Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:50, реферат
При Александре III "круто повернулась таможенная политика от фритредерства к протекционизму", расширились покровительственные меры в отношении промышленности, осуществлялся переход к новым буржуазным принципам налогообложения, началось "огосударствление" железных дорог, вводилась питейная и табачная монополия. Эти меры способствовали дальнейшему развитию торговли, промышленности, ликвидации дефицита бюджета, что позволило провести реформу - перейти к золотому обращению. Промышленная и финансовая политика Александра III создавала предпосылки мощного экономического подъема второй половины 90-х годов.
При Александре
III "круто повернулась таможенная
политика от фритредерства к
Экономическая
политика Александра
III была
направлена на решение двух важнейших
задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление
позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался
на расширение внутреннего рынка, одновременный
подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения
средних слоев населения.
9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров
выкупных платежей и списании недоимок по ним за
предыдущие годы. Убытки, понесенные
в результате казной, призвано было покрыть
повышением земельного налога в 1,5 раза, налога
на городскую недвижимость, а также ставок
акцизных сборов на табак, спирт и сахар.
Постепенная отмена подушной подати (1882-1886)
сопровождалась развитием других форм налогообложения:
увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы,
было преобразовано торгово-промышленное
налогообложение, значительно повышены
таможенные пошлины (почти вдвое).
Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных
железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится
контроль над железнодорожным хозяйством
и начинается выкуп государством частных и финансирование
строительства казенных железных дорог.
В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных
банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк,
призванный поддержать помещичье землевладение
(против его создания возражал Н.Х. Бунте).
В январе 1887 г. под нажимом консерваторов,
обвинявших его в неспособности преодолеть
дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.
Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892
), известный ученый-математик и крупный
биржевой делец, сохранил общую направленность
экономической и финансовой политики своего предшественника,
но основной упор сделал на накоплении денежных
средств и повышении курса рубля путем финансовых
и биржевых операций. Вышнеградский усилил
протекционизм в таможенной политике.
В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на
импорт принесло увеличение дохода почти
на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр
таможенного тарифа с целью его централизации
и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской
таможенной политике увеличился ввоз
в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть
дефицит государственного бюджета.
Промышленное развитие России в 80-х - начале 90-х годов.
В большинстве отраслей крупной промышленности
России к 80-м годам XIX в. завершился промышленный
переворот. Экономическая политика
министров финансов Бунге и Вышнеградского
способствовала ускоренному развитию
промышленного производства.
Россия вышла на первое место в мире
по темпам роста добычи нефти и угля.
90-е годы отмечены активным строительством
промышленных предприятий.
Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее
отставание от развитых стран Запада (США,
Англии, Германии и др.) как по технической
оснащенности и энерговооруженности,
так и по объемам добычи угля, нефти, производству
металла и машин на душу населения оставалось
весьма значительным.
Общий объем продукции тяжелой промышленности
России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей
производимой продукции. Лидирующее место
в экономике сохраняла легкая промышленность.
Только текстильное производство давало
продукции в 1,5 раза больше, чем добыча
угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая
и металлургическая промышленность, вместе
взятые.
С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались
на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно,
а также общее снижение темпов развития
внутреннего рынка из-за резкого уменьшения
покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился
длительной депрессией, но в конце 1887 г.
было отмечено оживление сначала в тяжелой,
а затем в легкой промышленности.
Транспорт.
Огромное внимание правительство уделяло
развитию железнодорожного транспорта,
которому придавалось не только хозяйственное,
но и стратегическое значение. С 80-х годов
развернулось строительство новых и выкуп
в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной
сети оказалось в руках государства. Общая протяженность
государственных железных дорог в 1894 г.
составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было
построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается
сеть железнодорожных линий у западных
границ России.
Развивалось речное и морское пароходство.
К 1895 г. число речных пароходов составило
2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению
с дореформенным 1860 годом.
Развитие внутренней и внешней торговли напрямую
было связано с развитием транспорта.
Увеличивается количество магазинов,
лавок, товарных бирж (особенно вблизи
железнодорожных станций). Внутренний
товарооборот в России (без мелкой
торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб.,
увеличившись в 3,5 раза по сравнению с
1873 г.
Бурно развивался внешний рынок. В начале
90-х годов вывоз превышал ввоз на 150-230 млн.
руб. ежегодно. Активный внешнеторговый
баланс был достигнут в основном благодаря
протекционистской тарифной политике
государства. В 80-х годах трижды повышались
ввозные пошлины на уголь, в 1885 г. были
повышены пошлины на импорт железа, в 1887
г.- на импорт чугуна. Во второй половине 80-х годов между Германией и Россией началась таможенная война: на ограничение ввоза
в Германию своей сельскохозяйственной
продукции Россия ответила повышением
ставок на ввоз изделий германской обрабатывающей
промышленности.
Первое место в экспорте прочно занимал
хлеб.
На второе место, вытеснив шерсть, вышел
лес.
Быстрыми темпами рос вывоз промышленных
товаров, который достиг 25% всего экспорта.
В импорте в середине 90-х годов на первое
место вышли машины, на втором месте был
ввоз хлопка-сырца. Затем шли металл, уголь,
чай, нефть.
Главным внешнеторговым партнером России
была Германия (25% российского экспорта, 32% импорта).
На второе место отодвинулась Англия (20%
экспорта и 20% импорта). Третье место в
российском экспорте занимала Голландия
(11%), в импорте - США (9%).