Таможенная политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:10, реферат

Описание

Стратегическим направлением внешнеторговой и таможенной политики России является интеграция хозяйства страны в мировую экономику. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках, поэтому тема весьма актуальна.

Работа состоит из  1 файл

Таможенная политика России на современном этапе.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

  Таможенная  политика России на современном этапе. 

С.С. Явруева, студентка группы Т-44  
 

     Стратегическим  направлением внешнеторговой и таможенной политики России является интеграция хозяйства страны в мировую экономику. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках, поэтому тема весьма актуальна.

     Ключевые  слова: таможенная политика, внешнеторговая деятельность, интеграция хозяйства страны в мировую экономику, защита российского рынка товаров, таможенно-правовое регулирование. 

     Strategic trend of foreign trade and customs policy is the integration of the country in the world economy. Economic security is to minimize the damage to the Russian economy in the world economic environment factors, international competition, inefficient actions of Russian economic actors in global markets, so the topic is highly relevant.

     Keywords: the customs policy, the foreign trade activity, integration of an economy of the country into world economy, protection of the Russian commodity market, customs-legal regulation. 

     Таможенная  политика – часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.

     Целями таможенной политики России являются:

      – интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

      – защита российского рынка товаров;

      – создание условий для функционирования российского рынка;

      – укрепление торгового и платежного баланса страны;

      – рост доходов государственного бюджета;

      – упрочение торгово-политических позиций России;

      – охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

      – защита государственной и общественной безопасности;

      – защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из базовых институтов государственной экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. А также таможенные органы выполняет правоохранительную, оперативно-технологическую деятельность, в соответствии с политикой государства в этой сфере, осуществляется защита рынков от незаконного ввоза и вывоза товаров и транспортных средств. Эта задача способствует выявлению и пресечению контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу РФ запрещен.

     Стратегическим  направлением внешнеторговой и таможенной политики России является интеграция хозяйства страны в мировую экономику. При помощи таможенной политики России стремится к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня, что служит главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.

     Вхождение в мировое рыночное хозяйство  не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

     Россия, через интеграционные процессы должна решать задачи построения инновационно-инвестиционной модели национальной экономики, укрепления отношений с зарубежными странами, создания конкурентоспособной промышленной базы, постепенного преодоления сырьевой направленности экспорта. Первые шаги в мировую экономику были сделаны за счет создания Таможенного Союза, дальнейшей целью является вступление в ВТО. В условиях глобализации мировой экономики, решения задач присоединения России к ВТО возрастает роль и значение таможенного регулировании внешнеторговой деятельности. Будет оказано воздействие на широкий круг экономических проблем, включая не только проведение четкой тарифной политики по отношению к импортируемым товарам (что является одной из главных задач ВТО), но и осуществление самых разных структурных и «внутренних» реформ, таких, как либерализация сферы услуг, защита прав интеллектуальной собственности, модернизация таможенной службы, содействие развитию транспортного комплекса и торговли, развитие конкуренции на внутреннем рынке и т.д.

     Направленность  целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и  на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

     Приоритетной  целью таможенной политики России является пополнение государственного бюджета за счет таможенных платежей. Все виды платежей, взимаемых таможенными органами такие как ввозные и вывозные поплины, налоги (НДС, акциз), сборы (таможенное оформление, таможенное сопровождение), а также средства, получаемые в счет возмещения затрат за хранение товаров на таможенных складах, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

     Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

     В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. 

     В 2009г. их доля в федеральном бюджете составила 48% (3,52 трл. руб.), а другие доходы, такие как налоговые отчисление составили 41% (3,1 трл. руб.) иные поступления (доходов от сдачи в аренду государственного имущества; доходов от продажи государственного имущества)  5% (0,46 трл. руб.), что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

     Приоритеты  таможенно-тарифной политики на среднесрочный  период в целом были определены Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2010г. и плановый период 2011 и 2012гг. Вместе с тем мировой финансовый и экономический кризис, значительное сужение мирового и внутреннего спроса, реализация антикризисных мер, а также создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обуславливают потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики.

     Во-первых, возникает необходимость обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднационального регулирования в рамках Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это потребует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон и учитывать их в рамках решений наднационального органа.

     Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения  позиции России в Таможенном союзе, усилить обоснованность предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны.

     В-третьих, современные задачи российской экономики  диктуют необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс.

     В процессе перехода к инновационной  экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации промышленной и  структурной политики: необходимо повысить степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, обеспечить постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды.

     Одновременно  настройка таможенно-тарифного и  нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

     Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

     Административные  инструменты регулирования внешней  торговли просто необходимы на современном  этапе. С их помощью государство  в условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах – торговых партнерах России.

     Таким образом, место, роль и содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие - объектами таможенной политики.

     Список  литературы: 

     
  1. Таможенный  кодекс Таможенного Союза – М.: ПРОСПЕКТ, 2010.
  2. Сатимов Ш. Таможенно-тарифная политика как фактор обеспечения социальной стабильности // Общество и экономика. – 2010. – № 7-8.
  3. Современная экономика. Лекционный курс / Под ред. проф. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
  4. Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // Внешнеторговое право. – 2007.
  5. Бондаренко, Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. – М.: ИКЦ МарТ, 2007.

Информация о работе Таможенная политика России на современном этапе