Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:28, доклад
Таможенная стоимость - одна из основных категорий таможенного права. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ в ст. 1 так определяет понятие таможенной стоимости: таможенной стоимостью импортируемых товаров должна быть цена (стоимость) сделки, то есть цена, действительно уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная в соответствии со статьей 8 Соглашения.
сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров;
3) платежи за использование
объектов интеллектуальной
4) любая часть
дохода, полученного в результате
последующей продажи,
5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
6) расходы по погрузке,
выгрузке или перегрузке
7) расходы на страхование
в связи с международной
Цена сделки и указанные обязательные дополнительные начисления к ней иначе называют компонентами (элементами) таможенной стоимости, образующими в совокупности ее структуру.
Исходя из изложенного, основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод). Определение первого метода как основного означает, что таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров должна определяться по этому методу во всех случаях, когда выполняются условия его применения, установленные Законом РФ "О таможенном тарифе".
В зарубежных государствах - участниках Соглашения о применении статьи VII ГАТТ соответствующие положения в полной мере реализуются на практике: порядка 90 - 98% всех экспортно-импортных операций оцениваются с использованием первого метода. Большинство товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, также оценивается по первому методу.
2. Методы таможенной
оценки, предусмотренные Законом
РФ "О таможенном тарифе", применяются
в строго заданной
Последовательное
применение методов - один из основополагающих
принципов таможенной оценки товаров.
Его практическая значимость сводится
к тому, что величина таможенной
стоимости, определенная с помощью
каждого последующего метода, все
с большей степенью отдалена от реальной
стоимости конкретного
Последний из предусмотренных настоящим Законом резервный метод (метод 6) согласно п. 2 комментируемой статьи может применяться только в том случае, если таможенная стоимость не может быть определена с использованием ни одного из предыдущих методов. Выбранная законодателем формулировка подчеркивает исключительный "статус" резервного метода, допускающий его использование только в тех случаях, если невозможно использовать ни один из предыдущих оценочных методов.
В отечественной
правоприменительной практике при
корректировке таможенной стоимости
таможенными органами резервный
метод используется наиболее часто.
Во многих случаях это оправданно.
Законом РФ "О таможенном тарифе"
установлены довольно строгие требования
к ценовой информации, которая
может быть взята в качестве основы
для определения таможенной стоимости,
и к условиям применения методов
таможенной оценки (см. подробнее комментарий
к ст. ст. 19 - 23). Информация, отвечающая
этим требованиям, в таможенном органе
зачастую отсутствует. Таким образом,
таможенные органы "выходят" на резервный
метод, допускающий гибкое применение
2 - 5 оценочных методов. При последующем
рассмотрении споров относительно правомерности
применения таможенными органами резервного
метода таможенной оценки довод об
отсутствии информации для использования
предыдущих методов принимается
судами лишь в случае подтверждения
таможенными органами объективной
невозможности получения или
использования такой
3. Следующий важный
принцип таможенной оценки
Количество товара, подлежащего передаче продавцом покупателю, является существенным условием договора купли-продажи. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. В соответствии с п. 2 ст. 465 ГК РФ если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.
В пункте 1 названного
выше Постановления "О некоторых
вопросах практики рассмотрения споров,
связанных с определением таможенной
стоимости товаров" Пленум ВАС
РФ пояснил, что условие о количественной
определенности не выполнено, если в
документах, выражающих содержание сделки,
отсутствует ценовая
На практике очень
часто контрагентами
Рекомендации по обоснованию в судах позиции таможенного органа в случае принятия таможенным органом решения о несогласии с использованием первого метода определения таможенной стоимости товара (по цене сделки), а также по обоснованию последовательности применения методов 2 - 6, направленные письмом ФТС России от 13.07.2005 N 15-101/23664.
В соответствии с
пунктом 5 Положения о контроле таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации, утвержденного
Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, признаком
возможной недостоверности
В пункте 2 Постановления
от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах
практики рассмотрения споров, связанных
с определением таможенной стоимости
товаров" Пленумом ВАС РФ также
подтверждено, что признаки недостоверности
могут проявляться в
На возможную
недостоверность могут
Однако доказать недостоверность представленных документов и сведений очень сложно (для этого необходимо проведение экспертизы документов, что может повлечь значительные временные и финансовые расходы, не говоря уже о том, что проведение экспертизы в отношении всех товаров, заявленная таможенная стоимость которых вызывает сомнение просто невозможно).
Наличие же только признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости является основанием для принятия таможенным органом решения об уточнении таможенной стоимости, однако не является основанием для принятия решения о ее корректировке.
Заявленная таможенная
стоимость и достоверность
Под несоблюдением условия о документальном подтверждении и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, информации об условиях поставки и оплаты товаров либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п. 1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ).
Требование о достоверности и документальном подтверждении сведений, относящихся к определению таможенной стоимости, нельзя считать выполненным в случаях, когда представленные при таможенном оформлении документы не содержат точных сведений либо содержат противоречивые сведения о существенных условиях сделки, влияющих на таможенную стоимость товара (предмет сделки, количество, цена), отсутствуют сведения о наименовании и полной характеристике товаров (в том числе ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения, упаковка, общая сумма контракта, цена за единицу товара), об условиях поставки товаров. Поскольку при использовании первого метода таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то в первую очередь рассматриваются документы, выражающие содержание сделки (внешнеторговый контракт, дополнительные соглашения к нему, спецификации и иные документы, являющиеся его неотъемлемой частью). Исходя из законодательного определения цены сделки как цены, уплаченной или подлежащей уплате за товары, отсутствие на момент таможенной оценки документов об оплате товаров не может рассматриваться как невыполнение требования о документальном подтверждении цены сделки.
В целом перечень
основных документов, которыми может
быть подтверждена заявленная таможенная
стоимость, утвержден Приказом ГТК
России от 16.09.2003 N 1022 и различается
в зависимости от того, осуществляется
ли ввоз или вывоз товаров, а также
от применяемого метода определения
таможенной стоимости. Помимо основных
документов таможенный орган на основании
п. 4 ст. 323 ТК РФ вправе запросить у
декларанта дополнительные документы
в целях подтверждения