Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 18:10, реферат
Изучение исторического опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность и того какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает.
Кроме того, определяются и основные направления деятельности и функции таможенных органов, которые закреплены непосредственно в Таможенном кодексе и достаточно многообразны. Тем не менее, в числе функций таможенных органов особую роль играют правоохранительная деятельность таможенных органов, а так же их деятельность по раскрытию и борьбе с нарушениями таможенного законодательства. Естественно, что с развитием таможенного дела будут появляться, создаваться новые таможенные структуры и звенья, соответствующие изменяющимся, динамичным потребностям и задачам в сфере таможенного дела.
Глава 1: Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в РФ
1.1. Зарождение таможенного дела……………………………………………..
1.2. Определение таможенного дела и его назначение………………………
1.3. Содержание и структура таможенного дела в РФ………………………
1.4. Цели таможенного дела……………………………………………….…….
ГЛАВА 2:Характеристика таможенного режима
2.1. Таможенный режим «Выпуск для внутреннего пользования»………
2.2. Правила и принцип заполнения грузовой таможенной декларации..
Приложение: Пример заполнения ГТД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1: Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в РФ
ГЛАВА 2:Характеристика таможенного режима
Приложение: Пример заполнения ГТД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
ГЛАВА 1:Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в РФ
1.1. Зарождение таможенного дела
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины была названа в честь города -- «тариф». С тех пор таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов пополнения казны (а ныне -- государственного бюджета).
В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» -- сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.
Большое влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» -- место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и, естественно, «таможенник» -- служилый человек, взымавший тамгу.
Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда была в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. А по мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзимания (т. е. формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое) закрепление.
Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую, экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на становление общероссийского рынка, включение его в сферу межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы, создания централизованного российского государства, установления и развития его международных связей.
В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы и о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о ставках пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных книг. Постепенно складывалось таможенное законодательство, и упорядочивались процедуры его применения.
По мере становления и развития в России централизованного государства развивалась и его таможенная охрана (прототип современных таможенных органов), основной задачей которой являлся сбор пошлин для пополнения государственной казны.
К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми (таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.
Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что таможенная служба строилась на безвозмездной основе -- «служба на веру»: к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность. Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» -- представители купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.
Вторым способом формирования таможен и сбора пошлин в те времена была «сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя при этом штат таможни на свое усмотрение.
Какой из этих способов пополнения казны за счет таможенных пошлин был более приемлемым и эффективным, сказать однозначно трудно. В обоих способах были и свои плюсы, и свои минусы.
Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовало бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика России тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие кожи и др.). На товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная (от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.
Свидетельств влияния российской таможенной политики на международные отношения, международную торговлю очень много. Впечатляет исторический факт о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, сорвавший, по существу, установленную им экономическую блокаду Англии.
Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут служить взаимоотношения России и Германии в период 1893--1894 гг., когда в течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.
При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов.
Создание таможенной системы России в современный период опирается на ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период развития нашего государства.
После революции 1917 г. Советское правительство начало национализацию и монополизацию внешней торговли. Кроме этого, рано весьма скептически отнеслось к таможенной системе царской России и принялось усердно ее реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.
К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преобразования, затронувшие и таможенную службу. Более полувека (с 1930 по 1990 год) таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использовались в незначительной мере, уступив место политическим и идеологическим факторам.
И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.
Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.
1.2. Определение таможенного дела и его назначение
Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
В соответствии со статьей 1 п.2 Таможенного Кодекса Российской Федерации, приятого 25 апреля 2003г., таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов, и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Общее руководство таможенным длом осуществляет Правительство РФ. Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Это определение носит законодательный характер (оно содержится в ст. 1 ныне действующего Таможенного кодекса РФ 2003 г.
В Государственном таможенном комитете РФ при участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект нового Таможенного кодекса России, который более емко, чем действующий Таможенный кодекс, характеризует понятие таможенное дело -- это сфера деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств» взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.
1.3. Содержание и структура таможенного дела в РФ
Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
Статья 12. Перемещение товаров (в том числе валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу
1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.