Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:29, реферат
Создание в системе Федеральной таможенной службы и укрепление специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Таможенные органы РФ как субъект правоохранительной
деятельности……………………………………………………………………5
1.1Структура правоохранительных подразделений ФТС России………….7
1.2Взаимодействие с правоохранительными органами
России и зарубежных стран ………………………………………………….9
2.Формы правоохранительной деятельности таможенных органов………12
2.1Дознание и действия правомерные для таможенных органов…………12
2.2 Проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ………………16
2.3 Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение…………………………………………………………………20
3.Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов Южного таможенного управления за первое полугодие 2011 года………24
Заключение…………………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………
Таможенные органы Российской
Федерации в целях решения задач таможенного
дела взаимодействуют с иными правоохранительными
органами и другими государственными
органами, предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами.
Государственные органы и
их должностные лица обязаны оказывать
содействие таможенным органам Российской
Федерации в решении
Взаимодействие с МВД
РФ, ФСБ РФ направлено на предупреждение,
раскрытие и расследование
МВД РФ и его подразделения
на местах проводят оперативно-розыскные
и иные мероприятия в среде
потребителей и сбытчиков наркотиков,
спекулянтов валютой и
Информируют органы ФСБ и таможенные учреждения:
- о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок, незаконных внешнеэкономических операций, фактах их подготовки и совершения;
- о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства;
- о выявленных признаках, указывающих на подготовку или совершение особо опасных государственных преступлений или деятельность, противоречащую интересам обеспечения государственной безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде;
- о фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту;
- о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.
Федеральная служба безопасности оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.
Таможенные органы представляют
возможность изучать материал сотрудникам
МВД и МБ о ввозе, вывозе товаров,
участвуют совместно в
Взаимодействие таможенных
органов с органами МВД и ФСБ
при проведении мероприятий по предупреждению,
раскрытию и расследованию
Координация взаимодействия
при решении вопросов организации борьбы
с преступностью в данной сфере возлагается
на специально создаваемые совместные
рабочие группы. Благоприятную перспективу
в борьбе с таможенными правонарушениями
оказывает развитие сотрудничества с
таможенными органами зарубежных стран.
Правоохранительная
- дознание;
-проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ;
-производство по делам о нарушениях
таможенных правил и их рассмотрение.
Правоохранительная деятельность
осуществляется таможенными органами
всех уровней.
Дознание — один из видов предварительного расследования. Предоставление права проводить дознание характеризует правоохранительную деятельность государственных органов. К их числу, помимо таможенных органов, относятся милиция, органы государственной безопасности, налоговая полиция. Поскольку органы дознания проводят расследование, их деятельность регламентируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Осуществляется она с целью обнаружения преступлений и лиц, их совершающих. Таможенные органы производят дознание по делам, oтнесенным к их компетенции.
Таможенные органы, как органы дознания, вправе производить все следственные действия:
1) задержать лицо по подозрению в совершении преступления;
2) производить допрос задержанного, подозреваемого лица;
3) производить личный обыск задержанного или подозреваемого;
4) следственный осмотр обнаруженных предметов контрабанды, предметов, изъятых при личном обыске и задержании подозреваемого (при этом необходимо фиксировать точные данные, касающиеся качества предметов, их назначение, фабричные маркировки);
5) производить допрос свидетелей;
6) проводить обыски, изымать предметы и документы, которые могут иметь отношение к делу.
Наиболее опасным из этих преступлений является контрабанда. Обнаружив признаки преступления, таможенный орган возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия:
- Осмотры;
- Обыски;
- Выемки;
- Освидетельствование;
- Задержание и допрос подозреваемых и свидетелей.
Выемка относится к неотложным следственным действиям и осуществляется таможенным органом, если возникает необходимость изъять определенные предметы и документы, имеющие значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.
Обыск производится в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что в помещении либо ином месте находятся предметы (товары, транспортные средства, иные предметы) или документы, могущие иметь значение для дела.
Обыск проводится по постановлению лица, проводящего дознание, и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен и без санкции, но с последующим сообщением об этом прокурору в течение 24 часов. Личный досмотр является формой таможенного контроля. Проведение его имеет целью обнаружить предметы контрабанды либо предметы, запрещенные к транзиту.
Цель проведения личного
обыска шире, чем при личном досмотре.
Помимо указанных выше предметов
в результате обыска могут быть обнаружены
и другие вещественные доказательства:
документы, товарные чеки, квитанции на
отдельно следующий багаж, записные книжки,
содержащие сведения, интересующие следствие.
Поэтому проведение личного досмотра
не исключает последующее проведение
личного обыска.
Вопрос о задержании гражданина
ставится перед начальником таможенного
органа в одном из трех случаев:
— если лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
— если очевидцы прямо укажут
на него как на лицо, совершившее
преступление;
— если на одежде подозреваемого,
при нем или в его жилище обнаружены явные
следы преступления.4
Задержание может быть
произведено, например, если на
одежде подозреваемого
О каждом случае задержания
дознаватель составляет протокол, который
утверждается начальником таможенного
органа.
По каждому факту задержания
по подозрению в совершении преступления
таможенный орган должен письменно в течение
24 часов уведомить прокурора, осуществляющего
надзор за законностью действий данного
органа дознания.
Если задерживается
Как правило, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу участие защитника возможно и до предъявления обвинения — с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения.
Поэтому лицо, задержанное по подозрению в совершении таможенного преступления, имеет право пригласить защитника.
Возможен осмотр места происшествия, помещения, предметов, документов. Осмотр проводится с целью обнаружения следов преступления, других вещественных доказательств.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия проводится до возбуждения дела. Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводится с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмотру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыске и задержании лица. К проведению осмотра, когда необходимо установить качество предметов, фабричную маркировку и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста. По контрабанде, например предварительного следствия обязательно, поэтому прекращение уголовного дела на стадии дознания недопустимо. Дознаватель обязан составить постановление о направлении дела следователю.
По другим делам, по которым предварительное следствие не обязательно (таможенные преступления к ним не относятся), возможно прекращение дела постановлением органа дознания.
Выполнив неотложные следственные
действия, таможенный орган передает
дело в прокуратуру для дальнейшего
его расследования и
На выполнение неотложных следственных действий закон отводит органу дознания 10 дней. О передаче дела в прокуратуру выносится постановление. После того как следователь примет дело к своему производству, таможенный орган может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако следователь может приступить к расследованию, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных действий.
В составе таможенных органов образованы подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Дознание по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, осуществляют отделы дознания таможен и отделы организации дознания региональных таможенных управлений.
Непосредственно же дознание проводят должностные лица этих подразделений. Лицо, производящее дознание, начинает его по поручению начальника таможенного органа, но принимает решение от своего имени и несет личную ответственность за ход дознания.
В то же время начальник таможенного органа не может отменить постановление лица, производящего дознание, если на то была дана санкция прокурора.5
2.2 Проведение оперативно-
В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.
Оперативно-розыскное
Оперативно-розыскная операция
представляет собой совокупность взаимосвязанных
и согласованных по цели, месту
и времени оперативно-
Для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимы законные основания, которыми являются:
- наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными таможенным органам сведения о подготавливаемом противоправном деянии;
- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Задачи оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов:
1) выявление, предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений,
отнесенных к компетенции таможенных
органов, преступлений в сфере таможенного
дела, а также выявление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
2) получение упреждающей оперативной
информации об обстановке в зоне таможенной
деятельности для принятия правильных
решений с целью защиты экономических
интересов Российской Федерации;
3) оказание помощи органам расследования,
прокуратуры и суда в сборе доказательств
по уголовному делу, выполнение их поручений;
4) розыск лиц, скрывающихся
от органов расследования и суда и уклоняющихся
от уголовного наказания за преступления,
а также розыск без вести пропавших;
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее формы