Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:29, реферат

Описание

Создание в системе Федеральной таможенной службы и укрепление специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Таможенные органы РФ как субъект правоохранительной
деятельности……………………………………………………………………5
1.1Структура правоохранительных подразделений ФТС России………….7
1.2Взаимодействие с правоохранительными органами
России и зарубежных стран ………………………………………………….9
2.Формы правоохранительной деятельности таможенных органов………12
2.1Дознание и действия правомерные для таможенных органов…………12
2.2 Проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ………………16
2.3 Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение…………………………………………………………………20
3.Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов Южного таможенного управления за первое полугодие 2011 года………24
Заключение…………………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Правоохран.де-ть там. органов и ее формы.docx

— 52.72 Кб (Скачать документ)

 
   Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. 

Государственные органы и  их должностные лица обязаны оказывать  содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных  на них задач, в том числе путем  создания надлежащих условий для  этого. 

Взаимодействие с МВД  РФ, ФСБ РФ направлено на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической  деятельности, пресечение незаконного  вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление  причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений.

МВД РФ и его подразделения  на местах проводят оперативно-розыскные  и иные мероприятия в среде  потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурными  ценностями, лиц, занятых в сфере  обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях, осуществляющих экспортно-импортные  операции; принимают участие в  выявлении, пресечении, раскрытии и  расследовании преступлений в данной сфере; ведут учет культурных ценностей, задержанным по делам о контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающих межрегиональными связями. 

Информируют органы ФСБ и  таможенные учреждения:

- о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок, незаконных внешнеэкономических операций, фактах их подготовки и совершения;

- о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства;

- о выявленных признаках, указывающих на подготовку или совершение особо опасных государственных преступлений или деятельность, противоречащую интересам обеспечения государственной безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде;

-  о фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту;

- о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.

Федеральная служба безопасности оказывает содействие в организации  контроля за объектами оперативной  заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных  каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к  уголовной ответственности за подобные правонарушения. 

Таможенные органы представляют возможность изучать материал сотрудникам  МВД и МБ о ввозе, вывозе товаров, участвуют совместно в оперативно-розыскных  мероприятиях. Сообщают органам МВД  и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц задержанных за перевозку  наркотиков, выявленных в ходе таможенного  контроля каналах сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах их маскировки при перевозке.

Взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ  при проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов.  
Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.

 

  1. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов

 

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в следующих формах:

- дознание;

-проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ;

-производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение. 
 Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всех уровней.

 

    1. Дознание и действия правомерные для таможенных органов

 

Дознание — один из видов  предварительного расследования. Предоставление права проводить дознание характеризует  правоохранительную деятельность государственных  органов. К их числу, помимо таможенных органов, относятся милиция, органы государственной безопасности, налоговая  полиция. Поскольку органы дознания проводят расследование, их деятельность регламентируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Осуществляется она с целью обнаружения преступлений и лиц, их совершающих. Таможенные органы производят дознание по делам, oтнесенным к их компетенции.

Таможенные органы, как  органы дознания, вправе производить  все следственные действия:

1)    задержать лицо по подозрению в совершении преступления;

2)    производить допрос задержанного, подозреваемого лица;

3)    производить личный обыск задержанного или подозреваемого;

4)   следственный осмотр обнаруженных предметов контрабанды, предметов, изъятых при личном обыске и задержании подозреваемого (при этом необходимо фиксировать точные данные, касающиеся качества предметов, их назначение, фабричные маркировки);

5)    производить допрос свидетелей;

6)   проводить обыски, изымать предметы и документы, которые могут иметь отношение к делу.

  Наиболее опасным из этих преступлений является контрабанда. Обнаружив признаки преступления, таможенный орган возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия:

- Осмотры;

- Обыски;

- Выемки;

- Освидетельствование;

- Задержание и допрос подозреваемых и свидетелей.

Выемка относится к  неотложным следственным действиям  и осуществляется таможенным органом, если возникает необходимость изъять определенные предметы и документы, имеющие значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Обыск производится в том  случае, если имеются достаточные  основания полагать, что в помещении  либо ином месте находятся предметы (товары, транспортные средства, иные предметы) или документы, могущие иметь  значение для дела.

Обыск проводится по постановлению  лица, проводящего дознание, и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск  может быть произведен и без санкции, но с последующим сообщением об этом прокурору в течение 24 часов. Личный досмотр является формой таможенного контроля. Проведение его имеет целью обнаружить предметы контрабанды либо предметы, запрещенные к транзиту.

Цель проведения личного  обыска шире, чем при личном досмотре. Помимо указанных выше предметов  в результате обыска могут быть обнаружены и другие вещественные доказательства: документы, товарные чеки, квитанции на отдельно следующий багаж, записные книжки, содержащие сведения, интересующие следствие. Поэтому проведение личного досмотра не исключает последующее проведение личного обыска.  
Вопрос о задержании гражданина ставится перед начальником таможенного органа в одном из трех случаев:

— если лицо застигнуто при  совершении преступления или непосредственно  после его совершения;

— если очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее  преступление; 
— если на одежде подозреваемого, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.4

 Задержание может быть  произведено, например, если на  одежде подозреваемого обнаружены  следы наркотиков. Для того чтобы  получить необходимые доказательства, необходимо произвести освидетельствование  лица. Закон допускает возможность  задержания и в тех случаях,  когда лицо пытается совершить  побег, когда не установлена  его личность или лицо не  имеет постоянного места жительства.

О каждом случае задержания дознаватель составляет протокол, который  утверждается начальником таможенного  органа. 
По каждому факту задержания по подозрению в совершении преступления таможенный орган должен письменно в течение 24 часов уведомить прокурора, осуществляющего надзор за законностью действий данного органа дознания.

Если задерживается иностранный  гражданин, начальник органа дознания обязан доложить об этом в Федеральную таможенную службу РФ. По уголовным делам адвокат оказывает помощь лицам, привлеченным к ответственности, в качестве защитника.

Как правило, защитник допускается  к участию в деле с момента  предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в  совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу участие защитника возможно и до предъявления обвинения — с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения.

Поэтому лицо, задержанное  по подозрению в совершении таможенного  преступления, имеет право пригласить защитника. 

Возможен осмотр места происшествия, помещения, предметов, документов. Осмотр проводится с целью обнаружения следов преступления, других вещественных доказательств.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия проводится до возбуждения дела. Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводится с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмотру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыске и задержании лица. К проведению осмотра, когда необходимо установить качество предметов, фабричную маркировку и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста.  По контрабанде, например предварительного следствия обязательно, поэтому прекращение уголовного дела на стадии дознания недопустимо. Дознаватель обязан составить постановление о направлении дела следователю.

По другим делам, по которым  предварительное следствие не обязательно (таможенные преступления к ним не относятся), возможно прекращение дела постановлением органа дознания.

Выполнив неотложные следственные действия, таможенный орган передает дело в прокуратуру для дальнейшего  его расследования и направления  в суд.

На выполнение неотложных следственных действий закон отводит  органу дознания 10 дней. О передаче дела в прокуратуру выносится  постановление. После того как следователь  примет дело к своему производству, таможенный орган может проводить  по нему следственные и розыскные  действия только по поручению следователя. Однако следователь может приступить к расследованию, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных действий.

В составе таможенных органов  образованы подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями  таможенных правил. Дознание по уголовным  делам, отнесенным к компетенции  таможенных органов, осуществляют отделы дознания таможен и отделы организации  дознания региональных таможенных управлений.

Непосредственно же дознание проводят должностные лица этих подразделений. Лицо, производящее дознание, начинает его по поручению начальника таможенного  органа, но принимает решение от своего имени и несет личную ответственность  за ход дознания.

В то же время начальник таможенного органа не может отменить постановление лица, производящего дознание, если на то была дана санкция прокурора.5

 

2.2 Проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ

 

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов  преступной деятельности, наносящих  существенный ущерб экономическим  и политическим интересам Российской Федерации.

Оперативно-розыскное мероприятие  является основной формой осуществления  оперативно-розыскной деятельности. Кроме него в оперативно-розыскной  деятельности используются такая форма, как оперативно-розыскная операция.

Оперативно-розыскная операция представляет собой совокупность взаимосвязанных  и согласованных по цели, месту  и времени оперативно-розыскных  мероприятий и отдельных действий, осуществляемых по общему плану, руководимых из единого центра, направленных на решение сложной задачи оперативно-розыскной деятельности.

Для проведения оперативно-розыскных  мероприятий необходимы законные основания, которыми являются:

- наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными таможенным органам сведения о подготавливаемом противоправном деянии;

 - запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Задачи оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов:  
1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; 

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;  
3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;  
4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших; 

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее формы