Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:25, лекция

Описание

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)

1.1. Понятие и  сущность внешнеэкономической деятельности  предприятия 

  

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой  совокупность методов и средств  торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и  кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности [24, с. 23-27]. 

Предприятие-участник ВЭД - это самостоятельное юридическое  лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени  приобретать имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия. 

Субъектами внешнеэкономической  деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они  могут вступать в международные  неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения. 

При существующей самостоятельности участников ВЭД  государство оставляет за собой  право регулировать важнейшие аспекты  этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально  определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д. 

В России государственная  внешнеторговая политика разрабатывается  под руководством Президента Правительством РФ, а федеральные органы власти, непосредственно отвечающие за ее реализацию, - это Министерство промышленности и торговли РФ и Государственный таможенный комитет (ГТК). 

 

1.2. Совершенствование  структурной политики на основе  активизации внешнеэкономической  деятельности предприятий 

  

Основными факторами, оказавшими существенное влияние на показатели внешнеэкономических связей, являются [25, с. 3-7]: 

1) изменение  конъюнктуры на мировых товарных  и финансовых рынках (падение  или рост спроса на те или  иные товары), а также колебания  уровня мировых цен; 

2) спад отечественного производства, деформация внутреннего товарного и финансового рынков (структурная перестройка экономики, рост издержек, падение платежеспособного спроса основной массы населения, конкурентная борьба товаропроизводителей и субъектов внешнеэкономической деятельности, негативные явления в финансово-кредитной системе и т.п.); 

3) возрастающая  конкуренция на мировой арене  крупнейших экономических союзов, транснациональных монопольных  объединений; 

4) наращивание  масштабов и темпов современной  научно-технической революции, что  требует мобильной переориентации  внешней торговли с учетом  новейших достижений. 

При переходе к  рыночным отношениям и полной либерализации  внешнеэкономической деятельности произошли не только резкие изменения в направлении внешнеторговых потоков в структуре экспорта и импорта, но и возникли некоторые негативные явления, отрицательно сказавшиеся на социально-экономической обстановке в России. 

Среди задач, которые  призвана решать система регулирования экономики, самая главная - формирование такой структуры экономики, которая бы опиралась не на сырьевые отрасли, а на отрасли современной промышленности, наукоемкие производства. 

Существует ряд  проблем реализации внешнеэкономической  деятельности в регионе [25, с. 3-7]: 

1) по своему  товарному наполнению структура  областного импорта, так же  как и экспорта, не соответствует  экономическому потенциалу области; 

2) слабая поддержка  деятельности экспортеров по  продвижению товаров на внешние рынки и неразвитость международной рекламно-выставочной деятельности; 

3) разрозненные  выступления отдельных производителей  на международных рынках, которые  требуют консолидации национальных  экспортеров; 

4) неразвитая  инфраструктура, в первую очередь  кадровая и организационная; 

5) нерациональная  география регионального сотрудничества (наибольшая концентрация внешнеэкономической  деятельности регионов приходиться  на одни и те же страны: ФРГ,  Франция и др.). 

Следует отметить, что развитие внешней торговли должно способствовать наращиванию экономического потенциала региона, повышению уровня благосостояния населения, укреплению экономической безопасности. 

Стратегия развития внешнеэкономической деятельности регионов должна разрабатываться с  учетом следующих направлений [25, с. 3-7]: 

1) развитие собственных  машиностроительных комплексов, что  сможет гарантировать технологическую  безопасность, ее относительную  независимость, в части наращивания  и развития производственных  мощностей от конъюнктуры мирового  рынка; 

2) обеспечение  продовольственной безопасности  за счет развития собственного  агропромышленного производства; 

3) обоснование  доходности продукции и важность  ее с точки зрения развития  региона при определении номенклатуры, объемов экспорта и импорта  конкретных товарных групп; 

4) осуществление  контроля за качеством импортируемых  товаров с целью защиты внутреннего  рынка от вредных и экологически  опасных товаров. 

Можно сделать  вывод о том, что использование  во внешнеэкономической деятельности принципов и методов маркетинга приобретает в настоящее время особую актуальность. 

К наиболее важным стратегическим решениям, определяющим все дальнейшие действия предприятия, относятся решения об участии  в той или иной форме в международном  разделении труда, о выборе рынков и способов проникновения на них, о стратегиях рыночного поведения предприятия на выбранных рынках. В зарубежной практике внешнеэкономическая деятельность в области маркетинга получила название международный маркетинг [25, с. 3-7].

Информация о работе Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности предприятия