговор;
3)строгий выговор; 4)предупреждение о неполном
служебном соответствии по результатам
аттестации; 5)увольнение из таможенных
органов. Таможенные органы несут ответственность
за убытки, причиненные налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым агентам
вследствие своих неправомерных действий
(решений) или бездействия, а равно неправомерных
действий (решений) или бездействия должностных
лиц и других работников указанных органов
при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам
сборов и налоговым агентам убытки возмещаются
за счет федерального бюджета в порядке,
предусмотренном Налоговым кодексом и
иными федеральными законами.
Так на основании второй главы можно сделать
заключение, что в соответствии с нарушением
в области таможенного дела ответственность
может быть: уголовной, административной,
дисциплинарной и материальной. Если совершено
преступление в сфере таможенного дела,
наступает уголовная ответственность
по Уголовному кодексу РФ, например за
контрабанду. Если же субъект таможенного
права нарушил таможенные правила не влекущие
уголовной ответственности, наступает
административная ответственность в соответствии
с Кодексом об административных правонарушениях
РФ. Третий вид ответственности за правонарушения
в таможенной сфере - дисциплинарная и
материальная. Этот вид ответственности
может наступать в отношении специального
субъекта таможенного права-сотрудника
таможенных органов5.
Государственное принуждение играет одну
из ведущих ролей среди юридических гарантий
обеспечения функционирования государственных
структур. В системе многочисленных мер
управления центральное место занимают
меры административного и уголовного,
дисциплинарного принуждения, с помощью
которых и происходит непосредственное,
целенаправленное воздействие органов
управления и их должностных лиц на поднадзорных
им физических и юридических лиц.
Проведенный автором настоящего исследования
комплексный анализ ответственности в
таможенном праве позволил сделать определенные
выводы.
Во-первых, юридическую ответственность
за правонарушения в сфере таможенного
дела следует охарактеризовать как предусмотренную
нормами таможенного права обязанность
субъекта таможенного правонарушения
претерпевать определенные неблагоприятные
последствия в результате совершенного
им противоправного деяния. Ей присуще
следующие основные признаки:
1) является средством охраны правопорядка,
средством осуществления государственной
власти;
2) нормативно определена и состоит в применении
(реализации) санкций правовых норм;
3) является последствием виновного антиобщественного
деяния;
4) сопровождается государственным и общественным
осуждением правонарушителя и совершенного
им деяния;
5) связана с принуждением, с отрицательными
для правонарушителя последствиями (как
морального, так и материального характера),
которые он обязан претерпевать;
6) реализуется в соответствующих процессуальных
нормах.
Во-вторых, в теории права принято выделять
четыре вида ответственности: уголовная,
административная, дисциплинарная и материальная
(гражданская).
Уголовная ответственность — вид юридической
ответственности, предусмотренной за
совершение преступлений в сфере таможенного
дела. Привлечение к уголовной ответственности
означает возбуждение уголовного дела,
проведение расследования и судебное
разбирательство. Правовое последствие
совершения преступления заключается
в применении к виновному в этом лицу государственного
принуждения в форме уголовного наказания.
Уголовная ответственность наступает
также за приготовление к преступлению,
за покушение на преступление и за соучастие
в нем.
Административная ответственность —
вид юридической ответственности, предусмотренной
нормами таможенного законодательства
за совершение административных проступков
в сфере таможенного дела. Она выражается
в применении к виновным в совершении
правонарушения в сфере таможенного дела
лицам мер административного взыскания,
если совершенные этими лицами правонарушения
по своему характеру не влекут за собой
уголовной ответственности.
Под дисциплинарной ответственностью
государственных таможенных служащих
следует понимать применение мер дисциплинарного
воздействия к государственным таможенным
служащим в рамках служебного подчинения
за виновные нарушения порядка и условий
прохождения государственной таможенной
службы, не преследуемые в уголовном порядке.
Основанием для привлечения государственного
таможенного служащего к дисциплинарной
ответственности является дисциплинарный
проступок (нарушение служебной дисциплины),
т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее
исполнение таможенным служащим возложенных
на него должностных обязанностей. Материальная
же ответственность по нормам трудового
права наступает в случае причинения ущерба
юридическому лицу, в данном случае государственному
органу.
Можно выявить и обозначить целый ряд проблем, возникающих в правоприменительной деятелности:
1)До настоящего времени нет надлежащего научного
обеспечения правовой квалификации таможенных
правонарушений. Следствием этого является
нарушение норм материального и процессуального
права
2)Нестабильность не только таможенного
законодательства, но и других отраслей
права, которые регламентируют деятельность
таможенных органов как в части борьбы
с таможенными правонарушениями, так и
по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью
таможенных органов. Частые изменения
ставок таможенных пошлин, вносимые правительством,
взимание которых возложено на таможенные
органы, безусловно, не стали стабилизирующим
фактором, не говоря уже об изменениях
нетарифных мер регулирования внешнеэкономической
деятельности.
3)Принятие органами законодательной и
исполнительной власти не проработанных
в нужной степени нормативно-правовых
актов, а также их противоречивый характер
(в том числе и по отношению к действующему
законодательству), приводит к тому, что
при их применении нередко возникает коллизия
норм права. Это порождает ситуацию, когда
и участник внешнеэкономической деятельности
и таможенный орган действуют на основании
закона или иной нормы права и, полагая
свои действия правомерными, попадают
в конфликтную ситуацию, которая разрешается
исключительно в судебном порядке.
Все это приводит к неурегулированности
взаимоотношений сторон внешнеэкономической
сделки, противоправности их действий
при перемещении товаров и транспортных
средств через таможенную границу и, как
следствие, - приводит к нарушению одной
из сторон таможенных правил, с последующей
юридической ответственностью.
Список использованных источников
1 Халипов, С.В. Таможенное право: учебник для вузов/ под ред. С.В. Халипова. – М.: ЮРАЙТ. – 2011. – 397с. – ISBN 978-5-9916-1214-2.
2 Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: [принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 12 ноября 2012г.// Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г №47 ст. 6405.
3 Чермянинов, Д.В. Таможенное право: учебник/ под ред. Д.В. Чермянинова. – М.: ЮРАЙТ. – 2012. – 388с. – ISBN 978-5-9916-1750-5.
4 Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных праонарушениях Российской Федерации: [принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 12 ноября 2012г.// Собрание законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г №47 ст. 6405.
5 Халипов, С.В. Таможенное право: учебник для вузов/ под ред. С.В. Халипова. – М.: ЮРАЙТ. – 2011. – 397с. – ISBN 978-5-9916-1214-2.