Сбор за таможенное оформление: сущность, функции, порядок и сроки уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование и детальное рассмотрение процесса взимания сбора за таможенное оформление, включая порядок и сроки уплаты, особенности исчисления и др.; изучение нормативно-правовой базы относительно данного сбора.
Актуальность темы заключается в том, что сбор за таможенное оформление является наиболее часто взимаемым сбором при перемещении товаров через границу. Совершенствование процедуры взимания данного сбора играет немаловажную роль в работе таможенных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4
Теоретические основы сбора за таможенное оформление…………...…….5
Нормативно-правовая база сбора за таможенное оформление.….....……..11
Пути совершенствования применения сбора за таможенное оформление.……………………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Работа состоит из  1 файл

текст.docx

— 49.07 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовая база сбора за таможенное оформление

 

 

          За таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, взимаются таможенные сборы.

         Размеры таможенных сборов, в том числе за таможенное оформление вне определенных для этого мест и (или) вне времени работы таможенных органов Республики Беларусь, определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

          Таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются при заявлении режима отказа в пользу государства.

         Плательщики таможенных сборов и отдельные элементы обложения применительно к таможенным сборам могут определяться Таможенным кодексом Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

         Основные элементы необходимые для взимания таможенных сборов за таможенное оформление определены Указом Президента Республики Беларусь от13.07.06 г. № 443 «О таможенных сборах», Таможенным кодексом РБ. [5]

            В 2005 году назрела необходимость привести таможенное законодательство нашей страны в соответствие с требованиями и правилами Всемирной торговой организации. Таким образом, Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь", принятый 15 ноября 2004 г. №332-З, вступил в силу 25 мая 2005 г.

           Так, в соответствии с национальным законодательством сборы за таможенное оформление взимались в процентах от таможенной стоимости товаров: чем выше таможенная стоимость, тем большую сумму сборов за таможенное оформление надлежало уплатить в бюджет. В то же время правилами, применяемыми в международной практике, установлено, что величина таких сборов не должна превышать затраты таможенных органов на производство операций по таможенному оформлению товаров и не может зависеть от таможенной стоимости товаров.

     Но прежде чем рассматривать  изменения, касающиеся порядка  исчисления некоторых таможенных  платежей, следует сказать, какие  таможенные платежи уплачиваются  при перемещении товаров через  таможенную границу Республики  Беларусь.

      В отношении товаров,  предназначенных для предпринимательской  (коммерческой) деятельности, в зависимости  от таможенного режима могут уплачиваться: сборы за таможенное оформление, таможенные пошлины акцизы и налог на добавленную стоимость.

   Концептуальные изменения претерпели только сборы за таможенное оформление. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 29 марта 2005 г. №17 утвержден размер таможенных сборов. Он зависит от того, в какую группу товаров, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности входят товары, подлежащие таможенному оформлению. При этом установлено всего три уровня ставок таможенных сборов: 20, 35 и 50 евро.

     Инструкция о порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость была утверждена постановлением ГТК от 11 мая 2005 г. №28. Данное постановление вступило в силу 1 июля 2005 г., за исключением положений, касающихся таможенных сборов, которые применяются с даты вступления в силу Закона "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь", т.е. с 25 мая.

           Если в таможенной декларации заявлено одно наименование товара - сумма таможенного сбора зависит от ставки, установленной для конкретной группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Если же одновременно декларируется несколько наименований товаров, то сумма сборов за таможенное оформление, подлежащая уплате по одному таможенному разрешению, определяется не путем суммирования ставок сборов по всем наименованиям товаров, а равна наибольшей из ставок, установленных для товаров, заявляемых в этой таможенной декларации. Например, в одной таможенной декларации декларируется 7 наименований товаров, из которых для 6 наименований установлен таможенный сбор в размере, эквивалентном 20 евро, а на одно наименование - в размере, эквивалентном 50 евро. Уплате подлежит наибольшая из сумм, равная 50 евро.

       Очевидно, что с принятием нового порядка взимания таможенных сборов их величина не будет зависеть от таможенной стоимости товаров. При ввозе одного и того же наименования товара, независимо от стоимости контракта, суммы таможенных сборов будут одинаковыми. [6]

          Следует отметить, что исчисление таможенных сборов производится в белорусских рублях. Пересчет ставки, установленной в евро, в белорусские рубли осуществляется по официальному курсу валют, установленному Национальным банком на дату принятия таможенной декларации.

     Валюту, в которой будет уплачен таможенный сбор, выбирает плательщик. Дополнительный сбор за таможенной оформление, ранее уплачиваемый в иностранной валюте, с 25 мая не взимается. [8]

     Кроме того, изменилась величина таможенных сборов, подлежащая уплате за таможенное оформление товаров вне мест и (или) вне времени работы таможенного органа. Если до 25 мая нынешнего года в подобных случаях сумма таможенного сбора взималась в двойном размере, то сегодня подлежащая уплате сумма увеличивается на 10 евро (в эквиваленте).

       Так как сбор за таможенное оформление влияет на размер акцизов и налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате при таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, нельзя обойти вопрос включения в налогооблагаемую базу при исчислении этих налогов суммы таможенных сборов.

      При исчислении сумм акцизов, если ставка акцизов адвалорная, налоговая база определяется как таможенная стоимость товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление. Для определения налоговой базы при исчислении НДС, помимо сумм таможенной пошлины и таможенных сборов, к таможенной стоимости товара прибавляется сумма акцизов, подлежащая уплате.

       В этой связи сумма таможенного сбора, подлежащая включению в налоговую базу при исчислении акцизов и НДС по каждому из товаров, определяется как частное от деления ставки таможенных сборов на количество наименований товаров по данной таможенной декларации.

           Таким образом, белорусское законодательство было приведено в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации в отношении деятельности таможенных органов. [6]

            Следует отметить, что до введения  изменений в таможенное законодательство, действовали следующие ставки  сбора за таможенное оформление

   0,1 % от таможенной стоимости товаров в валюте Республики Беларусь (далее – основной сбор) и дополнительно в размере 0,05 % от таможенной стоимости товаров в иностранной валюте, покупаемой Национальным банком Республики Беларусь (далее – дополнительный сбор).

          Таможенные сборы за таможенное оформление воздушных и речных судов при помещении их под таможенные режимы временного ввоза (вывоза) и таможенные режимы переработки, если операцией по переработке является ремонт таких судов, а также при последующем их вывозе или ввозе и помещении соответственно под таможенные режимы экспорта и выпуска для свободного обращения взимались в размере: основной сбор – 0,1 % от таможенной стоимости товаров, дополнительный сбор – 0,05 % от таможенной стоимости товаров, но в совокупности не более:

100 евро –  в случае, если таможенная стоимость  судна не превышает сумму, эквивалентную  1 млн долл. США включительно;

150 евро –  в случае, если таможенная стоимость  судна превышает сумму, эквивалентную  1 млн долл. США, но не превышает  сумму, эквивалентную 5 млн долл. США включительно;

200 евро –  в случае, если таможенная стоимость  судна превышает сумму, эквивалентную  5 млн долл. США и более. 

            При помещении товаров под таможенные режимы переработки, а также при последующем вывозе продуктов переработки за пределы таможенной территории в соответствии с таможенным режимом экспорта или ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения таможенные сборы за таможенное оформление этих товаров взимались в размере: основной сбор – 0,1 % от таможенной стоимости товаров, дополнительный сбор – 0,05 % от таможенной стоимости товаров, но в совокупности не более:

10 евро –  в случае, если таможенная стоимость  товара не превышает сумму,  эквивалентную 200 тыс. долл. США  включительно;

15 евро –  в случае, если таможенная стоимость  товара превышает сумму, эквивалентную  200 тыс. долл. США, но не превышает  сумму, эквивалентную 500 тыс. долл. США включительно;

20 евро –  в случае, если таможенная стоимость  товара превышает сумму, эквивалентную  500 тыс. долл. США и более.

            Таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и (или) вне времени работы таможенных органов республики, в том числе в связи с проведением выставочных, спортивных, культурно-зрелищных и других подобных мероприятий, взимались в двойном размере. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования применения сбора за таможенное    оформление

 

 

Республика Беларусь как суверенное государство активно вырабатывает и осуществляет свою внешнеэкономическую  политику, вступает в мировое экономическое  сообщество. В результате экономической  реформы предприятия, учреждения и  организации любой формы собственности  получили право выхода на внешний  рынок.

Мировой опыт свидетельствует, что  для эффективного осуществления  ВЭД и в тоже время обеспечения  экономической безопасности страны существует объективная необходимость  в её государственном регулировании. Поэтому первостепенное значение для  Республики Беларусь приобрела задача создания эффективного механизма регулирования  внешнеэкономической деятельности, равно как и составной его  части таможенного регулирования, совместимого со сложившейся мировой  практикой и особенностями развития национальной экономики.

Интеграционные процессы между  странами СНГ и формирование Таможенного  союза требуют унификации законодательства особенно в области регулирования  внешнеэкономической деятельности. В связи с этим государством принято  довольно большое количество нормативно-правовых актов, направленных на регулирование  внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования.

На сегодняшний день механизмы  государственного регулирования внешней  торговли полностью не сформировались. Государственным таможенным комитетом  полностью не завершена разработка нормативно-правовой базы и реорганизация  таможенной инфраструктуры.

Вместе с тем, для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию необходимо производить унификацию методов государственного регулирования ВЭД. А это означает необходимость либерализации внешнеторгового режима.

Перестройка системы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь - это  процесс, который должен согласовывать  национальные интересы и правила  в этой области с установившейся международной практикой, а в  тех случаях, когда те или иные вопросы нашли прочное решение  в нормах международного права, опираться  в разработке национальных правил на международные правовые положения, какими являются ГАТТ (Генеральное  соглашение по тарифам и торговле) и иные соглашения, подписанные в  рамках ВТО. Данные соглашения, сегодня  определяют национальные правила и  нормы регулирования внешней  торговли подавляющего большинства  стран мира и должны приниматься  во внимание при разработке системы  государственного регулирования внешних  экономических связей Республики Беларусь.

        Таможенные платежи играют важную роль для государственного бюджета, так как в полном объеме учитываются в его составе доходов в качестве налоговых (НДС, акцизы) и неналоговых (таможенные пошлины, таможенные сборы) доходов. Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнять различные функции. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу. [8]

        При рассмотрении вопросов, связанных с уплатой таможенных платежей, как правило, говорят о взимании таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость. Действительно, бюджетные поступления от взимания именно этих таможенных платежей составляют около 95 % поступлений от деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

Вместе с тем нельзя забывать, что на таможенные органы возложено  взимание и иных платежей, в т.ч. платежей, не связанных с перемещением товаров  через таможенную границу Республики Беларусь. В данном случае речь идет о таможенных сборах. [5]

 

    Сбор  за таможенное оформление претерпел  некоторые изменения в белорусском законодательстве.  Например, как уже было сказано во второй главе, в 2005 году по требованию ВТО данный сбор перестал взиматься в процентах от таможенной стоимости, и были установлены твердые ставки, колеблющиеся от 25 до 50 евро. Нельзя не сказать и о том, что в 2009 году по инициативе ГТК был отменен сбор за таможенное оформление на экспортную продукцию. Так как кризис повлиял на внешнеторговый товарооборот Беларуси, соответственно, сократились и таможенные платежи.

Информация о работе Сбор за таможенное оформление: сущность, функции, порядок и сроки уплаты