Понятие и характеристика единой системы таможенных органов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 09:26, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы «Понятие и характеристика единой системы таможенных органов России».
Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.
В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: организация, система и структура государственных таможенных органов, а также правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Становление, организация, система и структура таможенных органов……………………………………………………………………………..4
1.1 Становление таможенной службы…………………………………………..4
1.2 Единая система таможенных органов РФ…………………………………..8
1.3 Основные функции таможенных органов РФ……………………………..17
Глава II. Должностные лица таможенных органов РФ………………………..20
1.1 Должности и специальные звания в таможенных органах……………….20
1.2 Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов………………………………………………………………………..24
Глава III. Таможенный союз…………………………………………………….28
1.1 История создания Таможенного союза…………………………………….28
1.2 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза…………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая по этд.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Становление, организация, система и структура таможенных органов……………………………………………………………………………..4

    1. Становление таможенной службы…………………………………………..4
    2. Единая система таможенных органов РФ…………………………………..8
    3. Основные функции таможенных органов РФ……………………………..17

Глава II. Должностные лица таможенных органов РФ………………………..20

    1. Должности и специальные звания в таможенных органах……………….20
    2. Общеслужебные права и обязанности должностных лиц таможенных органов………………………………………………………………………..24

Глава III. Таможенный союз…………………………………………………….28

    1. История создания Таможенного союза…………………………………….28
    2. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза…………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  литературы………………………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  данной курсовой работы «Понятие и характеристика единой системы таможенных органов России».

     Выбору  этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.

     В курсовой работе для более полного  освещения темы будут рассмотрены: организация, система и структура  государственных таможенных органов, а также правовой статус должностных лиц, проходящих службу в таможенных органах.

     Выбранный мной материал для исследования я  считаю актуальным, потому что таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

     Помимо  значения системы таможенных органов  с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно существенном значении таможенных органов в системе органов исполнительной власти РФ, и достойно более детального рассмотрения. 

Глава I. Становление, организация, система и структура таможенных органов.

    1. Становление таможенной службы.

   Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.

Нельзя  забывать, что торговли без налогов  не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения.

     Находясь  на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

     Таможенная  служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года-времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.

     Многочисленные  исторические документы позволяют  утверждать о более чем 1000 летнем периоде существования таможенного  дела на территории России. Из летописных и законодательных источников известно, что в X-XII в.в. на Руси взимали «мыто»- торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями». Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Русской» ХI века. В период феодальной раздробленности на Руси в ХI I - начале ХIII вв., в связи с ростом числа княжений и внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 гг.) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года.

     После разгрома Руси татаро-монголами в XIII веке таможенную политику проводили  отдельные княжествами др. От тюркского  слова тамга произошел глагол тамжить т.е. взыскивать пошлину  тамгу. Место на рынке или ярмарки где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником, становился таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система также была заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам»

     Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось  формирование русского (Московского  государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

     В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 г.г.) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

     Для противодействия контрабанде через западную сухопутную границу в 1723 г. было приказано учредить по большим дорогам "крепкие заставы", а малые дороги, проходившие между ними, завалить лесом или перекопать рвами. Одновременно предусматривалось иметь разъезды от одной заставы до другой. Обнаружив в запрещенных для проезда местах след, пограничники обязаны были задержать нарушителя "и штрафовать отнятием всего того, с чем взят будет". 31 января 1724 г. был утвержден протекционистский таможенный тариф.

     Перечень  привозных и отпускных товаров впервые был составлен в алфавитной последовательности, товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров. В основу исчисления пошлин был положен "арифметический" прием для определения окладов пошлин на привозимые товары: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть цены последнего; если трети -третью часть: если половины - 50%; если превышало привоз - 75%.

     С принятием тарифа 1724 г. в портовых городах штаты таможен стали комплектоваться из оплачиваемых чиновников, работавших уже на постоянной основе. Все чаще к присяге приводились люди купеческого звания, которых определяли на различные таможенные должности. В 1724 г. была утверждена Санкт-Петербургская портовая таможня. Перенесение в 1713 г. столицы в Санкт-Петербург не изменило господствующего положения Москвы. Еще при Петре I на подъездах к городу существовали таможенные заставы, в 1731 году соединенные окружившим Москву деревянным забором. В 1742 году полуразрушенный и растащенный жителями на дрова забор был заменен 37-километровым насыпным земляным валом со рвом. В местах пересечения вала с дорогами в Москву были устроены 16, а впоследствии 18 застав со сторожевыми будками - кордегардиями для караульных, которые на заставах проверяли ввозимые товары и документы на них, а также несли службу по охране всего периметра вала. Вал имел значение таможенной границы города. Таможенные пошлины собирались Камер-коллегией, поэтому вал получил название Камер-коллежского. С принятием тарифа 1724 г. резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому в 1731 г. был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и железа, на селитру, сырье, инструменты, азотную кислоту были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренняя и портовая таможни.1 
 

     1.2 Единая система  таможенных органов РФ

Термин "система" происходит от греческого слова и означает целое, составленное из частей; соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Каждая  система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность – свойства не только строения системы, но и ее поведения: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, функционирования; целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. В единую систему таможенных органов входят следующее: Федеральная таможенная служба (ФТС), Региональное таможенное управление (РТУ), таможня и таможенный пост.2

     Как федеральный орган исполнительной власти ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими  органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Вместе с тем, в отдельных случаях (например, в случаях обжалования в ФТС решений, действий или бездействия нижестоящих таможенных органов) ФТС России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также с физическими лицами.

     Основные  задачи ФТС России вытекают из основных направлений таможенной политики Российской Федерации и мер по ее реализации и сводятся к: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны;

     защите  экономических интересов России; организации применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития российской экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в России; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на российские таможенные органы; обеспечению участия России в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Информация о работе Понятие и характеристика единой системы таможенных органов России