Соотношение гражданско-правовых и таможено-правовых институтов в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Таможенное законодательство занимает важное место в правовом механизме внешнеэкономической деятельности. С помощью таможенно-правовых норм регулируются отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Список использованной литературы

Содержание

Введение
1. Таможенное право Российской Федерации 5
2. Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе 11
3. Взаимодействие норм таможенного и гражданского права 14
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Соотношение гражданско-правовых и таможенно-правовых институтов.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Таможенное право»

на тему: Соотношение гражданско-правовых и таможено-правовых институтов в таможенном деле

 

 

Выполнил экстерн:

Т.М. Зуева

договор 0050-06079

специальность: Юриспруденция

Научный руководитель

 

 

 

Москва 2012 г.
Содержание

 

Введение

1. Таможенное право Российской Федерации                                                                                    5

2. Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе                                                                                                                                            11

3. Взаимодействие норм таможенного и гражданского права                                          14

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Таможенное законодательство занимает важное место в правовом механизме внешнеэкономической деятельности. С помощью таможенно-правовых норм регулируются отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Уже на начальном этапе экономических реформ стала очевидной необходимость создания нового, «рыночного» таможенного законодательства. Господствовавшая семь десятилетий государственная монополия внешней торговли по существу свела на нет использование многих важных инструментов таможенной политики, в первую очередь тех, что связаны с тарифным регулированием. Неслучайно саму таможенную службу того периода называли «чемоданной». Ее основной задачей считался досмотр багажа, перемещаемого в пассажирском обороте. Интенсивный рост внешнеторговых связей в последнее время поставил перед таможенной службой России новые задачи.

Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешнеэкономической деятельности. Усилия последнего десятилетия в этой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.

За последние годы Россия присоединилась к ряду международных договоров по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.

Самым значительным шагом следует считать принятие Таможенного кодекса и Законов РФ: "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ связано главным образом с таможенным и гражданским законодательством. Поэтому исследования гражданско-правовых отношений в области такого вида внешнеэкономической деятельности, как комиссия на внешнем рынке и, соответственно, комиссионного договора во внешней торговле остается актуальным на сегодня, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Основной целью написания курсовой работы является анализ соотношения гражданско-правовых и таможено-правовых институтов в таможенном деле. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Дать понятие таможенного права в Российской Федерации.

2.      Рассмотреть соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе.

3.      Изучить взаимодействие норм таможенного и гражданского права.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.


1. Таможенное право Российской Федерации

 

Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями. Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена ТК РФ.[1]

В зависимости от конкретных целей выделяются следующие виды таможенных правоотношений, которые охватывают:

— организацию таможенного дела;

— перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

— регулирование таможенных режимов;

— взимание таможенных платежей;

— предварительные операции;

— таможенное оформление;

— таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;

— валютный контроль;

— совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;

— обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;

— организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций;

— участие РФ в международно-правовом сотрудничестве и регулирование таможенного дела в рамках СНГ, а также отношения, связанные с участием РФ в международно-правовых организациях и сотрудничеством со странами Дальнего Зарубежья в области таможенного дела и др.[2]

Отношения участников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и называются таможенными правоотношениями.

Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.[3]

Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны.

Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и содержание.

Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.

В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются:

1) таможенные органы;

2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;

3) юридические лица и физические лица.

Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа.[4]

Таможенное право является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить две составные части - Общую и Особенную части.

Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.

Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.[5]

Основными целями таможенного права являются:

• создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела. его развитию и совершенствованию:

• обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики:

• создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела: обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях:

• обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов и интересов как России в целом, так и субъектов федерации. В первую очередь речь идет об экономическом суверенитете и экономической безопасности. защите российского рынка, стимулировании развития национальной экономики, а также об активизации связей российской экономики с мировым хозяйством.[6]

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обуславливает применение практически всех имеющихся в действующей системе права способов воздействия на субъектов: административно-правового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два правовых метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений

Основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.

Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.

Учитывая, что этот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.[7]

Под источниками таможенного права имеются в виду правовые акты различных государственных органов, в которых устанавливаются нормы таможенного права — общие правила поведения в таможенной сфере. Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению федеральных органов государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами федерального уровня. В его составе нет, и не может быть правовых актов государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.[8]

Информация о работе Соотношение гражданско-правовых и таможено-правовых институтов в таможенном деле