Издание
«Положения о торговле на 1811 год» не
привело к желаемому результату:
курс русских ассигнаций не улучшился
после 1811 год. Но оно имело другое
очень важное последствие: Положение послужило
главным поводом к окончательному разрыву
России с Наполеоном и к Отечественной
войне 1812 года. Несмотря на свой резко
запретительный характер, Положение открывало
доступ в Россию (на нейтральных кораблях)
продуктам британских колоний. Когда оно
вступило в действие, в русские порты сразу
пришли около двухсот английских кораблей
под тенерифским флагом для закупки русского
сырья, необходимого для английских мануфактур.
По Тильзитскому договору Россия была
обязана не допустить эти суда в свои порты
или даже конфисковать их. Подчиниться
континентальной системе означало для
России попасть в экономическую ловушку,
искусно подготовленную Наполеоном.
На
основании анализа исторических
и экономических материалов можно
заключить, что новые таможенно-политические
принципы «Положения о торговле на 1811
год», установившие почти запретительную
систему по отношению к ввозу товаров,
но в то же время создавшие благоприятные
условия для торговли с нейтральными государствами,
послужили одним из очень существенных
поводов к окончательному разрыву между
Россией и Францией и началу Отечественной
войны 1812 года. Не подлежит сомнению, что
при обсуждении проекта "Положения
о торговле на 1811 год" Департамент государственной
экономики стремился всемерно удовлетворить
в первую очередь именно классовые требования
дворян-помещиков. Отсюда нельзя не признать,
что император Александр I ради устранения
конфликта с дворянской оппозицией не
побоялся пойти на существенное ухудшение
внешнеполитического положения России.
Беспрерывные
войны, опустошавшие Европу в начале
XIX столетия, после поражения Наполеона
I сменились эпохой дружественных
конгрессов между европейскими державами.
Современники возлагали много надежд
на эти конгрессы, на которых проповедовались
идеи народного братства, всеобщего разоружения
и постоянного мира. Эти идеи гармонировали
с намерениями Александра I, который хотел
воплотить их в жизнь еще в первые годы
своего царствования. В частности, на конгрессах
высказывались пожелания установления
дружественных торговых связей между
нациями, прекращения всяких стеснений
в международной торговле и т.п.
Под
влиянием этих идей, совпадающих с
личными взглядами императора, воспитанного
на теориях свободы торговли, Александр
I согласился на Венском конгрессе смягчить
суровость российского таможенного тарифа
и содействовать экономическому сближению
России с западноевропейскими державами.
В этом духе и был издан тариф 1816 года.
В Манифесте было сказано, что “...по восстановлении
свободных политических и торговых отношений
между европейскими державами признано
за благо, для пользы общественной допустить
некоторые перемены в запретительной
торговой системе...”.
Тариф
1816 года, однако, представлял собою
меру переходную и довольно осторожную.
Множество товаров, запрещенных Положением
о торговле 1810 года, остались недозволенными
к ввозу. В остальном пошлинное обложение
понизилось в среднем на 50 %, отчего тариф
и заслужил название “половинного”. Но
за изданием этого тарифа вскоре последовали
и другие уступки.
После
раздела Польши по Венскому трактату
было решено, что области бывшего
польского королевства, отошедшие
к трем различным монархиям (Россия,
Пруссия, Австрия) должны сохранять
определенные торговые связи между
собой. Таким образом, выработка
таможенного тарифа для Царства Польского
по его торговле с польскими провинциями
Австрии и Пруссии должна была быть произведена
путем соглашения трех держав.
Представители
России, Австрии и Пруссии собрались
в 1817 году в Варшаве для выработки
подробного документа. Австрия и Пруссия
потребовали привилегий для своего импорта
не только в Царство Польское, но и собственно
в Россию. В связи с этим переговоры затянулись
и обострились, а русско-прусская конвенция
была подписана в Петербурге лишь в конце
1818 года. Усилия польских провинций сохранить
в отношении трех монархий свою таможенно-политическую
самостоятельность оказались безрезультатными.
Такое особое положение не было им предоставлено
ни одной из держав, в том числе и Россией,
которая ввела польскую территорию в свою
таможенную границу. Однако самым интересным
и удивительным в конвенции было следующее:
все европейские государства установили
рядом с таможенными пошлинами еще и внутренние
сборы или так называемые консомационные
пошлины.
Мотивом
к такому двойному обложению послужило
установление особого порядка взимания
пошлины с привозных товаров. Первая (привозная)
пошлина должна была взиматься на пограничных
таможнях, а вторая (консомационная) - при
выпуске товара во внутреннее потребление.
На деле же двойное таможенное обложение
практически делало недействительными
низкие таможенные ставки, предписанные
международными торговыми трактатами.
Составители русско-прусской конвенции
вместо того, чтобы рассмотреть вопрос
о сокращении совокупности привозных
и консомационных пошлин, намеренно упростили
себе работу, включив в документ лишь привозные
пошлины.. Такое построение договора имело
два важных последствия: во-первых, в льготный
тариф, призванный служит развитию торговых
отношений между Россией и Пруссией, попали
такие продукты, которые не производились
ни в той ни в другой стране (например кофе,
какао и т.п.), а, во-вторых, совершенно ясно,
что приведенная выше оговорка уничтожала
весь смысл конвенциального тарифа, предоставляя
возможность каждой стороне облагать
поименованные в нем товары какими угодно
пошлинами под видом консомационных. Таким
образом, исполнение условий конвенции
практически стало зависеть лишь от доброй
воли монархов, ее подписавших. Однако,
для России этот договор имел и другие
далеко идущие последствия.
Акт
русско-прусской конвенции был ратифицирован
Александром I по докладу графа Нессельроде,
который, несомненно, несет главную
ответственность за последствия
этого трактата. Успокаивая общественное
мнение, граф утверждал, что конвенция
является, по сути, фиктивным актом и, с
международной точки зрения, Россия не
приняла на себя никаких пошлинных обязательств.
Однако при этом он забывал о том, что по
этой конвенции Россия должна была отменить
многочисленные полные запрещения ввоза,
которые были установлены в 1816 году на
12 лет, то есть полностью изменить свой
общий тариф 1816 года, согласовав его с
договорными соглашениями. Альтернативой
было лишь установление таможенной границы
между Россией и Царством Польским. Первая
попытка заключения конвенциального торгового
договора между европейскими странами
явно не удалась, и таможенная политика
Европы вновь вернулась в русло меркантилизма.
России с помощью русско-прусской конвенции
был буквально навязан тариф 1819 года, который,
по словам будущего министра финансов
графа Канкрина “...убил русскую промышленность”.
Тариф
1819 года нанес чрезвычайно сильный
удар мануфактурной промышленности
России, как отменой запрещений на
ввоз иностранных товаров, так и
той резкостью, с которой, с его
изданием, Россия перешла от строго
запретительной системы, к системе, допускающей
большую свободу внешней торговли. В России
он был в высшей степени непопулярен. Уже
при самом издания тарифа был выдвинут
вопрос о его как можно более скорой отмене.
Космополитические идеи о благах, которые
свободный товарообмен приносит государству,
исчезли также быстро как и возникли. Русские
промышленники прямо заявили, что государство
оказывает поощрение производству других
стран, а собственные его предприятия
должны закрыться. Влиятельная при царском
дворе партия приверженцев покровительственной
политики во главе с министром финансов
Гурьевым не скрывала того, что она осуждает
не только сделанные соседним государством
уступки, но и всякого рода договорные
соглашения. К ней присоединилась партия
представителей польских интересов, которая
стремилась к экономическому возрождению
и обособлению старого Царства Польского,
как к основе для национального возрождения
Польши. Одно из самых действенных средств
к достижению этой цели польская партия
видела в противодействии установлению
согласия между Россией и Пруссией. С течением
времени польские политики несколько
убавили свои национальные притязания,
но это не помешало им проявить в истолковании
и применении русско-прусского торгового
договора явную нелояльность.
Тариф
1819 года был введен в действие в 1820
году. Его влияние на внешнюю торговлю
и на внутреннее производство сказалось
настолько быстро, что правительство уже
в 1821 году осознало свою ошибку. Кроме
того, оказалось что иностранные правительства
вовсе не намерены приносить свои личные
интересы в жертву общеполитическим европейским
интересам и вводить у себя систему свободной
торговли, о которой так много было сказано
на Венском конгрессе.
Русское
правительство собственной властью отменило
конвенцию 1818 года и издало в 1822 году новый
тариф, который почти целиком возвратился
к постановлениям тарифа 1816 года с теми
же многочисленными запрещениями и высокими
ставками. Таможенная черта между Россией
и Польшей, уничтоженная тарифом 1819 года,
была вновь восстановлена.
Пруссия,
естественно, возмущалась такой
односторонней отменой конвенции и
новым русским тарифом, никак не желая
примириться с этим, как со свершившимся
фактом, но ее протесты были оставлены
без внимания.
В
таможенной и торговой политике Канкрин
был убежденным приверженцем протекционизма.
Крайности тарифа 1822 года, имевшие характер
прямых запрещений, он признавал излишними,
хотя в своих основах этот тариф соответствовал
его взглядам. Под руководством Канкрина
русская таможенная политика постепенно
перешла от так называемой охранительной
системы к системе защиты протекционистских
и фискальных интересов. Система “охранения”,
то есть препятствование ввоза из-за границы,
не считающаяся с народнохозяйственными
потребностями собственной страны, мало-помалу
была оставлена; таможенная политика перестала
служить орудием в политических столкновениях,
приспосабливаясь к настоящим нуждам
народного хозяйства. Если несмотря на
это еще сохранялось много сурового и
даже невыносимого в таможенных условиях,
то это обуславливалось уже фискализмом,
более чем когда-либо стремившимся к превращению
таможенного дела в “дойную корову”.
Предпринятые
Канкриным за время своего управления
министерством финансов шесть пересмотров
таможенного тарифа содействовали
улучшению торгового баланса
и пополнению государственной казны.
Многие запрещения ввоза были отменены,
но вновь допущенные к ввозу товары обложены
высокими пошлинами, некоторые тарифные
ставки были для оживления импорта понижены,
так как предполагалось, что данные товары
смогут вынести и более высокое обложение.
Таможенная политика должна была служить
одновременно интересам внешней торговли
и фискальным. Если эти интересы сталкивались,
предпочтение отдавалось по общему правилу
фискальным соображениям.
Результаты
этой таможенной политики были в общем
благоприятны. Таможенный доход возрос
при Канкрине (с 1823 по 1844 год) на 250%, с
11 до 26 млн. рублей. Кроме того, промышленность
под защитой высоких таможенных пошлин
сделала весьма заметные успехи. Таможенная
система, освободившись от внешнеполитической
зависимости, показала себя прекрасным
инструментом экономического регулирования
и пополнения государственной казны.
3.
Хронология событий
и фактов по
истории таможенного
дела России
- Х в. Возникновение
таможенного дела в Киевской Руси. (Слово
«мыт» употребляется в Договоре Руси с
Византией в 907 г.).
- XIII в. Вводятся
понятия «тамга» (от татарского слова
клеймо или печать — сугубо фискальная
пошлина, взималась сначала в тех случаях,
когда при продаже товара требовалось
приложение печати князя или его наместника)
и «тамжить» — взыскивать пошлину — тамгу.
- XIII в., вторая
половина. Появляются понятия «таможенный
голова», «таможенник», «таможенная грамота».
- 1498 — 1571. Практикуется
выдача уставных таможенных грамот —
попытки московских князей упорядочить
таможенные сборы и обязанности откупщиков.
- «Судебник»
— первый нормативный документ, в котором
имелись статьи по таможенному делу.
- Грамоты английским
купцам на беспошлинную торговлю в России
(действовала до 1570 г.).
- 1596 Царский
указ о передаче всех частных мытов в ведение
голов и целовальников. Половина от вырученных
денег направлялась в казну.
- Соборное
Уложение (глава IX посвящена таможенному
делу).
- 1649, июнь Именной
Указ Алексея Михайловича «О высылке английских
купцов из России и по приезде им токмо
к Архангельску за многие несправедливые
и вредные их для торговли Российской
поступки, особенно же за учиненное в Англии
убийство короля Карла I». Указ отменил
таможенные льготы англичанам и разрешил
им торговать только в Архангельске.
- 1653, 25 октября.
Именной Указ с боярским приговором «О
взимании таможенной пошлины с товаров
в Москве и городах с показанием по скольку
взято и с каких товаров», получил название
Торговый устав. Первый законодательный
таможенный свод законов на Руси. Многочисленные
таможенные пошлины были заменены единой
рублевой. Пошлины с иноземцев были повышены.
- 1667, апрель.
Новоторговый устав — первый законодательный
документ по таможенному делу.
- Указ Петра
I о передаче управления таможнями выборным
бурмистрам из торгово-промышленной среды,
избираемым ежегодно «добрых и правдивых
людей, поскольку человек захотят».
- Восстановление
откупной системы взимания таможенных
сборов по сухопутной границе России (еще
раз подтверждена в 1721 г.).
- 1719, март.
Принятие Регламента (устава) Государственной
Коммерц-Коллегии — управление таможнями
перешло Коммерц-Коллегии.
- 1724. Протекционистский
таможенный тариф, положивший начало таможенному
покровительству промышленности. Высота
таможенного обложения соответствовала
степени развития отечественного производства
(от 3% до 75% от цены товара).
- 1724. Морской
торговый регламент и Устав.
- 1725. Понижение
тарифных ставок, отход от политики таможенного
протекционизма, проводимой Петром I.
- 1731 Новый
таможенный тариф. Отмена покровительственной
системы Петра I.
- 1731 Морской
пошлинный регламент (дополненный и переработанный).
- 1753—1754 Ликвидация
внутренних таможенных границ, отмена
внутренних таможенных пошлин и всех «мелочных
сборов». Введение единообразной таможенной
пошлины, взимавшейся со всех ввозимых
и вывозимых товаров.
- 1754. Учреждение
института таможенных объездчиков.
- 1755. 1 декабря.
Первый Таможенный устав.
- 1782, 27 сентября.
Именной указ Екатерины II «Об учреждении
особой таможенной пограничной цепи и
стражи для отвращения потаенного провоза
товаров». Учреждение таможенной пограничной
стражи в западных пограничных губерниях.
- 1782, 27 сентября.
Либеральный таможенный тариф, направленный
на укрепление курса рубля.
- 1789, июнь.
Указ о запрещении привоза в Россию товаров
через сухопутные таможни по западной
границе — крайняя мера для предотвращения
контрабанды.
- 1793, февраль.
Указ Екатерины II «О прекращении сообщения
с Францией, по случаю произошедшего в
оной возмущения и умерщвления короля
Людовика XVI. и высылке французов из России,
исключая тех, которые под присягою отрекутся
от революционных правил». Указом было
прекращено действие торгового договора
России с Францией 1786 г.
- 1811. «Положение
об устройстве пограничной казачьей стражи».
- 1819. Таможенный
устав, определяющий положения о таможенных
нарушениях (перенесенные затем в 1845 г.
в Уложение о наказаниях). С этого времени
под контрабандой признавали не только
факт тайного перемещения товаров через
границу, но и попытку их сокрытия в поданных
документах. Таможни в зависимости от
количества обрабатываемых грузов разделялись
на четыре класса. Важнейшие таможни были
прямого подчинения (непосредственно
Министерству финансов), остальные подчинялись
начальникам таможенных округов. Охрана
границы по Уставу возлагалась на таможенную,
а затем на пограничную стражи, подчинявшиеся
Министерству финансов.
- 1819—1820. Новый
таможенный тариф снял все запреты на
импорт и экспорт товаров. Нанес серьезный
урон отечественной промышленности.
- 1822. Запретительный
таможенный тариф. Начало эпохи интенсивной
таможенной охраны российской промышленности
(до 1844 г.). Формирование идеологии промышленного
протекционизма.
- 1827. «Положение
об устройстве пограничной таможенной
стражи». Реорганизация погранично-таможенной
службы. Сосредоточение непосредственного
руководства таможенным делом России
в Департаменте внешней торговли Министерства
финансов.
- 1827, 2 сентября.
Утверждение таможенного флага: светло-зеленый
фон с белым Андреевским крестом.
- 1837. «Положение
о Балтийской крейсерской флотилии» для
надзора за морской таможенной полосой.
Флотилия подчинялась Министерству финансов
и одновременно входила в Военно-морской
флот страны.
- 1850, октябрь
Новый таможенный тариф положил начало
фритредерскому этапу таможенной политики,
поддерживающей экономический либерализм
и свободу торговли.
- 1857, 25 апреля.
Новый таможенный тариф. Ориентация таможенной
политики на экономический либерализм
и фритредерство.
- 1868, 1 июля.
Государственный Совет России принял
постановление, закрепившее «Положение
о морской пограничной полосе».
- 1877, 1 января.
Введен порядок уплаты таможенных платежей
в золотых рубля. С учетом курса рубля
кредитного к золотому таможенные пошлины
увеличились на 50%.
- 1885. Повышение
пошлин на 10—20%.
- 1890. Повышение
таможенных пошлин на 20 %.
- 1891, 11 июня.
Таможенный тариф, подготовленный под
руководством Д.И. Менделеева. Явился кульминационным
пунктом политики протекционизма и завершил
формирование таможенно-тарифного механизма.
- 1892. Таможенный
устав. Получило развитие законодательство
о борьбе с контрабандой в связи с ее резким
возрастанием от проведения таможенной
политики протекционизма; о таможенной
охране на море и прибрежных водах; о создании
корчемной стражи на западной границе.
- 1893, 1 июля.
Закон о двойном таможенном тарифе (товары
стран, не представивших России льготные
условия, облагались пошлинами, повышенными
до 30%), что привело к таможенной войне
с Германией.
- 1893, начало
1894. Таможенная война Германии и России.
- 1894. Торговый
договор между Россией и Германией на
10 лет. Отказ от принципа таможенно-тарифной
автономии. Принятие конвенционного тарифа.
- 1900. Значительное
повышение пошлин более чем по 100 статьям
тарифа
- 1904, 15 июля.
Дополнительная конвенция к русско-германскому
торговому договору 1894 г.
- 1904. Таможенный
устав. Введен новый раздел «О привозе
товаров по железным дорогам».
- 1906, 16 февраля.
Введение в действие тарифа 1903 г., отличавшегося
ярко выраженным протекционистским характером.
Несмотря на давление Германии и снижение
пошлин, по многим статьям линия на защиту
отечественной промышленности была сохранена.
- 1910. Таможенный
устав. Включены новые статьи таможенного
законодательства по вопросам борьбы
с контрабандой. Органам таможенного надзора
предоставлено право на самостоятельное
производство обысков и выемок товаров
в пределах 100-верстовой полосы от границы.
- 1911, 27 июля.
Министром финансов утвержден «Наказ
чинам Корчемной стражи в Приморской и
Амурской областях», направленный на предотвращение
«водворения из-за границы контрабандных
предметов, подлежащих обложению акцизу
в пределах 50 верст от границы».
- 1915, февраль.
Повышение ставок таможенного тарифа
в связи с тяжелым финансовым положением
страны.
- 1917, январь.
Проект последнего дореволюционного протекционистского
тарифа.
- 1917, сентябрь.
Съезд таможенных служащих России. Избран
ЦК профсоюзов таможенных работников
России. Инструкция «О правилах въезда
и выезда из РСФСР».
- 29 декабря.
Декрет СНК РСФСР «О порядке ввоза и вывоза
товаров», согласно которому во внешней
торговле устанавливалась разрешительно-запретительная
система на провоз товаров через границу.
- 1918, 22 апреля.
Декрет «О национализации внешней торговли».
Вся внешняя торговля национализировалась.
Торговые сделки по покупке и продаже
всякого рода продукции (добывающей, обрабатывающей
промышленности, сельского хозяйства
и пр.) с иностранными государствами и
отдельными торговыми предприятиями за
границей производились от лица Российской
Республики специально на то уполномоченными
органами. Помимо этих органов, всякие
торговые сделки с заграницей для ввоза
и вывоза воспрещались...
- 1918, 29 мая.
Декрет СНК РСФСР «О разграничении прав
центральной и местных Советских властей
по собиранию пошлин и регулированию деятельности
таможенных учреждений». В интересах точного
разграничения прав центральной и местных
Советских властей по собиранию пошлин,
а также регулирования деятельности местных
таможенных учреждений обложение таможенной
пошлиной и другими сборами товаров, провозимых
через границу, принадлежит исключительно
центральной государственной власти.
Таможенные учреждения являются органами
центральной Советской власти и управляются
непосредственно Комиссариатом финансов
по Департаменту таможенных сборов. Никакие
гражданские и военные власти, а равно
профессиональные организации не имеют
права вмешиваться в черте действий таможен
в распоряжения, вытекавшие из хода таможенного
дела. Напротив, все власти оказывают полную
поддержку законным требованиям таможенных
учреждений.
- 1918, 29 июня.
Декрет СНК РСФСР, согласно которому Департамент
таможенных сборов и Главное управление
пограничной охраны перешли из Народного
комиссариата по финансовым делам в ведение
Народного комиссариата торговли и промышленности
(ведавшего в то время внешней торговлей).
Департамент таможенных сборов был переименован
в Главное управление таможенного контроля.
- 1920, май. Декрет
«О запрещении вывоза из страны без разрежения
Наркомпроса музыкальных инструментов».
- 1920, 14 мая.
Постановление Совета труда и обороны
«О борьбе с контрабандой».
- 1920, 11 июня.
Наркомат торговли и промышленности (НКТиП)
в Наркомат внешней торговли (НКВТ) с передачей
ему всех функций в сфере управления таможенным
делом.
- 1920, 4 декабря.
Декрет СНК РСФСР о временных правилах
ввоза из-за границы и обратного вывоза
иностранных товаров. К ввозу в РСФСР допускались
только товары, приобретенные или разрешенные
к ввозу НКВТ или уполномоченными им на
то организациями и лицами. Декрет устанавливал,
что товары, ввозимые с отступлением от
указанного порядка считаются контрабандными
и конфискуются таможенными учреждениями.
- 1921, 3 января.
Декрет СНК РСФСР «О реквизициях и конфискациях».
- 1921, 3 ноября.
Декрет СНК РСФСР «О взысканиях, налагаемых
на транспортных служащих за нарушение
таможенных правил».
- 14 февраля.
Первый советский таможенный тариф по
европейской привозной торговле.
- 1922, 23 февраля.
Создан Таможенно-тарифный комитет (ТТК)
при СНК РСФСР.
- 1922, 31 марта.
Временное положение о местных таможенных
учреждениях.
- 1922, 15 июля.
Первый советский таможенный тариф по
европейской вывозной торговле.
- 1922. Постановление
Совета труда и обороны (СТО) о реорганизации
пограничной охраны. Охрана государственной
границы была возложена на Особый отдел
Всероссийской Чрезвычайной Комиссии
(ВЧК). В качестве одной из главных задач
пограничных войск выдвигалась борьба
с политической, военной и экономической
контрабандой по всей границе, кроме тех
мест, где имеются таможенные учреждения.
В 1922 г. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия
была упразднена, а охрана границ и борьба
с нарушениями пограничного режима была
возложена на НКВД (Декрет ВЦИК от 6 февраля
1922 г.).
- 1924, 8 января.
Второй советский таможенный тариф.
- 1924, 14 декабря.
Президиумом ЦИК СССР утвержден Таможенный
устав СССР.
- 1925. Создание
отделений Главного таможенного управления
в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии и 11 районных
таможенных инспекторских управлений.
- 1925, 5 мая.
Положение о технических совещаниях как
рабочих органах таможенных учреждений.
- 1925, 11 февраля.
Третий советский таможенный тариф.
- 1925, 19 декабря.
Таможенный кодекс СССР, заменивший Таможенный
устав.
- 1929. Введение
правил пропуска через государственную
границу предметов, подлежащих рассмотрению
органами Главного управления по делам
литературы и издательств (Главлита).
- 1930. Свод таможенных
тарифов в СССР.
- 1935—1938. Инструкции
по осуществлению контрольно-инспекторских
функций в отношении перевозок внешнеторговых
грузов.
- 1940, сентябрь.
Постановление СНК «О транзите иностранных
товаров через территорию Союза ССР».
- 1941—1944. Прекращение
(приостановка) деятельности многих таможенных
учреждений в связи с началом Великой
Отечественной войны.
- 1924. Инструкция
ГТУ по ведению дел о контрабанде. Все
виды контрабанды рассматривались как
уголовные деяния.
- 1943. Беспошлинный
пропуск из-за границы благотвори
тельных грузов. Все остальные товары
облагались минимальными пошлинами.
- 1950-е годы.
Привлечение на таможенную службу выпускников
вузов, владеющих иностранными языками.
Создание ежегодных Всесоюзных курсов
повышения квалификации работников таможенных
учреждений.
- 1953. Новые
правила таможенного досмотра и пропуска
ручной клади и багажа.
- 1958. Существенные
изменения в законодательстве по борьбе
с контрабандой (классификация уголовно-
и административно наказуемой контрабанды).
- 1953. Новый
(льготный) таможенный тариф СССР. (Средний
уровень всех ввозимых в СССР товаров
стал ниже в два раза, чем в США. Беспошлинный
ввоз был разрешен на 60% всего импорта.)
- 1962, 18 июля.
Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи
по таможенным вопросам, подписанное в
Берлине. (Ратифицировано Президиумом
Верховного Совета СССР 30 января 1963 г.).
- 1964, 5 мая.
Новый Таможенный кодекс СССР. Подтвердил
монополию государства на внешнюю торговлю.
- 1971. Усиление
административной ответственности
за контрабанду валюты и валютных ценностей.
- 1976. Осуществление
ряда мероприятий по недопущению
незаконного вывоза из страны культурных
ценностей.
- 1977. Новые
правила таможенного контроля за вещами
лиц,
следующих через государственную границу
СССР.
- 1981, 27 апреля.
Новый таможенный тариф СССР.
- 1986, 12 февраля.
Преобразование ГТУ Министерства внешней
торговли в Главное управление государственного
таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете
Министров СССР.
- 1987, 13 июля.
Положение о Главном управлении государственного
контроля при Совете Министров СССР.
- 1986—1989. Комплекс
мероприятий по организационно-правовому
развитию системы таможенных органов.
- 1991. Таможенный
кодекс СССР и Закон СССР «О таможенном
тарифе».
- 1991, 25 октября.
Указ Президента Российской Федерации
«О государственном таможенном комитете
Российской Федерации».
- 1991, декабрь.
Положение о Государственном таможенном
комитете. Образование центрального органа.
- 1992, 24 мая.
Постановление Совета Министров — Правительства
Российской Федерации «О неотложных мерах
по усилению таможенного контроля на государственной
границе Российской Федерации».
- 1992, 18 июня.
Указ Президента Российской Федерации
«О неотложных мерах по организации таможенного
контроля в Российской Федерации».
- 1993, 1 июля.
Закон РФ «О таможенном тарифе Российской
Федерации».
- 1993, 22 сентября.
Постановление Совета Министров — Правительства Российской
Федерации о создании Российской таможенной
академии.
- 1993, 23 декабря.
Совет глав правительств СНГ утвердил
положение «О Совете руководителей таможенных
служб государств — участников Содружества».
- 1994, 25 октября.
Указом Президента РФ утверждено Положение
о Государственном таможенном комитете
РФ.
- 1995, 6 января.
Соглашение о Таможенном союзе между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь.
- 1995, 27 января.
Соглашение о Таможенном союзе между Республикой
Беларусь, Российской Федерацией и Республикой
Казахстан.
- 1995, 6 марта.
Указ Президента РФ «Об основных принципах
осуществления внешнеторговой деятельности
в Российской Федерации».
- 1995, 29 марта.
Соглашение о Таможенном союзе между Республикой
Беларусь, Российской Федерацией, Республикой
Казахстан и Республикой Кыргызстан.
- 1995, 16 октября.
Федеральный закон «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности».
- 1 сентября.
Постановление Правительства РФ «О Федеральной
целевой программе развития таможенной
службы Российской Федерации на 1996—1997
годы и на период до 2000 года».
- 2003. Принятие
новой редакции таможенного кодекса Российской
Федерации.
- 2004. Реорганизация
ГТК в Федеральную таможенную службу (ФТС).